Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 248Ф/14 (опубликовано 1 декабря 2014 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2014 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина, Т.С. Рябкова,
в присутствии представителей:
- заказчика - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области - <_> <_>
- заявителя: <_>
рассмотрев жалобу гр.<_> на положение документации о закупке путем проведения запроса котировок на оказание услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств Управления Роспотребнадзора по Липецкой области (реестровый номер 0146100002814000128) (далее- запрос котировок), установила:
В адрес Липецкого УФАС России 17.11.2014 поступила жалоба <_> на положение документации о закупке путем проведения запроса котировок.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Присутствующий на рассмотрении жалобы заявитель указывает, что установление в документации о закупке требований о том, что оказание услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств должно осуществляться на базе Управления Роспотребнадзора по Липецкой области по адресу: 398002, г.Липецк, ул.Гагарина, 60а в кабинете механика, является незаконным и нарушает ФЗ от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") (далее- Постановление Правительства N291), Закон о контрактной системе.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы заявителя и пояснили, что документация о закупке разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области от 29.10.2014 N196-пв принято решение о проведении запроса котировок.
Извещение о проведении запроса котировок N0146100002814000128 размещено 10.11.2014 на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Объектом рассматриваемой закупки является - оказание услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств Управления Роспотребнадзора по Липецкой области.
Согласно статье 65 ФЗ от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Видом медицинского освидетельствования, в числе прочего, является освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. А медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством является самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Приложение (Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность) к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства N291, и соответственно, подлежит лицензированию.
В соответствии с п.8 ст.3 Закона о лицензировании, место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
А согласно п.4 Постановления Правительства N291 установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Пунктом 2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в частности: информация о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Проанализировав документацию о проведении запроса котировок, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что заказчиком установлены следующие требования к месту оказания услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств Управления Роспотребнадзора по Липецкой области: "Услуги оказываются на базе Управления Роспотребнадзора по Липецкой области по адресу: 398002, г. Липецк, ул. Гагарина, 60а, кабинет механика".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России считает, что заказчик установил требования об оказании услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств Управления Роспотребнадзора по Липецкой области на базе Управления Роспотребнадзора по Липецкой области по адресу: 398002, г.Липецк, ул.Гагарина, 60а в кабинете механика, без учета положений Закона о лицензировании и Постановления Правительства N291, чем нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Установление заказчиком конкретного места оказания услуг делает невозможным оказать услуги в данном месте с соблюдением требований Закона о лицензировании.
Данный вывод подтверждается тем, что на участие в запросе котировок было подано 3 котировочных заявки от следующих участников закупки: ГУЗ "Липецкий областной наркологический диспансер", ООО "Вита-клиника", ГУЗ "Елецкий наркологический диспансер".
Проанализировав котировочные заявки указанных участников закупки, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в их составе представлены копии лицензий на осуществление медицинской деятельности, содержащие информацию об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В частности, оказание услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств ГУЗ "Липецкий областной наркологический диспансер" осуществляет по адресу: <_> ООО "Вита-клиника" - по адресу: <_> ГУЗ "Елецкий наркологический диспансер" - по адресу: <_>
В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссия Липецкого УФАС России установила в действиях заказчика нарушение ч.4 ст.73, ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. Согласно ч.3 ст.73 Закона о контрактной системы, заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: 1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара; 2) предложение о цене контракта; 3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов; 4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок; 5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
А в соответствии с ч.4 ст.73 Закона о контрактной системы, требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Как установлено, заказчиком в документации о запросе котировок установлено следующее требование: "Заявка должна быть оформлена в соответствии с приложением N 2 к настоящей документации".
Проанализировав заявку на участие в запросе котировок (приложение N 2 к документации), Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в нарушение ч.4 ст.73 Закона о контрактной системы указанная заявка содержит требования о предоставлении участниками закупки копий лицензии или сертификата.
2. Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
А в соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N1063 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Проанализировав проект контракта (приложение N3 документации), Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в нарушение ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, пункты 6.3.3 и 6.4.3 не содержат фиксированной суммы размера штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, определенных в порядке, установленном указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Липецкого УФАС России решила:
1. Признать жалобу гр.<_> на положение документации о закупке путем проведения запроса котировок на оказание услуг по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств Управления Роспотребнадзора по Липецкой области (реестровый номер 0146100002814000128) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.4 ст.73, ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ Т.С. Рябков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 248Ф/14 (опубликовано 1 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016