Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 12 декабря 2014 г. N К14/148
Резолютивная часть объявлена 27.11.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 12.12.2014. г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Поткина И.В. - заместитель руководителя управления,
Члены комиссии: Москвичева О.Н. - начальник отдела,
Дрок О.В. - ведущий специалист-эксперт,
рассмотрев дело N К14/148, возбужденное в отношении МКУ "Комитет по рекламе" (625000, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 57) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
представителя ответчика - МКУ "Комитет по рекламе" - Сукачевой Анжеллы Курбановны (доверенность N 49 от 26.11.2014);
представителя заинтересованного лица Ланина М.В. - Черпановой Юлии Валерьевны (доверенность N 72 АА 0463652), -
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба от Ланина М.В. по вопросу незаконной эксплуатации в самовольном порядке установленных рекламных конструкций (далее -РК) на объектах муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 28.08.2014 N 687 в отношении МКУ "Комитет по рекламе" (далее - Комитет по рекламе) было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель Ответчика по факту нарушения требований антимонопольного законодательства пояснил, что в связи с неосуществлением владельцами РК обязанности по демонтажу РК, Комитетом по рекламе были предприняты соответствующие меры: в адрес владельцев РК направлены предписания о необходимости проведения демонтажа РК; с связи с истечением срока действия договора, применены штрафные санкции. По причине использования места, занятого РК без каких-либо правовых оснований, в отсутствии платы за такое использование, в адрес владельцев РК направлены претензии об уплате необоснованного обогащения.
В связи с неоплатой необоснованного обогащения в добровольном порядке, в арбитражный суд поданы исковые заявления о взыскании сумм.
Также, на основании приказа Комитета по рекламе от 16.07.2014 N 19-од, по результатам определения подрядчика путем проведения аукциона в электронной форме, на основании протокола N 3/АЭ-0573/14 заседания аукционной комиссии по подведению итогов аукциона в электронной форме на выполнение работ по демонтажу РК, установленных и эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию РК от 17.07.2014, был заключен муниципальный контракт N 12002.14.009 от 31.07.2014 с ООО "Интер Медиа" на выполнение работ по демонтажу РК, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, учувствовавших в рассмотрении дела, пришла к следующему.
В соответствии с п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" отнесено к вопросам местного значения городских округов.
При этом необходимо отметить, что с 01.07.2008 в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" внесены изменения, выразившиеся в введении части 5.1, согласно которой заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Так, договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции до момента вступления в силу вышеуказанных изменений (до 01.07.2008) заключались администрацией г. Тюмени в соответствии с Положением о заключении и исполнении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности г. Тюмени, утв. постановлением администрации г. Тюмени от 28.12.2006 N 34-пк (далее - Положение), согласно которому (п. 1.5) Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на основании:
а) заявления владельца рекламной конструкции о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в порядке, предусмотренном разделом 2 настоящего Положения;
б) решения конкурсной комиссии, вынесенного в соответствии с разделом 3 настоящего Положения, в случае, если договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается путем проведения конкурса.
Заявления о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регистрируются уполномоченной организацией в день их подачи и рассматриваются в течение одного месяца.
Не позднее пяти дней со дня регистрации заявления уполномоченная организация формирует реестр поступивших заявлений о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и направляет их на рассмотрение Координационного совета по рекламе и внешнему оформлению города (далее - Координационный совет). Координационный совет рассматривает поступившие заявления о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и принимает одно из следующих решений:
а) о возможности заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании заявления владельца рекламной конструкции;
б) о невозможности заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании заявления владельца рекламной конструкции ввиду наличия оснований, предусмотренных подпунктами "б" - "з" пункта 2.7 настоящего Положения;
в) о возможности заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции путем проведения конкурса.
Как следует из предоставленных МКУ "Комитет по рекламе" сведений (письмо от 08.07.2014 N 51-06-664), на объектах муниципальной собственности г. Тюмени установлено 32 видеоэкрана, из них:
7 РК установлены на основании разрешения, выданного департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени по результатам проведения аукциона, были заключены договоры с владельцами указанными в таблице N 1.
Таблица N 1
Владелец РК |
N договора и дата |
Срок действия договора |
Ланин М.В. |
253А/13 от 19.12.2013 |
19.12.2013 - 18.12.2023 |
ООО "Рекламное агентство "Сибэлком" |
254А/13 от 19.12.2013 |
19.12.2013 - 18.12.2023 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
252А/13 от 16.12.2013 |
16.12.2013 - 15.12.2023 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
250А/13 от 16.12.2013 |
16.12.2013 - 15.12.2023 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
249А/13 от 16.12.2013 |
16.12.2013 - 15.12.2023 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
248А/13 от 16.12.2013 |
16.12.2013 - 15.12.2023 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
247А/13 от 16.12.2013 |
16.12.2013 - 15.12.2023 |
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что 7 рекламных конструкций установлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
25 РК установлены на основании разрешения, выданного Координационным советом администрации г. Тюмени, заключены договоры с владельцами указанными в таблице N 2.
Таблица N 2
Владелец РК |
N договора |
Срок действия договора |
ООО "Тюменьстройбыт" |
5269-К-127 от 30.06.2008 |
30.06.2008 - 14.05.2013 |
ООО "Тюменьстройбыт" |
5222-Л-113 от 30.06.2008 |
30.06.2008 - 14.05.2013 |
ООО "Тюменьстройбыт" |
4444-Ц-97 от 10.10.2007 |
01.09.2007 - 31.12.2007 |
ООО "РИА "Сибэлком" |
5455-Л-113 от 29.05.2008 |
29.05.2008 - 28.05.2013 |
ООО "РИА "Сибэлком" |
5451-Ц-112 от 29.05.2008 |
29.05.2008 - 28.05.2013 |
ООО "РИА "Сибэлком" |
5450-Л-113 от 29.05.2008 |
29.05.2008 - 28.05.2013 |
ООО "РИА "Сибэлком" |
4906-Л-128 от 26.03.2008 |
30.06.2008 - 29.06.2013 |
ООО "РИА "Сибэлком" |
2435-Ц-98 от 14.01.2008 |
01.01.2008 - 31.12.2008 |
ООО "Сибэконом" |
5193-Ц-112 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Сибэконом" |
5192-Л-114 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
5294-Л-98 от 30.06.2008 |
30.06.2008 - 29.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
5293-К-97 от 30.06.2008 |
30.06.2008 - 29.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
5289-Л-127 от 30.06.2008 |
30.06.2008 - 29.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
5288-Л-112 от 30.06.2008 |
30.06.2008 - 29.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
5287-Л-113 от 30.06.2008 |
30.06.2008 - 29.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
5111-Ц-97 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
5110-К-97 от 30.06.2008 |
30.06.2008 - 29.05.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
5109-Ц-97 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
4294-К-96 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
4003-Ц-97 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
3682-Ц-97 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
3681-Ц-97 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
3058-Ц-98 от 23.06.2008 |
23.06.2008 - 22.06.2013 |
ООО "Рекламная компания "Деловой мир" |
4794-Ц-112 от 01.04.2008 |
01.04.2008 - 27.09.2012 |
ООО "Вектор" |
4749-Л-113 от 01.04.2008 |
01.04.2008 - 27.09.2012 |
В результате анализа таблицы N 2, а также предоставленных МКУ "Комитет по рекламе" документов, а именно информации о принятых Комитетом по рекламе мерах в отношении РК - видеоэкранов, в табличной форме (письмо от 19.11.2014 N 51-06-1149), установлено следующее.
При рассмотрении данных договоров важно отметить, что согласно п.4.1.1. Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утв. постановлением администрации г. Тюмени от 14.06.2011 N 36-пк, (далее - Положение N 36), контроль за надлежащим исполнением владельцами рекламных конструкций условий заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах муниципального имущества, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области, при условии наделения органов местного самоуправления города Тюмени в установленном порядке соответствующими государственными полномочиями осуществляет Комитет по рекламе.
При выявлении нарушений условий заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Комитет по рекламе обязан обеспечить своевременное привлечение соответствующего владельца рекламной конструкции к гражданско-правовой ответственности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и заключенным договором (п. 4.1.2. Положения N 36).
При неисполнении владельцем рекламной конструкции обязанности по демонтажу рекламной конструкции Комитет по рекламе осуществляет следующие действия:
а) организует работы по демонтажу рекламной конструкции в следующей последовательности:
б) предъявляет претензии во внесудебном порядке о применении мер ответственности, установленных договором, и о взыскании расходов:
в) направляет исковые заявления в суд в течение 3 месяцев с момента направления претензии, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, при неисполнении обязательств во внесудебном порядке.
Ответственность за нарушение требований настоящего Положения несут соответствующие должностные лица органов администрации города Тюмени, Комитета по рекламе, соответствующих муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени (п. 4.2.2. Положения N 36).
По договорам NN 4444-Ц-97, 2435-Ц-98, 4794-Ц-112, 4749-Л-113 срок действия истек в 2007, 2008 и в сентябре 2012 гг. соответственно. В свою очередь, Комитетом по рекламе меры, в части подготовки предварительных документов информирования владельцев РК были предприняты только в 2013 г., что противоречит п. 4.1.2. Положения N 36.
Так, в отношении владельцев незаконно эксплуатируемых РК Комитетом по рекламе направлены в сентябре 2013 г. предписания о необходимости проведения демонтажа РК в связи с истечением срока действия договоров.
В связи с неисполнением условий договоров на установку и эксплуатацию РК о демонтаже РК в отношении владельцев РК применены штрафные санкции. Также, информация о РК направлена Комитетом по рекламе в УМВД России г. Тюмени, для принятия мер административного воздействия.
Комитетом по рекламе по результатам аукциона был заключен муниципальный контракт N 12002.14.009 от 31.07.2014 с ООО "Интер Медиа" на выполнение работ по демонтажу РК, установленных и эксплуатируемых без разрешения (далее -Контракт).
Согласно п. 1.2 контракта, ООО "Интер Медиа" обязуется по заданию Комитета по рекламе выполнить работы по демонтажу РК, установленных и эксплуатируемых без разрешения, согласно перечню РК, на основании письменных заявок Комитета по рекламе.
В приложении N 1 к указанному контракту представлен перечень видеоэкранов:
- РК размером 2,7х3,7, в количестве 10 шт.;
- РК размером 4,65х5,83, в количестве 1 шт.
Здесь важно отметить, что заявки, согласно условиям контракта (п.3.1) подаются Комитетом по рекламе с момента заключения настоящего контракта до 01.10.2014. Работы выполняются по заявкам заказчика.
До указанного в контракте срока Комитетом по рекламе была подана только 1 заявка - от 29.09.2014 N 51-08-1603/4-1, которая включила в себя:
- РК размером 2,7х3,7, в количестве 4 шт.;
- РК размером 4,65х5,83., в количестве 1 шт.
Оставшиеся РК в количестве 6 шт., размером 2,7х3,7, Комитетом по рекламе не были заявлены на демонтаж.
Таким образом, в период с 31.12.2007 по настоящее время, РК эксплуатируются хозяйствующими субъектами незаконно, в то же время Комитетом по рекламе длительное время - с 31.12.2007 по сентябрь 2013 включительно - не принимались меры по демонтажу РК.
Согласно Толковому словарю Ожегова С.И. демонтировать - разобрать, снять что-нибудь, что бы прекратить действие, работу.
В рассматриваемом случае рекламные конструкции представляют собой электронный видеоэкран, работа которого обеспечивается за счет электричества. В связи с указанным, работы по демонтажу такой рекламной конструкции начинаются с ее обесточивания, в результате чего размещение информации на РК является невозможным, следовательно, не может осуществляться и незаконная эксплуатация РК.
В свою очередь, Комитетом по рекламе не принимались надлежащие меры по демонтажу РК для исключения возможности эксплуатации хозяйствующими субъектами РК, в том числе по удалению размещаемой хозяйствующими субъектами рекламной информации путем решения вопроса о прекращении подачи электрической энергии в РК.
Вместе с тем, согласно п. 3.2 Положения N 34-пк, а также п. 4.1.3 Положения N 36-пк при неисполнении владельцем РК обязанности по демонтажу, Комитет по рекламе осуществляет действия, первым из которых является составление акта, чего Комитетом по рекламе сделано не было.
Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Так, установка и эксплуатация рекламной конструкции на объекте муниципальной собственности возможна только после заключения договора с собственником объекта муниципальной собственности на основании торгов и получения разрешения органа местного самоуправления (чч. 5.1, 9 ст. 19 Закона о рекламе).
Предоставление возможности хозяйствующему субъекту получать доход, незаконно эксплуатируя РК, установленную к тому же на объекте муниципальной собственности, является необоснованным предоставлением преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, и может привести к ограничению конкуренции.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, со стороны Комитета по рекламе присутствует нарушение ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии - непринятии всех необходимых мер по демонтажу РК, недопущению эксплуатации, т.е. размещению рекламных информаций на РК, расположенных на объектах муниципальной собственности г. Тюмени.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать в бездействии МКУ "Комитет по рекламе" нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в непринятии должных мер и не пресечении незаконной эксплуатации рекламных конструкций - видеоэкранов и предоставления возможности эксплуатации РК без соответствующего разрешения и договора хозяйствующим субъектам.
Выдать МКУ "Комитет по рекламе" обязательное для исполнения предписание, в срок до 30.01.2015 г., об устранении выявленных нарушений ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, путем принятия соответствующих мер, по демонтажу незаконно эксплуатируемых РК (видеоэкранов) на объектах муниципальной собственности г. Тюмени.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
О.В. Дрок
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание по делу N К14/148
05.12.2014 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Поткина И.В. - заместитель руководителя управления,
Члены комиссии: Москвичева О.Н. - начальник отдела,
Дрок О.В. - ведущий специалист-эксперт,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия на основании своего решения от 24.11.2014 по делу N К14/160 о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Думе Омутинского муниципального района Тюменской области, предписывает:
МКУ "Комитет по рекламе" в срок до 30.01.2015 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем принятия соответствующих мер по демонтажу незаконно эксплуатируемых РК (видеоэкранов) на объектах муниципальной собственности г. Тюмени.
О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии документов, свидетельствующих о принятых мерах.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
О.В. Дрок
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 декабря 2014 г. N К14/148
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016