Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. - главный специалист - эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист - эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/12-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Информационные Вычислительные Технологии" (далее - Общество) рекламы способом, противоречащим пункту 4 части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Информационные Вычислительные Технологии" (ОГРН 1055501036084, ИНН 5501086431, местонахождение: ул. 70 лет Октября, 25/ 30, г. Омск, 644074) - директора <_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области 06.02.2013 на территории универсального рынка ( г. Омск, ул. 70 лет Октября, 25) выявлен факт распространения на рекламной конструкции, установленной на крыше торгового павильона N 337 (контейнер), рекламы курительных принадлежностей "Электронные сигареты. Electronic cigarette. Т. 48-11-85. www.ec-rf.ru", которая сопровождалась изображением электронных сигарет.
Реклама электронных сигарет, размещенная на контейнере N 337 зафиксирована специалистами Омского УФАС России с помощью фотоаппарата "Samsyng S-1060" (справка от 06.02.2013).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, перечень товаров, на рекламу которых распространяется установленное вышеупомянутой нормой ограничение, является открытым.
Директор ООО "Информационные Вычислительные Технологии" <_> представил письменные пояснения, из которых следует, что "Неверно относить устройства "Электронная сигарета" к категории товаров, подобным табачным изделиям и курительным принадлежностям, так как данные устройства не содержат табака, табачных изделий, не происходит тления и не образуется дым. "Электронная сигарета" - это ингалятор. В соответствии с этим устройство (бытовое название "Электронная сигарета") не является табачным изделием или курительной принадлежностью, соответственно не подпадает под регулирование статьи 23 Федерального закона "О рекламе"".
Комиссия Омского УФАС России не согласилась с вышеуказанными доводами Общества, поскольку ингалятор не вызывает у потребителей рекламы ассоциаций с процессом курения сигарет.
Кроме того, стоит отметить, что электронные сигареты, изображенные на рекламной конструкции, имеют сходство с обыкновенной сигаретой и основным ее предназначением является процесс курения, то есть вдыхание (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без него.
Как указано в пункте 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения Общества, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу, что поскольку "электронные сигареты" используются для совершения действий, аналогичных процессу курения (в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества), и в силу чего, могут быть отнесены к категории товаров - курительные принадлежности, соответственно их реклама должна осуществляться с соблюдением требований статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 03.03.2011 N АК/7349 и подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение ВАС РФ от 16.04.2012 N ВАС 4010/12, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.12.2011 N Ф09-8014/11 по делу N А71-2454/2011 и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.09.2012 по делу N А61-2581/2011).
Из информации, представленной управляющим универсальным розничным рынком компании ЗАО "Омская консигнационная группа" <_> следует, что рекламораспространителем вышеуказанного рекламного изображения является собственник контейнера - ООО "Информационные Вычислительные Технологии" (договор субаренды N 337 контейнер от 01.04.2012).
Исходя из смысла пункта 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ООО "Информационные Вычислительные Технологии", является рекламораспространителем (лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований частей 2-4 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Электронные сигареты", распространенную ООО "Информационные Вычислительные Технологии" с использованием средств стабильного территориального размещения на территории универсального рынка (г. Омск, ул. 70 лет Октября, 25), поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Информационные Вычислительные Технологии" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО "Информационные Вычислительные Технологии" по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/12-2013
13 марта 2013 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист - эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 13.03.2013 по делу N 06-10.1/12-2013 о признании ненадлежащей рекламы "Электронные сигареты", распространенной ООО "Информационные Вычислительные Технологии" на рекламной конструкции, расположенной на крыше торгового павильона N 337 (контейнера) на территории универсального рынка по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, 25, с нарушением требований пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Информационные Вычислительные Технологии" (ул. 70 лет Октября, 25/ 30, г. Омск, 644074, ИНН 5501086431) в срок до 02 апреля 2013 года прекратить нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе", а именно: демонтировать рекламу "Электронные сигареты", размещенную на конструкции, установленной на крыше торгового павильона N 337 (контейнера) на территории универсального рынка по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, 25.
2. ООО "Информационные Вычислительные Технологии" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 04 апреля 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 марта 2013 г. N 06-10.1/12-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016