Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 538-16К (опубликовано 12 января 2015 г.)
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 18.12.2014 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30.12.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела N 538-16к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> - председатель комиссии; <_> - члены комиссии,
в отсутствии:
представителя Заявителя - ООО УК "Управдом" (надлежащим образом уведомленного);
в присутствии:
представителей Ответчиков:
администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области <_>
представителя ООО УК "Развитие" - <_>
рассмотрев дело N 538-16к о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении администрации городского поселения - город Семилуки Семикского района Воронежской области и ООО УК "Развитие" по признакам нарушения части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
23.10.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило заявление ООО УК "Управдом" на действия администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области по изданию распоряжения N 153-р от 14.08.2014 г. "О закреплении контейнерных площадок", согласно которому за ООО УК "Развитие" закреплены контейнерные площадки, "в связи с исполнением данной организацией функций единственного исполнителя услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора".
По результатам рассмотрения имеющихся материалов, в действиях администрации городского поселения - город Семилуки были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части издания распоряжения N 153-р от 14.08.2014 г. "О закреплении контейнерных площадок", исполнение которого приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также признаки статьи 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления соглашения между администрацией городского поселения город Семилуки и ООО УК "Развитие", что также приводит к ограничению конкуренции, в том числе, к ограничению доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов.
Представитель заявителя подтвердил доводы, изложенные в заявлении. При этом пояснил, что ООО УК "Управдом" оказывает услуги по вывозу ТБО с контейнерных площадок, расположенных рядом с домами, управление которыми оно осуществляет. Однако, квитанции об оплате за фактически оказанные услуги ООО УК "Управдом" ООО УК "Развитие" направляет жителям домов со ссылкой на распоряжение от 14.08.2014 г. N 153-р "О закреплении контейнерных площадок и организации вывоза ТБО".
Представитель администрации городского поселения - город Семилуки не согласился с доводами представителя Заявителя, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ООО "Развитие" также не согласился с доводами Заявителя, поскольку 16.07.2014 г. распоряжением администрации городского поселения город Семилуки часть домов г. Семилуки была передана во временное обслуживание ООО УК "Развитие" до принятия собственниками переданных домов решения о способе управления указанными домами. На указанном основании ООО УК "Развитие" были заключены договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг собственниками помещений переданных домов, в том числе на вывоз ТБО.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, выслушав мнения сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела N 538-16к пришла к следующим выводам.
Администрация городского поселения город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, согласно Уставу городского поселения город Семилуки принятому на заседании муниципального Совета города Семилуки постановлением N 182 от 16.12.2004 г., зарегистрированному постановлением администрации Воронежской области N 1299 от 29.12.2014 г. является органом местного самоуправления, исполнительно-распорядительным органом городского поселения - город Семилуки, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения - город Семилуки федеральными законами и законами Воронежской области.
К вопросам местного значения, согласно пункту 18 части 1 статьи 8 Устава относится, в том числе и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно Уставу администрация городского поселения город Семилуки в установленном порядке принимает муниципальные правовые акты, к которым относятся постановления и распоряжения.
14.08.2014 г. администрацией городского поселения город Семилуки было принято распоряжение N 153-р "О закреплении контейнерных площадок", согласно которому за ООО УК "Развитие" как за единственным исполнителем услуг по вывозу и утилизации ТБО закреплены практически все контейнерные площадки г. Семилуки, при наличии других хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории г. Семилуки.
В свою очередь, ООО УК "Развитие", ссылаясь на вышеуказанное распоряжение администрации городского поселения город Семилуки N153-р высылает квитанции об оплате услуг по вывозу ТБО жильцам домов, управление которыми осуществляет ООО УК "Управдом", фактически осуществляющее вышеуказанные услуги.
В ходе рассмотрения дела определено, что помимо ООО УК "Развитие" на территории города Семилуки деятельность по осуществлению управления многоквартирными домами и, в том числе, вывозу мусора осуществляет ООО УК "Управдом".
Статья 8 Конституции РФ гарантирует поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции каждому предоставляет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пункт 1 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ определяет, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия администрации городского поселения город Семилуки в части издания распоряжения N 153-р от 14.08.2014 г., и осуществления действий, выразившихся в поручении вывоза ТБО и закреплению контейнерных площадок за одним хозяйствующим субъектом - ООО УК "Развитие" при наличии других хозяйствующих субъектов являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по вывозу ТБО на территории города Семилуки.
Однако, в ходе рассмотрения дела администрацией городского поселения город Семилуки в материалы дела было предоставлено распоряжение от 01.12.2014 г. N 204-р "Об отмене распоряжения от 14.08.2014 г. N 153-р "О закреплении контейнерных площадок и организации вывоза ТБО". Таким образом, нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции администрацией городского поселения город Семилуки устранено в добровольном порядке.
Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с определением содержащимся в Законе о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В газете "Семилукская жизнь" опубликовано информационное сообщение для жителей г. Семилуки. Данное сообщение, среди прочего содержит императивное указание на оплату услуг ООО УК "Развитие" за вывоз ТБО с контейнерных площадок.
Действия администрации городского поселения город Семилуки по указанию жителям муниципального образования об оплате услуг за вывоз ТБО определенной организации - ООО УК "Развитие" и закреплению контейнерных площадок за этим же хозяйствующим субъектом - ООО УК "Развитие" при наличии других, в том числе и ООО УК "Управдом" в совокупности с действиями ООО УК "Развитие" по направлению квитанций об оплате услуг по вывозу ТБО жильцам домов, управление которыми осуществляет ООО УК "Управдом", фактически осуществляющее вышеуказанные услуги, являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, в части заключения соглашения, реализация которого приводит к ограничению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на рынок.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции основной целью Закона являются защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а также обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Российской Федерации.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, в целях защиты конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что действия администрации городского поселения город Семилуки Семилукского района Воронежской области по закреплению контейнерных площадок за одним хозяйствующим субъектом - ООО УК "Развитие" при наличии других, императивное указание жителям г. Семилуки об оплате услуг по вывозу ТБО этому же хозяйствующему субъекту и действия ООО УК "Развитие" по направлению квитанций об оплате этих услуг жильцам домов, управление которыми осуществляет ООО УК "Управдом", фактически осуществляющее вышеуказанные услуги направлены на необоснованное ограничение доступа на рынок новых хозяйствующих субъектов, в том числе и ООО УК "Управдом" и являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции - соглашение, ограничивающее конкуренцию среди организаций, оказывающих услуги населению г. Семилуки по вывозу ТБО.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать администрацию городского поселения город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области и ООО УК "Развитие" нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, в части осуществления соглашения, которое приводит к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
2. Выдать администрации городского поселения город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области предписание об устранении нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции путем прекращения осуществления соглашения с ООО УК "Развитие", выразившегося в распоряжении о закреплении контейнерных площадок только за ООО УК "Развитие" как единственным исполнителем услуг по вывозу ТБО с закрепленных площадок, публичном информировании жителей г.Семилуки о оплате услуг по вывозу ТБО этому хозяйствующему субъекту, а также совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции среди хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги населению по вывозу ТБО.
3. Выдать ООО УК "Развитие" предписание об устранении нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции путем прекращения информирования жителей городского поселения город Семилуки о закреплении контейнерных площадок за ООО УК "Развитие" и вывозе ТБО только ООО УК "Развитие" в соответствии с распоряжением администрации городского поселения город Семилуки N 153-р от 14.08.2014 г
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 538-16К (опубликовано 12 января 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016