Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 1 декабря 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
в отсутствие представителей: ООО "Нэкстэнерго" (далее - заявитель, общество), Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кинешма (далее - заказчик), ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - специализированная организация), о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, установила:
19 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Нэкстэнерго" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кинешма при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на разработку Генеральной схемы очистки городского округа Кинешма в соответствии с Технической частью (извещение N 0133300012314000008).
Из жалобы заявителя следует, что, по мнению ООО "Нэкстэнерго", Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кинешма при проведении указанного открытого конкурса были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ООО "Нэкстэнерго".
Заявитель указывает, что нарушения законодательства Российской Федерации произошли ввиду следующего:
1) заказчиком необоснованно установлено в конкурсной документации требование об обязательном наличии и представлении участником открытого конкурса копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом договора: - работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
2) в ч. 2 п. 10 части 2 "Информационная карта" открытого конкурса заказчиком не раскрыта методика оценки по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представитель заказчика и специализированной организации в своих возражениях указал, что не согласен с доводами заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было. Согласно Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152, генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.
Рассмотрев представленные заявителем и специализированной организацией документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.10.2014 в 14:57 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0133300012314000008 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на разработку Генеральной схемы очистки городского округа Кинешма в соответствии с Технической частью.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком в п. 1.1.3 части I "Общие положения" конкурсной документации установлено требование о представлении участником открытого конкурса копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом договора: - работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Как следует из извещения о проведении открытого конкурса, размещенного на официальном сайте Российской Федерации, а также технического задания документации, предметом муниципального контракта является разработка Генеральной схемы очистки городского округа Кинешма.
Порядок выполнения работ, являющихся объектом закупки, определен Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 (далее - Методические рекомендации).
Согласно Методическим рекомендациям генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88).
Генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.
Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств (п. 1 Методических рекомендаций).
Согласно п. 4 Методических рекомендаций генеральная схема очистки должна содержать:
- общие сведения о городе и природно-климатические условия;
- материалы по существующему состоянию и развитию города на перспективу;
- данные по современному состоянию системы санитарной очистки и уборки;
- материалы по организации и технологии сбора и вывоза бытовых отходов;
- расчетные нормы и объемы работ;
- методы обезвреживания отходов;
- технологию механизированной уборки городских улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий;
- расчет необходимого количества спецмашин и механизмов по видам работ;
- организационную структуру предприятий системы санитарной очистки и уборки;
- капиталовложения на мероприятия по очистке территорий;
- графическую часть и основные положения схемы.
Таким образом, в Методических рекомендациях такая правовая категория как "предпроектные работы" не установлена.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся - здания, строения, сооружения, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствие со ст.4 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
В соответствие со ст. 23 Градостроительного Кодекса РФ генеральный план поселения и генеральный план городского округа содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Таким образом, очевидно, что генеральная схема санитарной очистки территории городского округа является составной частью градостроительного планирования (генеральный план городского округа), в которой предусматривается размещение объектов капитального строительства связанных с утилизацией и переработкой отходов, в результате деятельности которых может быть оказано воздействие на среду обитания человека.
Требования к разработке генеральных схем санитарной очистки определяется как градостроительными нормами, так и санитарными, и, учитывая, что градостроительное планирование осуществляется проектными организациями имеющими Свидетельство о вступлении в СРО, разработка проектов генеральных схем санитарной очистки может быть поручено только проектной организации, деятельность которой обеспечивается наличием соответствующего Свидетельства о вступлении в СРО.
В соответствии ч. II "Виды работ по подготовке проектной документации" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" требующиеся заказчику при проведении указанной закупки работы относятся к п. 6.9 - работы по подготовке технологических решений объектов сбора, обработки, хранения, переработки и утилизации отходов и их комплексов.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления требования к наличию и представлению участником открытого конкурса копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом договора:- работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок оценки заявок установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
Согласно п. 10 документации об открытом конкурсе "Информационная карта":
"Оценка заявок на участие в конкурсе производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе.
1) цена контракта;
2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по бальной системе оценки в соответствии со следующими критериями:
1. Цена контракта: значимость критерия: 60 %;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки-40%
Показатели:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг)-30%.
б) соответствие экологическим нормам-10%.
Оценка по нестоимостным критериям (показателям), осуществляется порядке, установленном в соответствии с пунктом 20 Правил. Оценка выставляется экспертным методом в соответствии с действующей редакцией Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085)".
В соответствии п. 20 Правил оценки оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в пп. "а" и "в" п. 25 Правил оценки, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 - 24 Правил оценки.
Согласно пп. "а", "в" п. 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть: качество товаров (качество работ, качество услуг); соответствие экологическим нормам.
Следовательно, указание формулы расчета количества баллов или шкалы предельных величин значимости показателя оценки, устанавливающей интервалы их изменений или порядок их определения, необходимо во всех случаях, за исключением оценки по показателям "качество товаров (качество работ, качество услуг)" и "соответствие экологическим нормам".
Согласно п. 26 Правил оценки количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п. 25 Правил оценки, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Учитывая изложенное, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержала критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев (цена контракта: значимость критерия - 60 %; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки: подкритерий - качество товаров (качество работ, качество услуг) - 40 %); порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (оценка выставляется экспертным методом).
Довод Заявителя о том, что в документации об открытом конкурсе не раскрыта методика оценки по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не состоятелен ввиду следующего.
Действующим законодательством не определена обязанность заказчика об определении содержания указанных показателей.
Однако содержание указанных показателей установлено в п. 7.2. документации об открытом конкурсе: "к оценке по критерию (показателям), установленному положениями подпунктов "а" и "в" пункта 25 Правил принимаются только показатели, подтвержденные документально (за исключением случаев прямо предусмотренных настоящей документацией). Заявленные, но не подтвержденные документально (за исключением случаев прямо предусмотренных настоящей документацией) участником закупки показатели по критериям (показателям), установленным положениями подпунктов "а" и "в" пункта 25 Правил, считаются непредставленными. В указанном случае конкурсной комиссии надлежит присваивать нулевое значение баллов по критерию. При отсутствии подтверждения хотя бы одного признака по показателям качества товаров (качество работ, качество услуг) или соответствия экологическим нормам в целом по критерию ему присваивается ноль баллов. При наличии только у одного участника всей совокупности квалификационных признаков, такому участнику автоматически присваивается максимальный балл по критерию. При наличии у нескольких участников всей совокупности квалификационных признаков конкурсной комиссией в отношении данных участников производится экспертная сравнительная оценка квалификации с выставлением квалификационных баллов в пределах установленной для критерия значимости каждым членом комиссии. Оценка выставляется экспертным методом в соответствии с действующей редакцией Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085)".
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что при осуществлении настоящей закупки не были нарушены нормы Закона о контрактной системе и, как следствие, права и законные интересы ООО "Нэкстэнерго".
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Нэкстэнерго" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кинешма при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на разработку Генеральной схемы очистки городского округа Кинешма в соответствии с Технической частью (извещение N 0133300012314000008) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 1 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016