Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 2 апреля 2013 г. N 31
Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 2 апреля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия), рассмотрев дело N 31 по признакам нарушения ОАО "Курганводоканал" (место нахождения: 640018, г. Курган, ул. Набережная, д.12) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении платы, рассчитанной из нормы потребления за холодное водоснабжение и водоотведение, не соответствующей степени благоустройства помещения по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а, установила:
Основанием для возбуждения дела N 31 о нарушении антимонопольного законодательства в силу пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) признаков нарушения ОАО "Курганводоканал" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате рассмотрения заявления А.
Из представленных в дело материалов и пояснений лиц, участвующих в деле и располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, установлено следующее.
21 декабря 2012 года в Курганское УФАС России поступило заявление гражданки А., проживающей по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д.123, кв. 6 (далее - А., заявитель) вх. N 9117 с жалобой на действия ОАО "Курганводоканал" по неправомерному начислению платы за водоснабжение и водоотведение по адресу: г. Курган, ул. Половинская, 8а, за период 01.02.2012 - 31.11.2012 гг.
6 марта 2013 года с дополнительным заявлением по данному вопросу А. обратилась в Курганское УФАС России в рамках приема граждан руководителем управления в Приемной Президента РФ в Курганской области.
В заявлении представлены данные о начислении платы за водоснабжение (холодная вода) и водоотведение в 2012 году по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а, (применяемые нормативы и начисленные суммы за оказание данных услуг) в августе - 4,5 куб.м. на сумму 92 р. 25 коп. и 4,5 куб.м. на сумму 77 руб. 36 коп. соответственно; в сентябре - 8,48 куб. м. и 8, 48 куб.м. соответственно. Указано также, что данное помещение по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а - квартира гостиничного типа без горячей воды, без ванны и без душевой кабины.
По мнению заявителя, плата, начисляемая за водоснабжение и водоотведение по адресу: г. Курган, ул. Половинская, 8а неправомерна, так как для ее расчета применялись нормы потребления, несоответствующие уровню благоустройства рассматриваемого помещения.
В материалы дела А. представлены следующие документы:
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу Курганская область, г. Курган, ул. Половинская, 8 а от 27.03.2008 г. N 45АБ248143;
- копия договора дарения квартиры от 27.03.2008 г. (даритель - К., одаряемая - А)
- копия товарного чека на водонагреватель от 21.10.2012 г.;
- копия товарного чека на детали соединений для подключения водонагревателя от 03.11.2012 г.
- копии единых информационных листов (за период февраль - ноябрь 2012 г. );
- копия акта осмотра ООО "Энергоучет" системы холодного, горячего водоснабжения N 339993175 от 14.11.2012 года по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8 а;
- копия акта допуска прибора учета холодной воды в эксплуатацию N 035354 от 14.11.2012 г. (плохо читаемая).
Дополнительно заявительница указала, что неоднократно обращалась в "Энергосбыт" - филиал ОАО "ЭК "Восток" для пересчета платы за услугу водоснабжения и водоотведения по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а, но ответа на заявление гражданки не последовало.
Исходя из данных единых информационных листов, представленных А., в период с 01.02.2012 г. по 31.08.2012 г. включительно, начисление платы за холодную воду и водоотведение производилось по норме потребления - 4,5 куб. м. Согласно постановлению Администрации г. Кургана от 04.08.1995 г. N 1207 "Об утверждении норм водопотребления для жилых, общественных зданий, технологических нужд г. Кургана", действующему в рассматриваемый период, данный норматив применим к жилым помещениям с водопроводом, канализацией и ванными с водонагревателями, работающими на твердом топливе.
В период 01.09.2012 г. по 13.11.2012 г. включительно плата за холодную воду и водоотведение производилась по норме потребления - 8,48 куб. м., которая в соответствии с постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21.08.2012 г. N 32-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Курганской области в отношении холодного, горячего водоснабжения и водоотведения" установлена для многоквартирных или жилых домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями всех типов, оборудованными ванными от 1550 мм. с централизованным водоотведением или с септиком при отсутствии приборов учета.
Водонагреватель приобретен 21 октября 2012 года, о чем свидетельствует копия товарного чека на водонагреватель, а соединения, необходимые для его установки - 3 ноября 2012 года, о чем также свидетельствует копия товарного чека на детали соединений для подключения водонагревателя.
Исходя из единого информационного листа за ноябрь 2012 года плата за водоснабжение и водоотведение сформирована исходя из объема потребления - 5,67 куб.м. Установление индивидуального прибора учета в данном помещении произведено 14.11.2012 г., о чем свидетельствует акт допуска прибора учета холодной воды в эксплуатацию N 035354 от 14.11.2012 г. С момента установки индивидуального прибора учета плата за водоснабжение и водоотведение рассчитывалась исходя из реального объема потребления, то есть с 14.11.2012 г.
В акте осмотра системы холодного, горячего водоснабжения N 339993175, проведенного 14.11.2012 г. агентом МУП "Курганводоканал" - ООО "Энергоучет", по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а, зафиксировано, что ".по данному адресу имеется туалет с унитазом, на кухне имеется раковина с краном холодной воды, горячая вода поступает через водонагреватель, центрального водоснабжения горячей водой нет, ванны нет, душа нет, мест общего пользования нет.".
Согласно постановлению Администрации г. Кургана от 04.08.1995 г. N 1207 "Об утверждении норм водопотребления для жилых, общественных зданий, технологических нужд г. Кургана" для помещения с такой степенью благоустройства применима норма водопотребления для жилых домов квартирного типа с водопроводом и канализацией без ванн - 95 л./сутки (0,095*30=2,85 куб.м. в месяц). Данный норматив отменен Постановлением Администрации г. Кургана от 13.09.2012 г. N 6586 "О признании утратившим силу постановления Администрации г. Кургана от 04.08.1995 г. N 1207 "Об утверждении норм водопотребления для жилых, общественных зданий, технологических нужд г. Кургана".
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21.08.2012 г. N 32-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Курганской области в отношении холодного, горячего водоснабжения и водоотведения" установлены нормативы водоснабжения (холодная вода) и водоотведения для помещений с данной степенью благоустройства - 2,91 куб. м. и 2,91 куб.м. соответственно.
Для рассмотрения вопроса по существу в ОАО "Курганводоканал" 22.01.2013 г. и 04.02.2013 г. были направлены запросы, о предоставлении обоснованного расчета платы за холодное водоснабжение и водоотведение по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а, в период с 01.02.2012 г. по 30.11.2012 г. включительно.
К материалам дела приобщено письмо ответчика исх. N 840 от 13.02.2013 г., в котором ОАО "Курганводоканал" представило информацию о том, что размеры норм потребления услуг водоснабжения и водоотведения устанавливались в соответствии с действующим законодательством. Так же в ответе сообщается, что общество 08.02.2013 г., после получения информации от Управления "Энергосбыт" в рамках подготовки ответа на запрос Курганского УФАС России от 22.01.2013 г., узнало об осмотре помещения по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а, (проведенного ООО "Энергоучет" 14.11.2012 г.), который и показал, что степень благоустройства квартиры N 1 отличается от степени благоустройства, в соответствии с которой были применены нормы водоснабжения и водоотведения. После осмотра помещения "Энергосбыт" - филиалом ОАО "ЭК "Восток" - агентом ОАО "Курганводоканал" по заявлению гр. К. произведен перерасчет размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения за период 01.09.2012 г. по 13.11.2012 г. из расчета 3,01 куб. м. в месяц на одного человека. Документов, подтверждающих данный перерасчет, не представлено.
Осуществив проверку законности действий Управления "Энергосбыт", ОАО "Курганводоканал" пришло к выводу о необходимости произведения перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение в отношении квартиры N по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а. Письмом от 12.02.2013 г. N 823, которое также приобщено к материалам дела, ОАО "Курганводоканал" поручило произвести перерасчет размера платы за услугу холодное водоснабжение и водоотведение в отношении гр. К. (так как на него оформлен лицевой счет на оплату коммунальных платежей) за период 14.11.2009 г. по 31.08.2012 г. с применением норматива водопотребления 2,85 куб. м. на одного чел. в месяц, с отражением переплаты в лицевых счетах на соответствующие услуги, за период с 01.09.2012 г. по 14.11.2012 г. с применением норматива водопотребления 2,91 куб. м. на одного чел. в месяц в указанном порядке.
К указанному ответу были приложены копия письма ОАО "Курганводоканал" в Управление "Энергосбыт" от 12.02.2013 г. и копия ответа Управления "Энергосбыт" от 13.02.2013 г. о перерасчете начислений для рассматриваемого помещения по холодному водоснабжению в период 01.11.2009 г. по 06.02.2013 г. и водоотведению в период 01.04.2011 г. по 06.02.2013 г. (вместе со справками по начислению размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение на 6 листах), которые также приобщены к материалам дела N 31. Перерасчет показал, что общая сумма переплаты составляет - 1790,12 руб.
В дополнении к уже указанным выше документам, ОАО "Курганводоканал" представило в материалы дела N 31 следующие документы:
- копия устава ОАО "Курганводоканал" от 28.02.2012 г. (государственная регистрация 01.06.2012 г.);
- копия агентского договора ОАО "Курганводоканал" с ОАО "ЭК "Восток" N1/44-05 от 01.12.2005 г. с дополнительными соглашениями.
Пунктом 2.3 устава ОАО "Курганводоканал" от 28.02.2012 г. установлены основные виды деятельности общества, в том числе и обеспечение потребителей питьевой и/или технической водой, а также удаление и обработка сточных вод, что подтверждает осуществление ответчиком таких видов деятельности, как холодное водоснабжение и водоотведение.
В пункте 1.1. агентского договора ОАО "Курганводоканал" с ОАО "ЭК "Восток" N 1/44-05 от 01.12.2005 г. с дополнительными соглашениями, установлено, что ".Принципал (ОАО "Курганводоканал") поручает, а Агент ("Энергосбыт" - филиал "ЭК "Восток") принимает на себя обязательство организовать свою работу и работу своих обособленных и структурных подразделений для совершения от имени и за счет Принципала на территории г. Кургана Курганской области следующих юридических и иных действий: 1.1.1. Заключение с третьими лицами, имеющими присоединение к сетям водоснабжения и канализации, находящимся во владении и (или) пользовании Принципала: договоров на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод.", что подтверждает право "Энергосбыт" - филиал "ЭК "Восток" от имени ОАО "Курганводоканал" осуществлять такие действия как расчет/ перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение.
В материалы дела приобщена копия акта допуска прибора учета холодной воды в эксплуатацию N 035354 от 14.11.2012 г. (читаемая) по адресу, представленная "Энергосбыт" - филиалом "ЭК "Восток" письмом исх. N И-7К-2013-0632 от 18.03.2013 г.
"Энергосбыт" - филиал ОАО "ЭК "Восток" в ходе заседания по рассмотрению антимонопольного дела N 31 представил в материалы дела следующие документы:
- методика перерасчета платы за водоснабжение и водоотведение по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а;
- копия единого информационного листа за февраль 2013 г. на гр. К. по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а.
Согласно представленной методике перерасчет платы за холодное водоснабжение проведен в период с 14.11.2009 г. по 31.08.2012 г. с применением норматива водопотребления 2,85 куб. м. и за период 01.09.2012 г. по 14.11.2012 г. с применением норматива водопотребления 2,91 куб. м.
Перерасчет платы за водоотведение в период с 01.04.2011 г. по 31.08.2012 г. с применением норматива водопотребления 2,85 куб. м. и за период 01.09.2012 г. по 14.11.2012 г. с применением норматива водопотребления 2,91 куб. м. (в соответствии с распоряжением ОАО "Курганводоканал" о раздельном расчете платы по услугам водоснабжения и водоотведения). Общая сумма переплаты по представленному перерасчету составляет - 1747,72 руб. (с учетом оплаты за 1 расходованный куб холодной воды в феврале 2013 г).
В ходе рассмотрения дела N 31 от 22.04.2013 г. А. представила в дополнение к материалам дела копию единого информационного листа на имя К. за февраль 2013 г. по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а, в котором отражен перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение в обозначенные периоды на общую сумму - 1789,73 руб. (сумма возвращена по перерасчету, предоставленному ОАО "Курганводоканал").
Заявитель также пояснила, что до момента обращения в Курганское УФАС России перерасчеты ни ОАО "Кургнводоканал", ни "Энергосбыт" - филиалом "ЭК "Восток" не были произведены; поддержала требования, обозначенные в своих заявлениях. Считает, что перерасчет сделан новому собственнику, и просит вернуть ей переплату. На вопрос представителя "Энергосбыт" - филиала "ЭК "Восток" о перепланировке рассматриваемого помещения пояснила, что перепланировка не проводилась.
Представитель ОАО "Курганводоканал" в ходе рассмотрения дела N 31 пояснил, что на момент возбуждения дела N 31 ОАО "Курганводоканал" не обладал доминирующим положением на рынках услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Кургана, и, следовательно к данному хозяйствующему субъекту не применимы нормы антимонопольного законодательства. На момент принятия решения в связи с произведенным перерасчетом нарушение отсутствует, с заявителем Абросовой Л.А. у ОАО "Курганводоканал" отсутствуют правовые отношения касаемо помещения, расположенного по адресу г. Кургане, ул. Половинская, 8а.
Представитель "Энергосбыт" - филиала "ЭК "Восток" представил запрашиваемую определением от 12.02.2013 г. информацию, при этом самостоятельных требований не заявлял.
Из содержания свидетельства о государственной регистрации права собственности от 27.03.2008 г. N 45АБ 248143 следует, что 1-комнатная квартира по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а, принадлежит на праве собственности А. на основании договора дарения квартиры от 28.02.2008 г. (дата регистрации: 27.03.2008 г., номер регистрации: 45-45-16/2008-156).
Из устных и письменных пояснений заявителя следует, что ранее лицевой счет на оплату коммунальных платежей для квартиры по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а был оформлен на собственника - К., и после заключения договора дарения последний продолжал проживать в рассматриваемом помещении, так как состоит в родственной связи с А.
Согласно справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о содержании правоустанавливающих документов от 08.02.2013 г. N45-0-1-67/4045/2013-2906, приобщенной к материалам дела N 31, жилое помещение по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а, находится в собственности Федорова Дмитрия Сергеевича на основании договора купли-продажи от 06.02.2013 г. (дата регистрации).
Согласно ч. 2 п. 5 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Новый собственник не переоформил на себя лицевой счет на оплату коммунальных платежей, поэтому единые информационные листы для помещения по указанному адресу, поступают на имя К, то есть, "Энергосбыт"- филиал "ЭК "Восток" сделал перерасчет платежей за холодное водоснабжение и водоотведение по указанному адресу новому собственнику.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
МУП "Курганводоканал" на основании приказа руководителя Курганского УФАС России N 47-пр от 8 апреля 2008 года включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по видам деятельности: "услуги водоснабжения" (ОКУН 042200), "услуги водоотведения" (ОКВЭД 41.00), "удаление и обработка сточных вод" (ОКВЭД 90.10) доли на рынках более 50% в границах г.Кургана. МУП "Курганводоканал" с 1 июня 2012 года реорганизовано в форме преобразования (путем приватизации) в ОАО "Курганводоканал".
Положение МУП "Курганводоканал" с 08.04.2008 г. по 01.06.2012 г. являлось доминирующим в силу п. 3.65 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 г. N 5, действующего в данный период.
На основании пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, ОАО "Курганводоканал" является правопреемником по всем правам и обязательствам МУП "Курганводоканал" (п.1.1. Раздела 1 "Общие положения" Устава ОАО "Курганводоканал", 2012 год).
Курганским УФАС России проведен ретроспективный анализ рынка услуг водоснабжения, водоотведения и водоочистки сточных вод и водопроводной воды на территории г. Кургана, по итогам которого составлен аналитический отчет. Временным интервалом исследования в соответствии с целями анализа является период с 1 июня 2012 года по 30 июня 2012 года включительно. Доля ОАО "Курганводоканал", на указанных выше рынках, признана равной 100 %. Таким образом, ОАО "Курганводоканал" является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим полный комплекс услуг, включающий: водоснабжение, водоотведение, водоочистку водопроводной воды и сточных вод на территории г. Курган в границах присоединенных сетей.
На основании данного отчета приказом заместителя руководителя Курганского УФАС России N 153 от 25 апреля 2012 года ОАО "Курганводоканал" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % по наименованию услуг: водоснабжение, водоотведение, водоочистка сточных вод и водоочистка водопроводной воды в географических границах г. Кургана (в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей данного хозяйствующего субъекта). В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "Курганводоканал", на обозначенных выше рынках, является доминирующим.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" которыми деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Данный закон вступил в силу с 6 января 2012 года.
ОАО "Курганводоканал" с указанной выше даты, признается субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. Положение субъекта естественной монополии в силу закона является доминирующим, так как часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции определяет, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Информация, свидетельствующая о прекращении доминирования ОАО "Курганводоканал" на рынках услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей, в Курганское УФАС России, обществом не представлялась.
Таким образом, в период действия спорных правоотношений между ответчиком и заявителем ОАО "Курганводоканал" являлся хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынках услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей. При этом частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
2. Из материалов дела следует, что плата за водоснабжение и водоотведение по адресу: г. Курган, ул. Половинская, 8а начислялась с применением нормы потребления для данной квартиры как для благоустроенного помещения с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями всех типов, оборудованные ванными от 1550 мм. до 1650 мм., душами с централизованным водоотведением, к которому рассматриваемая квартира не относится.
ОАО "Курганводоканал", как хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке водоснабжения и водоотведения, нарушило права заявителя, применяя для расчета платы за холодное водоснабжение и водоотведение нормативы потребления, не соответствующие степени благоустройства рассматриваемого помещения, то есть в действиях хозяйствующего субъекта усматривается нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
А. в своем заявлении в качестве периода действия спорных правоотношений между ответчиком и заявителем обозначила промежуток с 01.02.2012 г. по 31.11.2012 г., в подтверждении чего и представила копии единых информационных листов, приобщенных к материалам дела.
Комиссией установлено, что период, в котором производилось начисление платы за водоснабжение и водоотведение с применением завышенных норм потребления для рассматриваемого помещения, "Энергосбыт" - филиалом "ЭК "Восток" определен как 14.11.2009 г. по 31.08.2012 г. (письмо исх. N 1247-К от 13.02.2013 г.), в рамках которого и был сделан первый перерасчет, в соответствии с которым и осуществлено сторнирование переплаты на сумму 1789,73 руб. в едином информационном листе за февраль 2013 г.
Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции, которая гласит о том, что срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и, соответственно, оценки действий ответчика на соответствие закону равен три года со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения, период действия спорных правоотношений между ответчиком и заявителем составляет 12.03.2010 г. по 12.03.2013 г.
3. Исходя из материалов дела Комиссия установила, что после обращения Курганского УФАС России в ОАО "Курганводоканал" с запросом о предоставлении информации, общество узнало о сложившейся ситуации и письмом исх. N 823 от 12.02.2013 г. поручило "Энергосбыт" - "ЭК "Восток" произвести перерасчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения в период с 14.11.2009 г. по 31.08.2012 г. с применением норматива водопотребления 2,85 куб. м. на одного человека в месяц и в период с 01.09.2012 г. по 14.11.2012 г. с применением норматива водопотребления 2,91 куб.м. на одного человека в месяц по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а.
Нарушение было устранено, что подтверждается информационным письмом "Энергосбыт" - "ЭК "Восток" исх. N 1247-К от 13.02.2013 г., в котором определено, что общая сумма переплаты составляет 1790,12 руб. В Едином информационном листе за февраль 2013 г., по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а, отражен перерасчет по услугам водоснабжения и водоотведения на сумму 1789,73 руб.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства ОАО "Курганводоканал".
4. Из материалов дела следует, что перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение сделан "Энергосбыт" - филиалом ОАО "ЭК "Восток" на имя К. (ранее проживавшего в данной квартире на правах собственника и являющегося дарителем по договору дарения от 27.03.2008 г. в пользу А.), а фактически в пользу нового собственника, так как последний не переоформил лицевой счет на оплату коммунальных услуг на свое имя.
Довод представителя ОАО "Курганводоканал" о том, что общество с заявителем А. не имеет правовых отношений касаемо помещения, расположенного по адресу г. Кургане, ул. Половинская, 8а не является существенным, в силу следующего.
Согласно ч. 2 п. 5 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
На момент совершения правонарушения согласно справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о содержании правоустанавливающих документов от 08.02.2013 г. N45-0-1-67/4045/2013-2906, приобщенной к материалам дела N 31, жилое помещение по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а в период с 27.03.2008 г. по 06.02.2013 г. на праве собственности принадлежало А., на сегодняшний момент квартира по указанному адресу находится в собственности Ф. на основании договора купли-продажи от 06.02.2013 г. (номер регистрации: 45-45-16/302/2013-459).
Таким образом, имея в собственности жилое помещение по адресу г. Курган, ул. Половинская, д. 8а в обозначенный период, А. в силу жилищного законодательства РФ осуществляла платежи за услуги водоснабжения и водоотведения.
Комиссия установила, что права заявителя не восстановлены, так как последствия от нарушения антимонопольного законодательства не устранены.
Довод представителя ОАО "Курганводоканал" о том, что на момент принятия решения, в связи с произведенным перерасчетом, права заявителя не нарушены, на основании вышеизложенного является не состоятельным.
Согласно подпункту "е" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.
Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 5, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать доминирующее положение ОАО "Курганводоканал" на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Кургана в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей ОАО "Курганводоканал" в период с 1 июня 2012 года по 1 января 2013 года;
2. Признать в действиях ОАО "Курганводоканал" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении платы, рассчитанной из нормы потребления за холодное водоснабжение и водоотведение, не соответствующей степени благоустройства помещения по адресу г. Курган, ул. Половинская, 8а, квартира N;
3. Прекратить рассмотрение дела N 31 в связи с добровольным устранением нарушения ОАО "Курганводоканал";
4. Выдать предписание ОАО "Курганводоканал" об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства - части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" путем совершения следующего действия:
- произвести перерасчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения по лицевому счету гражданки А в размере 1789,73 руб.
5. ОАО "Курганводоканал" в срок не позднее пяти рабочих дней со дня исполнения настоящего Предписания в письменной форме сообщить в Курганское УФАС России об его исполнении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 2 апреля 2013 г. N 31
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016