Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 11633/03-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 11633/03-2014, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Рось М" (далее - ООО "Торговая фирма "Рось М", заявитель) на действия заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей оздоровительно-образовательный центр "ОРИОН" (далее - МБОУ ДОД ДООЦ "ОРИОН", заказчик, уполномоченный орган - Комитет по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска, далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме N 0368300000114001283 на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Ульяновск, бульвар Львовский, 10а (начальная (максимальная) цена контракта - 255 995 360,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 01.12.2014 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установила:
Вх. N 10033 от 21.11.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Торговая фирма "Рось М" на действия заказчика при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Заявитель жалобы считает, что в документацию об электронном аукционе необоснованно включены виды работ, не связанные технологически и функционально, а именно строительство и озеленение территории, что влечет ограничение конкуренции и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что требования к участникам закупки, установленные в аукционной документации не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В состав необходимых к выполнению работ также входят работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций и монтажу автоматической пожарной сигнализации. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указанные виды работ подлежат лицензированию. Вместе с тем заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки указанного вида лицензии, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии 04.12.2014 г. представитель ООО "Торговая фирма "Рось М" не явился, доказательство надлежащего извещения (отчет о направлении уведомления по электронной почте - 02.12.2014 г. в 16:55).
Представители заказчика на заседание Комиссии 04.12.2014 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Работы по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном определены как осуществление единого непрерывного комплексного процесса создания готовой строительный продукции, включающей в себя выполнение строительных и монтажных работ, в том числе благоустройства территории, включающего в себя озеленение, установку элементов и оборудования пожарной безопасности, комплектацию технологическим и инженерным оборудованием.
Требование к участникам о наличии лицензии МЧС не было включено в документацию, поскольку в комплекс работ по строительству объекта включены работы по огнезащите металлоконструкций и автоматической пожарной сигнализации и согласно требованиям Градостроительного Кодекса РФ условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Представитель уполномоченного органа на заседание Комиссии 04.12.2014 г. не согласилась с доводами жалобы, поддержала пояснения заказчика.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:00 05.12.2014 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 13.11.2014 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0368300000114001283 на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Ульяновск, бульвар Львовский, 10а (начальная (максимальная) цена контракта - 255 995 360,00 руб.).
14.11.2014 г. заказчиком были внесены изменения в документацию.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0368300000114001283 от 05.12.2014 г. на участие в указанном электронном аукционе было подано 2 заявки, одна из которых была отклонена.
В соответствии с протоколом N 0368300000114001283-2 рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона (рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе) от 08.12.2014 г. заявка ООО "Национальная компания строительства и проектирования спортсооружений" была признана соответствующей требованиям документации.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Торговая фирма "Рось М" частично обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, уполномоченные органы вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, определять объемы и достаточность критериев его индивидуализации.
Согласно пункту 9 раздела 1 "Информационная карта" документации объектом закупки является строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Ульяновск, бульвар Львовский, 10а.
В пункте 10 раздела 1 "Информационная карта" документации указано, что описание объекта закупки содержится в приложениях N 1, N 3, N 5 к документации об электронном аукционе к документации.
Приложение N 1 к аукционной документации содержит локальные сметы, отражающие объем и состав работ, необходимых к выполнению, в том числе, смету N 07-01-03 "Озеленение" на сумму 76 215 рублей, что составляет 0,03% от общей сметной стоимости контракта.
При этом в соответствии с требованиями законодательства РФ работы, связанные с озеленением, не подлежат лицензированию и не требуют наличия специализированных разрешительных документов.
Кроме того, заявителем жалобы не представлено доказательств наличия у него подлежащего защите нарушенного права ввиду неподтвержденности его реального интереса в оспаривании положений документации и намерения принять участие в проведении аукциона.
Доводы ООО "Торговая фирма "Рось М" об объединении в один лот работ технологически и функционально не связанных между собой (работы по строительству и озеленению), что является нарушением пункта 3 статьи 17 закона РФ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. не могут быть рассмотрены Комиссией Ульяновского УФАС России по контролю закупок в связи с отсутствием полномочий по рассмотрению жалобы на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, а также потребность заказчика, жалоба ООО "Торговая фирма "Рось М" в указанной части является необоснованной.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть за-явки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 5 раздела 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" документации в составе второй части заявки участник закупки предоставляет документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: свидетельство о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемые Саморегулируемой организацией на выполнение работ в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по видам работ 5 (5.9), 6 (6.1., 6.2., 6.3.), 7 (7.1, 7.2), 10 (10.1, 10.3), 12 (12.5, 12.9, 12.10, 12.12), 16 (16.1, 16.2, 16.3,16.4), 17 (17.1, 17.2, 17.4, 17.7), 18 (18.2, 18.3, 18.4, 18.5) 24 (24.23) ИЛИ 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Приложение N 1 к аукционной документации содержит локальные сметы отражающие объем и состав работ, необходимых к выполнению, в том числе, сметы N 02-01-15 "Автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" и N 02-01-20 "Огнезащита металлоконструкцией".
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Лицензирование деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется лицензирующим органом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее - МЧС России) в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225 и Законом о лицензировании.
Согласно указанному Положению в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
При этом, аукционная документация не содержит требования о наличии у участника закупки указанной лицензии, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что заказчиком в целях выполнения комплексных работ по строительству в объект закупки включены виды работ, для выполнения которых необходимы соответствующие разрешительные документы (в том числе лицензия), требование о наличии у участников закупки указанных разрешительных документов должно быть установлено ко всем видам работ, предусмотренных контрактом.
Доводы заказчика о достаточном требовании к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, что позволяет исполнителю привлечь субподрядчика, имеющего лицензию на монтаж пожарной сигнализации не может быть принят во внимание Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 и Положение о лицензировании деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений имеют разный предмет правового регулирования, предполагают наличие различных разрешительных документов на строительство и монтаж пожарной сигнализации. При этом лицензия на монтаж пожарной сигнализации не распространяется на строительную деятельность.
Вместе с тем, учитывая потребность заказчика и объект закупки, относящийся к социально-значимой сфере, Комиссия Ульяновского УФАС России считает возможным выдать предписание об устранении допущенного нарушения п.1. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе путем включения в условия муниципального контракта требования к исполнителю об обеспечении выполнения работ, связанных с монтажом пожарной сигнализации, организацией, обладающей соответствующей лицензией в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно пункта 3.2. Порядка взаимодействия заказчиков МО "город Ульяновск" с уполномоченным органом, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 28 апреля 2010 г. N 33, заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе требования к участникам закупки, нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части отсутствия требования к составу второй части заявки, было допущено со стороны заказчика.
Следовательно, жалоба ООО "Торговая фирма "Рось М" в указанной части является обоснованной.
Учитывая, что жалоба ООО "Торговая фирма "Рось М" признана частично обоснованной и в действиях заказчика установлено нарушение Закона о контрактной системе, не влекущее за собой изменения положений документации, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки N 0368300000114001283.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе. решила:
1. Признать жалобу ООО "Торговая фирма "Рось М" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязать заказчика, устранить допущенное нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе путем включения в условия муниципального контракта требования об обеспечении исполнителем проведения спорных работ в соответствии с требованиями законодательства РФ, на что выдать предписание.
4. Предать материалы дала N 11 633/03-2014 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 94
05.12.2014 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:<_>
руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 05.12.2014 г. по делу N 11633/03-2014, возбужденному по жалобе ООО "Торговая фирма "Рось М" на действия заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей оздоровительно-образовательный центр "ОРИОН" (далее - МБОУ ДОД ДООЦ "ОРИОН", уполномоченный орган - Комитет по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска) при проведении аукциона в электронной форме N 0368300000114001283 на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном г. Ульяновск, бульвар Львовский, 10а (начальная (максимальная) цена контракта - 255 995 360,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 01.12.2014 г.), предписывает:
1. МБОУ ДОД ДООЦ "ОРИОН" в срок до 25.12.2014 г. устранить допущенное заказчиком нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе путем включения в условия муниципального контракта требования об обеспечении исполнителем проведения спорных работ в соответствии с требованиями законодательства РФ.
2. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.
3. В срок до 29.12.2014 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 11633/03-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016