Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 31 декабря 2014 г. N 67-07/14
Резолютивная часть решения оглашена "19" декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "31" декабря 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
"_" |
- |
заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
"_" |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
|
"_" |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 67-07/14, возбужденное по признакам нарушения Министерством социальных отношений Челябинской области (далее - Министерство) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Министерством и ООО "Компания "Интехпрод" пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, установила:
В адрес Челябинского УФАС поступили материалы, направленные ГУ МВД России по Челябинской области, по вопросу заключения в 2013 году Министерством социальных отношений Челябинской области (далее - Министерство) 4 государственных контрактов на поставку средств реабилитации инвалидов с единственным поставщиком без проведения торгов.
Из указанных материалов следует, что Министерством без проведения торгов заключены государственные контракты N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013 с ООО "Компания "Интехпрод" на поставку технических средств реабилитации (абсорбирующего белья) на сумму 88 455 466,67 и 20 000 000,00 рублей соответственно. В связи с чем ГУ МВД России по Челябинской области обратилось в антимонопольный орган с целью проверки соответствия указанных действий органа власти Закону о защите конкуренции, в том числе наличия в действиях Министерства и ООО "Компания "Интехпрод" антиконкурентных действий.
При рассмотрении настоящего дела Министерством даны следующие пояснения.
Решение о заключении государственных контрактов N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013 с единственным поставщиком без проведения торгов связано с длительными сроками размещения заказов (поступлением запросов от участников размещения заказа, жалоб в антимонопольный орган и судебные органы), необходимостью освоения бюджетных средств в рамках очередного финансового года, наличием очередности получателей и большой потребностью в технических средствах реабилитации, наличием жалоб от получателей средств реабилитации в судебные органы и органы прокуратуры.
Так, антимонопольным органом решением и предписанием по жалобам N 356,358,360,362-ж/2013 от 08.08.2013 отменен аукцион на поставку средств реабилитации (извещение N 01692000003133004619), что, согласно пояснениям Министерства, привело к необходимости заключения государственного контракта N 2.191 от 16.10.2013.
Кроме того, на заключение контракта N 2.343 от 30.12.2013 без проведения торгов повлияло неисполнение государственного контракта от 11.12.2013 ООО "Бригантина" (извещение N 0169200000313006781).
Основанием для определения ООО "Компания "Интехпрод" единственным поставщиком по указанным государственным контрактам на поставку технических средств реабилитации послужили результаты проведения мониторинга цен, в ходе которого была определена наименьшая цена, предложенная ООО "Копания "Интехпрод".
На основании изложенного, Министерство полагает, что заказчик действовал законно и обоснованно при заключении рассматриваемых государственных контрактов с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, и в действиях Министерства и общества отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.
ООО "Компания "Интехпрод" представлены письменные пояснения, и на заседании комиссии представителем даны следующие пояснения.
Государственный контракт N 2.191 от 16.10.2013 заключен без проведения торгов в связи с возникновением у Министерства потребности в средствах реабилитации вследствие непреодолимой силы, а именно неисполнения ООО "Медконтракт" (ИНН 6658131613) контракта, заключенного по результатам проведения аукциона с извещение N 0169200000313005239. Поскольку указанный товар является социально значимым, жизненно необходимым для лиц с ограниченными возможностями ООО "Компания "Интехпрод" согласилось на предложение Министерства произвести поставку данного товара.
Государственный контракт N 2.343 от 30.12.2013 также заключен без проведения торгов в связи с возникновением у Министерства потребности в средствах реабилитации вследствие непреодолимой силы, а именно неисполнения ООО "Бригантина" (ИНН 5190926406) контракта, заключенного по результатам проведения аукциона с извещение N 0169200000313006781. Средства реабилитации являются социально значимым, жизненно необходимым для лиц с ограниченными возможностями, в связи с чем ООО "Компания "Интехпрод" согласилось на предложение Министерства произвести поставку данного товара.
Согласно пояснениям ООО "Компания "Интехпрод", общество не располагает документами, свидетельствующими о наличии обстоятельств для заключения государственных контрактов N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013 без проведения торгов, в том числе обстоятельств непреодолимой силы, а также подтверждающими наличие у Министерства высокой потребности в срочной поставке средств реабилитации для инвалидов.
ООО "Компания "Интехпрод" полагает, что в действиях Министерства и общества отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Министерством без проведения торгов с ООО "Компания "Интехпрод" заключены следующие государственные контракты на поставку абсорбирующего белья:
1) государственный контракт N 2.191 от 16.10.2013 на сумму 88 455 466,67 рублей;
2) государственный контракт N 2.343 от 30.12.2013 на сумму 20 000 000,00 рублей.
Указанные государственные контракты заключены с единственным поставщиком на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Министерством представлены сведения об обосновании начальной (максимальной) цены государственных контрактов. Источниками информации о ценах на товары, используемыми заказчиком, являются:
1) коммерческое предложение ООО "Компания "Интехпрод" от 26.09.2013 N 285;
2) сайты Интернет-магазинов www.des-line.ru, www.mersi.ru, www.medams.ru, www.netran.ru, www.40nog.ru, www.mirkarapuza.ru, www.brigita.ru.
После заключения указанных контрактов Министерством направлена информация об их заключении в Главное контрольное управление Челябинской области (исх. от 21.10.2013 N 5371-У и от 10.01.2014 N 2 соответственно), из которой следует, что в деятельности Министерства имеют место нарушения законодательства, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе ввиду отказа в их предоставлении и нарушению сроков обеспечения средствами реабилитации данной категории граждан. Указанные нарушения вызваны необходимостью проведения процедуры торгов, на своевременность проведения которой влияет изменяющиеся потребности в средствах реабилитации. В результате растет социальная напряженность среди инвалидов Челябинской области. Кроме того, в своем обращении Министерство указывает, что в соответствии с бюджетным законодательствам неиспользованные межбюджетные трансферты в форме субвенций из федерального бюджета, имеющие целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были представлены. На основании изложенного Министерство посчитало сложившиеся обстоятельства чрезвычайными и непредвиденными и заключило государственные контракты на поставку технических средств реабилитации с ООО "Компания "Интехпрод".
На основании указанных уведомлений Главным контрольным управлением Челябинской области проведены внеплановые проверки.
Согласно Актам внеплановых проверок N 06-11/52 от 05.11.2013 и N 06-09/4 от 29.01.2014 в действиях заказчика при заключении государственных контрактов N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013 признаны нарушения части 2 статьи 10 и пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Так, согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:
1) путём проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов, во всех случаях размещение заказа осуществляется путём проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Частью 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых государственные и муниципальные заказчики вправе заключать контракты и иные гражданско-правовые договоры без проведения торгов с единственным исполнителем (поставщиком, подрядчиком).
Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (часть 1 статьи 55 Закона о размещении заказов).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объёме, необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы.
К обстоятельствам непреодолимой силы относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и т.д.) общественные явления (гражданские войны, забастовки и тому подобное), которые нарушают нормальную работу транспорта, связи и прочее, а также случаи воздействия государственных органов и монопольных организаций.
Необходимо отметить, что основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур размещения заказа, сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.
Термин "непреодолимая сила" положениями Закона о размещении заказов не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.
Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.
Обстоятельства, указанные в письмах Министерства в адрес Главного контрольного управления Челябинской области исх. от 21.10.2013 N 5371-У и от 10.01.2014 N 2, в пояснениях Министерства и ООО "Компания "Интехпрод", представленных при рассмотрении настоящего дела, не могут являться основаниями для заключения государственного контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, поскольку не являются обстоятельствами непреодолимой силы и вызваны необеспечением Министерством своевременного проведения конкурентных процедур в порядке, установленном законодательством о размещении заказов.
Такие обстоятельства, как длительные сроки размещения заказов, необходимость освоения бюджетных средств в рамках очередного финансового года, наличие очередности получателей и большая потребность в технических средствах реабилитации, наличие жалоб от получателей средств реабилитации в судебные органы и органы прокуратуры, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. В свою очередь, закупка средств реабилитации для инвалидов, являющихся предметом контракта, не направлена на ликвидацию последствий обстоятельств непреодолимой силы. В связи с чем отсутствовали законные основания для заключения рассматриваемых контрактов без проведения торгов.
Кроме того, довод Министерства о том, что заключение государственного контракта N 2.191 от 16.10.2013 без проведения торгов связано с принятием антимонопольным органом решения по жалобам N 356,358,360,362-ж/2013 от 08.08.2013 об отмене аукциона (извещение N 01692000003133004619), не исключает обязанности Министерства при наличии потребности в технических средствах реабилитации для инвалидов, устранив недостатки документации об аукционе, выявленные антимонопольным органом, организовать размещение государственного заказа в августе-октябре 2013, в порядке предусмотренном законодательством о размещении заказов.
Более того начальная максимальная цена контракта при проведении аукциона с извещением N 01692000003133004619 установлена в размере 2 999 996, 03 рублей, при этом государственный контракт N 2.191 от 16.10.2013 без проведения торгов заключен на значительно большую сумму, которая составила 88 455 466,67 рублей.
Также не может быть принят во внимание довод ООО "Компания "Интехпрод", что государственный контракт N 2.191 от 16.10.2013 заключен без проведения торгов в связи с возникновением у Министерства потребности в средствах реабилитации вследствие непреодолимой силы, а именно неисполнения ООО "Медконтракт" (ИНН 6658131613) контракта, заключенного по результатам проведения аукциона с извещение N 0169200000313005239, по следующим основаниям.
Министерством заключен контракт N 2013.167088 с ООО "Медконтракт" 30.09.2013, срок поставки товара в соответствии с указанным контрактом - 30.10.2013. ООО "Медконтракт" осуществлена поставка средств реабилитации в следующие даты: 14.10.2013, 24.10.2013, 25.10.2013, 28.10.2013, а также 28.11.2013 по дополнительным спискам получателей в результате образовавшегося остатка товаров после осуществления адресной доставки товара. Претензия по ненадлежащему исполнению обязательств по государственному контракту в адрес ООО "Медконтракт" направлена Министерством 30.12.2013 исх. N 6807-У. Таким образом, на момент заключения государственного контракта N 2.191 от 16.10.2013 как у Министерства, так и ООО "Компания "Интехпрод" отсутствовала информация о факте неисполнения контракта со стороны ООО "Медконтракт", срок исполнения обязательств по которому на указанную дату не истек. Более того, цена контракта с ООО "Медконтракт" была существенно меньше (1 904 897,70 рублей), чем цена государственного контракта N 2.191 от 16.10.2013, заключенного без торгов (88 455 466,67 рублей).
Помимо этого, довод Министерства о необходимости заключения контракта N 2.343 от 30.12.2013 без проведения торгов ввиду неисполнения государственного контракта от 11.12.2013 ООО "Бригантина" (извещение N 0169200000313006781) также является не состоятельным.
Так, Министерством по результатам проведения торгов заключен государственный контракт N 2013.224320/2.274 от 11.12.2013 с ООО "Бригантина" на сумму 48 671 121,01 рублей, срок поставки товара 20.12.2013. 20.12.2013 ООО "Бригантина" направило в Министерство письмо, согласно которому в связи с природно-климатическими условиями доставка груза в установленный срок невозможна и будет осуществлена 27.12.2013. Письмом от 31.12.2013 N д/61/13 ООО "Бригантина" сообщило Министерству, что поставка средств реабилитации на сумму 39 376 090, 22 рублей осуществлена, однако, в связи с короткими сроками исполнения контракта, при условии, что часть получателей, указанных в списках умерли, отказались от получения средств реабилитации, подали документы на компенсацию, либо не проживают по указанным адресам, общество просит расторгнуть контракт в части неисполненных обязательств на сумму 9 295 030,79 рублей. Министерством 22.01.2014 направлена претензия в адрес поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. Таким образом, на момент заключения без проведения торгов контракта N 2.343 от 30.12.2013 у Министерства отсутствовали сведения о невозможности исполнения ООО "Бригантина" части государственного контракта. Более того, государственный контракт N 2013.224320/2.274 от 11.12.2013 с ООО "Бригантина" предполагал адресную доставку товара, в то время как контракт N 2.343 от 30.12.2013 заключен без требования об осуществлении адресной доставки средств реабилитации. Цена контракта N 2.343 от 30.12.2013 в размере 20 000 000,00 рублей сформирована без учета адресной доставки товара при условии, что данный контракт, согласно пояснениями Министерства, заключен ввиду неисполнения контракта от 11.12.2013 ООО "Бригантина" (недопоставка на сумму 9 295 030,79 рублей), цена которого сформирована с учетом расходов на адресную доставку средств реабилитации.
При этом Министерство имело возможность обеспечить соблюдение требований действующего законодательства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 2413-р утвержден размер субвенций, предоставляемых бюджету Челябинской области в 2013 году из федерального бюджета на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, 525 303 400, 00 рублей.
Распоряжением Правительства РФ от 08.10.2013 N 1819-р внесены изменения в распоряжение Правительства РФ от 17.12.2012 N 2413-р, и размер субвенций составил 593 461 500, 00 рублей.
Указанные денежные средства в размере 525 303 400, 00 рублей и 68 158 100, 00 рублей поступили в Министерство 14.01.2013 и 18.10.2013.
19.01.2013 Министерство на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru размещен План-график государственных закупок на 2013 год, из которого следует, что на 2013 год запланированы следующие закупки технических средств реабилитации (абсорбирующего белья):
Способ размещения заказа |
Срок размещения извещения |
Ориентировочная начальная (минимальная) цена, рублей |
Аукцион |
март 2013 года |
14 328 675, 20 |
Аукцион |
март 2013 года |
41 838 037, 20 |
Аукцион |
июль 2013 года |
73 138 816,90 |
При этом в первоначальную редакцию Плана-графика государственных закупок неоднократно вносились изменения (около 40 раз, в том числе в феврале, марте, апреле, мае и т.д.) в результате чего нарушались установленные сроки проведения закупок, дата публикации извещений переносилась.
Так, извещения о проведении первых конкурентных процедур по поставке абсорбирующего белья - аукционов, опубликованы на официальном сайте размещения заказов только в конце апреля 2013 года, при этом в них трижды вносились изменения в связи с чем дата проведения аукционов изменялась.
Публикация извещения на официальном сайте размещения заказов |
Способ размещения заказа |
Начальная (минимальная) цена, рублей |
25.04.2013 |
Аукцион |
7 817 724,40 |
25.04.2013 |
Аукцион |
7 266 420,98 |
16.08.2013 |
Аукцион |
2 999 991,33 |
06.09.2013 |
Запрос котировок |
249 228,00 |
27.08.2013 |
Аукцион |
2 999 875,80 |
25.10.2013 |
Аукцион |
65 708 976,53 |
25.10.2013 |
Аукцион |
11 725 520,48 |
Таким образом, первоначально было запланировано осуществление закупок абсорбирующего белья для инвалидов на общую сумму 129 305 529,3 рублей.
Однако фактически закупка средств реабилитации путем проведения конкурентных процедур была реализована на сумму 98 767 737,52 рублей (исходя из начальной (максимальной) цены контракта).
При этом в I квартале 2013 года конкурентные процедуры размещения заказов на поставку рассматриваемых средств реабилитации для инвалидов Министерством не проводились.
Во II квартале были опубликованы извещения о проведении конкурентных процедур на малую сумму денежных средств (15 084 145,4 рублей, то есть 15,3 % от суммы проведенных в 2013 году конкурентных процедур).
В III квартале 2013 года конкурентные процедуры размещения заказов на поставку абсорбирующего белья для инвалидов Министерством реализованы на сумму 6 249 095,13 рублей, что составило 6,3 % от суммы проведенных в 2013 году конкурентных процедур.
На большую сумму заказов извещения были опубликованы только в IV квартале 2013 года - 77 434 497,01 рублей (78,4 % от суммы проведенных в 2013 году конкурентных процедур).
С учетом сроков, необходимых для проведения торгов, основанная часть контрактов была заключена в декабре 2013 года, при этом средства реабилитации должны быть переданы инвалидам в 2013 году.
Указанное свидетельствует, что потребность в приобретении технических средств реабилитации существовала с начала 2013 года, что было отражено в соответствующем плане-графике закупок, а также имелась возможность осуществить закупки средств реабилитации в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов. Однако Министерство в течение длительного времени не обеспечивало своевременное осуществление запланированных процедур государственных закупок в соответствии с законодательством о размещении заказов. Неоднократные изменения, вносимые в план-график государственных закупок, привели к тому, что значительный объем закупок технических средств реабилитации (абсорбирующего белья) осуществлялся только в IV квартале 2013 года.
Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011. В соответствии с указанным нормативно-правовым актом в утвержденный План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в определённых случаях могут вноситься изменения, при этом в столбце 14 утвержденной формы указывается обоснование такого изменения.
Однако Министерством при изменении Плана-графика закупок на 2013 год правовое обоснование таких изменений не указано.
Кроме того, законодательство о размещении заказов предусматривало возможность проведения процедуры "короткого" аукциона, в таком случае срок подачи заявок составляет не менее 7 дней с даты публикации извещения о проведении торгов на официальном сайте согласно части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов. Таким образом, у Министерства имелась возможность осуществить закупку технических средств реабилитации в соответствии с действующим в 2013 году законодательством.
В соответствии с Положением, структуры и штатной численности Министерства социальных отношений Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 406, основной задачей Министерства социальных отношений является выработка и реализация на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области.
Министерство в соответствии с возложенной на него задачей осуществляет функции по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (в случае передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации), а также размещает в установленном порядке заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и заключает государственные контракты на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд в целях реализации возложенных на Министерство социальных отношений полномочий, в том числе для обеспечения нужд Министерства социальных отношений (Постановление Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 406 в редакции, действовавшей в 2013 году).
Так, именно Министерству надлежало обеспечить своевременное обеспечение отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации путем размещения в установленном порядке заказов на поставки товаров для государственных нужд.
Таким образом, действия Министерства, выразившиеся в принятии решения о размещении заказа на поставку технических средств реабилитации (абсорбирующего белья, подгузников и т.д.) без проведения торгов, противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственного заказа, созданию отдельному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, поскольку такие лица лишаются доступа к поставке рассматриваемого товара.
Министерство и общество, достоверно зная об отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, тем не менее заключили государственные контракты без проведения торгов на сумму более 108 миллионов рублей. В результате общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на поставку товаров по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения аукциона в электронной форме.
Так, среднее снижение начальной (максимальной) цены по государственным контрактам на поставку средств реабилитации (абсорбирующего белья, подгузников и т.д.), заключенных по итогам проведения торгов и запросов котировок, в 2013 году составило 31,27 %.
Публикация извещения на официальном сайте размещения заказов |
Способ размещения заказа |
Начальная цена, рублей |
Цена контракта, рублей |
Снижение цены контракта, в % |
среднее снижение цены, в % |
25.04.2013 |
Аукцион |
7 817 724,40 |
5 797 097,60 |
25,85 |
31,27
|
25.04.2013 |
Аукцион |
7 266 420,98 |
5 526 873,33 |
23,94 |
|
16.08.2013 |
Аукцион |
2 999 991,33 |
1 562 895,27 |
47,90 |
|
06.09.2013 |
Запрос котировок |
249 228,00 |
176 472,00 |
29,19 |
|
27.08.2013 |
Аукцион |
2 999 875,80 |
1 904 897,70 |
36,50 |
|
25.10.2013 |
Аукцион |
65 708 976,53 |
48 671 121,01 |
25,93 |
|
25.10.2013 |
Аукцион |
11 725 520,48 |
8 254 869,27 |
29,60 |
Таким образом, экономия денежных средств по государственным контрактам N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013, в случае их заключения по итогам конкурентных процедур по начальной (максимальной) цене определенной в размере 88 455 466,67 и 20 000 000 рублей соответственно (сумма 108 455 467,00 рублей), могла составить 33 917 329,9 рублей.
Заключая государственные контракты на поставку технических средств реабилитации (абсорбирующее белье), как Министерство, так и ООО "Компания "Интехпрод" должны руководствоваться положениями федерального законодательства.
ООО "Компания "Интехпрод" не располагало документами и информацией, подтверждающими наличие непреодолимой силы, вследствие которой у Министерства возникла потребность в поставке технических средств реабилитации, допускающими в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов возможность заключить рассматриваемый государственный контракт с единственным поставщиком.
Министерство руководствовалось коммерческими предложениями, представленными организациями в сентябре и распечатками с сайтов в сети Интернет, сделанными в сентябре 2013 года. Запрос коммерческого предложения Министерством был направлен только в адрес ООО "Компания "Интехпрод".
Необходимо отметить, что по результатам проведения конкурентных процедур на поставку технических средств реабилитации (абсорбирующего белья) в 2013 году государственные контракты заключены с такими хозяйствующими субъектами как: ООО "Компания "СПАРК", ООО "Краевой центр средств реабилитации", ООО "Медконтракт", ООО "УралДетПродукт", ООО "Бригантина". Участие указанных хозяйствующих субъектов в аукционах и запросах котировок свидетельствуют о наличии у них интереса к поставке указанных товаров и отсутствии у них возможности предложить к поставке средства реабилитации, которые приобретались в рамках государственных контрактов N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013.
Министерством также не направлялись запросы коммерческих предложений данным организациям, а анализ цены производился на основе только предложения ООО "Компания "Интехпрод".
Данные выводы также подтверждаются материалами, представленными ГУ МВД по Челябинской области.
Из указанных материалов следует, что при заключении государственных контрактов в октябре и декабре 2013 года на поставку абсорбирующего белья на складе ООО "Компания "Интехпрод" данного товара в необходимом количестве не было, вместе с тем средства реабилитации имелись на складе поставщика в г. Москве.
Согласно объяснениям представителей Министерства, данным ГУ МВД по Челябинской области, следует, что Главным контрольным управлением Челябинской области дан отрицательный ответ на уведомление о заключении указанного контракта с единственным поставщиком. Формирование начальной (максимальной) цены контракта N 2.191 от 16.10.2013 осуществлялось исходя из максимальных ценовых предложений на данный вид товара, то есть мониторинг цен проведен по максимальной стоимости абсорбирующего белья (подгузников, впитывающих пеленок). В связи с чем стоимость, указанная ООО "Компания "Интехпрод" в спецификации к контракту была ниже стоимости проведенного мониторинга цен. При подготовке документов по государственному контракту N 2.343 от 30.12.2013 формирование начальной (максимальной) цены контракта аукциона осуществлялось на основе коммерческого предложения и технического задания ООО "Компания "Интехпрод", которые ранее поступили на электронную почту Министерства с электронного адреса ООО "Компания "Интехпрод", а также на основании ранее проведенного мониторинга цен. При проведении мониторинга цен в сети Интернет должным образом стоимость средств реабилитации могла быть меньше. Несмотря на то, что обоснованием заключения указанного контракта являлось действие непреодолимой силы, комиссия по данному факту не создавалась, сотрудники Министерства не выезжали на склад организации и не осматривали наличие необходимого товара до заключения контракта.
Таким образом, посредством заключения государственных контрактов между Министерством и Обществом обеспечена возможность ООО "Компания "Интехпрод" в отсутствие конкурентных процедур осуществлять поставку товара (технических средств реабилитации для инвалидов) в целях обеспечения государственных нужд и получать от этого доход, что создает преимущественные условия доступа к поставке товаров для государственных нужд указанному хозяйствующему субъекту и ограничивает доступ иных организаций (индивидуальных предпринимателей) на рынок поставки указанного товара.
С учетом изложенного, государственные контракты N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013 на поставку средств реабилитации (абсорбирующего белья), заключенные между Министерством и ООО "Компания "Интехпрод", в отсутствие конкуренции нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку их заключение обусловлено интересом каждого из участников указанных соглашений, результатом соглашений явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при размещении государственного заказа, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным осуществлять поставку товаров в целях обеспечения государственных нужд в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Материалами дела установлено, что поставка товаров по государственным контрактам N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013 осуществлена, что подтверждается подписанными сводными актами о приема-передачи товара, в связи с чем не представляется возможным выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства, выразившиеся в принятии решения в октябре и декабре 2013 года о размещении заказов на поставку средств реабилитации для инвалидов (абсорбирующее белье) без проведения торгов, что привело к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственного заказа.
2. Признать государственные контракты N 2.191 от 16.10.2013 и N 2.343 от 30.12.2013 на поставку средств реабилитации для инвалидов (абсорбирующее белье) между Министерством и ООО "Компания "Интехпрод", заключенные без проведения торгов и в нарушение положений Закона о размещении заказов, соглашениями, нарушающими требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
3. Министерству и ООО "Компания "Интехпрод" предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 декабря 2014 г. N 67-07/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016