Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 1 апреля 2013 г. N 8
Резолютивная часть решения оглашена "22" марта 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено "1" апреля 2013 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 8, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СМИ" (далее - ООО "СМИ"; ИНН 5403225687; ОГРН 1095403005807; юридический адрес: 630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104) и Общества с ограниченной ответственностью "Курант" (далее - ООО "Курант"; далее - ООО "Курант"; ИНН 5406386989; 630005, г. Новосибирск, ул. Журинская, 80/6) по факту распространения в газете "Лучшие Окна и Двери Новосибирск" N 11 (234) от 09.04.2012 г. рекламы ООО "Курант" (стр. 3) следующего содержания: "Пластиковые Окна и алюминиевые лоджии 6600 руб. Кредит на выгодных условиях ООО "Курант", ул. Журинская, 80/6 т. "_"
",
с признаками нарушения:
- ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"): реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество),
в отсутствии:
"_" установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица от 22 мая 2012 г. (вх. N 4020) о выявлении факта размещения ненадлежащей рекламы в газете "Лучшие окна и двери Новосибирск" N 11 (234) от 9 апреля 2012 г.
Новосибирским УФАС России была проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
На стр. 3 газеты "Лучшие окна и двери Новосибирск" N 11 (234) от 9 апреля 2012 г. размещалась рекламная информация следующего содержания:
"Пластиковые Окна и алюминиевые лоджии 6600 руб. Кредит на выгодных условиях ООО "Курант", ул. Журинская, 80/6 т. "_",.".
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация, исходя из ее содержания и способа распространения, размещена с целью привлечения внимания потребителей и формирования у них интереса к объектам рекламирования - товарам, предлагаемым ООО "Курант" (окна и лоджии), а также кредиту, что тем самым способствует их продвижению на рынке, т.е. в полной мере отвечает понятию "реклама".
В соответствии с ч. 1 ст. 819 Гражданского кодекса РФ, кредит - это денежные средства, предоставленные заемщику по кредитному договору банком или иной кредитной организацией (кредитором) в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"), кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
На основании ст. 12 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.
В силу ст. 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
По смыслу Федерального закона "О защите конкуренции" банковская услуга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, относится к финансовой услуге (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции").
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", к банковским операциям относятся, в том числе привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.
Таким образом, рекламируемая услуга - предоставления кредита кредитной организацией - является финансовой услугой, подлежащей лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
Федеральным законом "О рекламе" в ч. 1 ст. 28, установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках (ч.ч. 2,3 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ).
В рекламе пластиковых окон и алюминиевых лоджий ООО "Курант" отсутствует наименование юридического лица, предоставляющего финансовую услугу, в том числе его организационно-правовая форма. Следовательно, данная реклама содержит нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе"), а также рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 54-00192 от 14.12.2009 г. учредителем газеты "Лучшие Окна и Двери Новосибирск" является ООО "Лучшие окна и двери".
В соответствии с договором между учредителем и издательством N 007/11 от 31.12.2011 г. редакцией СМИ "Лучшие Окна и Двери Новосибирск" является ООО "СМИ", следовательно, именно данное лицо является рекламораспространителем.
Рассматриваемая рекламная информация размещалась на основании Договора на оказание рекламных услуг N 53 РК-ОК от 28.02.2012 г., заключенного между ООО "Курант" (рекламодатель) и ООО "СМИ" (рекламное агентство).
В силу п. 1.1. указанного Договора рекламное агентство обязуется по заданию рекламодателя разместить и распространить рекламную информацию в газете "Лучшие окна и двери Новосибирск", а рекламодатель обязуется принять и оплатить услугу.
Во исполнение указанного договора представлен Счет N 290 от 02.04.2012 г., Платежное поручение N 28 от 04.04.2012 г. и Акт N 326 от 30.04.2012 г., в соответствии с которым услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий не имеет.
Таким образом, на основании вышеизложенного рекламодателем является ООО "Курант".
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную на стр. 3 газеты "Лучшие окна и двери Новосибирск" N 11 (234) от 9 апреля 2012 г. следующего содержания:
"Пластиковые Окна и алюминиевые лоджии 6600 руб. Кредит на выгодных условиях ООО "Курант", ул. Журинская, 80/6 "_"", ненадлежащей рекламой.
2. Признать Общество с ограниченной ответственностью "СМИ" (ИНН 5403225687; ОГРН 1095403005807; юридический адрес: 630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104) нарушившим требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе": реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
3. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Курант" (ИНН 5406386989; 630005, г. Новосибирск, ул. Журинская, 80/6) нарушившим требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе": реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество),
4. Выдать ООО "СМИ" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
5. Выдать ООО "Курант" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ Д.А. Былина
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"1" апреля 2013 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 1 апреля 2013 г. по делу N 8 о признании рекламы, размещенной в газете "Лучшие Окна и Двери Новосибирск" N11 (234) от 09.04.2012 г. на стр. 3 ненадлежащей,
в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, предписывает:
1. ООО "СМИ" (ИНН 5403225687; ОГРН 1095403005807; юридический адрес: 630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
- ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество),
в том числе рекламы: "Пластиковые Окна и алюминиевые лоджии 6600 руб. Кредит на выгодных условиях ООО "Курант", ул. Журинская, 80/6 т. "_""".
2. ООО "СМИ" в срок до 15 апреля 2013 года представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ Д.А. Былина
ПРЕДПИСАНИЕ N 2
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"1" апреля 2013 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 1 апреля 2013 г. по делу N 8 о признании рекламы Общества с ограниченной ответственностью "Курант" (далее - ООО "Курант"; ИНН 5406386989; 630005, г. Новосибирск, ул. Журинская, 80/6), размещенной в газете "Лучшие Окна и Двери Новосибирск" N11 (234) от 09.04.2012 г. на стр. 3 ненадлежащей,
в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, предписывает:
1. ООО "Курант" (ИНН 5406386989; 630005, г. Новосибирск, ул. Журинская, 80/6) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
- ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество),
в том числе рекламы: "Пластиковые Окна и алюминиевые лоджии 6600 руб. Кредит на выгодных условиях ООО "Курант", ул. Журинская, 80/6 т. "_"".
2. ООО "Курант" в срок до 15 апреля 2013 года представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ Д.А. Былин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 1 апреля 2013 г. N 8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016