Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 31 декабря 2014 г. N 14-01-15-03/727
Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2014 г. г. Волгоград
В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Савинкова О.Л. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Тибилова Э.А. - государственный инспектор отдела контроля органов власти;
рассмотрев дело N 14-01-15-03/727 по признакам нарушения Администрацией Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (404363, Волгоградская область, Котельниковский район, п. Ленина, ул. Продольная, д. 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),
при участии в заседании:
- Представитель Администрации Котельниковского сельского поселения на рассмотрение дела не явился, уведомлена надлежащим образом. установила:
В результате проведения в рамках поручения ФАС России от 03.06.2014 экспертизы положений административных регламентов оказания муниципальных услуг на предмет соблюдения ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выявлено, что Постановлением Администрации Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 13.05.2013 N 4 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка, выдача и утверждение градостроительных планов земельных участков" утверждён административный регламент по подготовке градостроительного плана земельного участка (далее - Административный регламент).
Пункты 1.4, 2.6.1, 2.7 Административного регламента содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
По данному факту Управлением ФАС по Волгоградской области на основании приказа N 406 от 25.11.2014 возбуждено дело N 14-01-15-03/727.
Определением от 25.11.2014 к рассмотрению дела в качестве ответчика привлечена Администрация Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
Администрацией Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области на рассмотрение дела представлено заявление (исх. N 271 от 12.12.2014) о рассмотрении дела N 14-01-15-03/727 в отсутствии представителя, к заявлению приложен проект постановления о внесении изменения в постановление Постановлением Администрации Красноярского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 13.05.2013 N 4 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка, выдача и утверждение градостроительных планов земельных участков".
Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Котельниковского сельского поселения (утв. Постановлением главы Администрации Котельниковского сельского поселения от 20.03.2012 г. N 6) предусматривает муниципальную услугу - подготовка, выдача и утверждение градостроительных планов земельных участков.
В Административном регламенте по предоставлению администрацией Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка, выдача и утверждение градостроительных планов земельных участков" (в редакции постановления администрации Котельниковского сельского поселения от 13.05.2013 N 4) установлено следующее:
Пунктом 1.4. Регламента установлено, что получателями муниципальной услуги могут быть:
- физические и юридические лица (далее - заявители), обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства;
- представители заявителей по доверенности, оформленной в нотариальной форме.
Пунктом 2.6.1. Регламента установлено, что документы, предоставляемые заявителем самостоятельно, для предоставления муниципальной услуги:
- заявление о выдаче градостроительного плана (приложение N1);
- копия паспорта (для физических лиц);
- копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц).
- документы, подтверждающие полномочия юридического, физического лица (доверенность);
- материалы инженерно-геодезических изысканий со сроком давности не более 2-х лет в масштабе 1:500, 1:1000 выполненные организацией, имеющей свидетельство о допуске к данному виду работ, на бумажном и электронном носителе
- чертеж градостроительного плана земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства (при наличии) на бумажном и электронном носителе с угловым штампом организации исполнителя и подписями разработчиков
- копия технического паспорта на объект капитального строительства (при наличии объекта капитального строительства);
Пунктом 2.6.2. Регламента установлено, что по собственной инициативе заявитель может представить следующие документы:
- Правоустанавливающие документы на земельный участок:
- постановление главы (администрации) Котельниковского сельского поселения о предоставлении земельного участка (в рамках своих полномочий);
- кадастровый паспорт земельного участка;
- свидетельство о правах на земельный участок, договор аренды земельного участка;
-Копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства (при наличии объекта капитального строительства).
Абзацем 4 п. 2.7. Регламента установлено, что исчерпывающим перечнем оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:
- отсутствие документов, прилагаемых к заявлению согласно п. 2.6.1. настоящего регламента;
Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Порядок подготовки документации по планировке территории, определяется главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.
В силу ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии со ст. 41, 44 Градостроительного кодекса РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, зарегистрирован в Минюсте России 08.11.2006 N 8456) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.
Подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица (ст. ст. 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (документ, удостоверяющий личность) или юридического лица. Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, согласно ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в связи с тем, что нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, как и не содержат положений, обуславливающих предоставление муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана представлением определенного пакета документов.
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Таким образом, ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо. При этом законом не установлено ограничения, согласно которому в органы местного самоуправления за получением ГПЗУ могут обратиться только физические и юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В связи с чем, п.1.4. Регламента противоречит п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Нормы действующего законодательства не наделяют органы местного самоуправления правом принятия нормативных правовых актов, содержащих перечень документов, предоставляемых заявителем при оказании государственной (муниципальной) услуги по выдаче ГПЗУ не связанных с возможностью идентификации обратившегося лица, следовательно, Администрацией Котельниковского сельского поселении Котельниковского муниципального района в отсутствие федерального закона, разрешающего устанавливать перечень документов, установлены нормативные требования, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, установление органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, указание в п.2.6.1. Регламента перечня документов, которые заявитель предоставляет при обращении за выдачей ему градостроительного плана земельного участка, понуждает заявителя, заинтересованного в получении государственной услуги проявлять инициативу и изготавливать документы, что влечет для него дополнительные расходы. При этом изготовление данных документов за счет заявителя не предусмотрено законодательством РФ, создает реальную угрозу наступления негативных последствий для конкуренции, путем наложения дополнительных, не установленных законодательством требований на хозяйствующих субъектов при предоставлении муниципальных услуг и противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Поскольку предоставление заявителем документов, перечисленных в п. 2.6 Регламента, не требуется в силу закона, отказ органа местного самоуправления в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по основанию, указанному в п. 2.7 Регламента, не соответствует закону.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении дополнительных, не установленных законодательством требований, к товарам и хозяйствующим субъектам при предоставлении муниципальной услуги.
2. Выдать Администрации Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно отменить, либо внести изменения в п. 1.4., 2.6, п. 2.7 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, выдаче и утверждению градостроительных планов земельных участков, утвержденного Постановлением Администрации Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области N4 от 13.05.2013.
Срок исполнения предписания 2 месяца с момента получения.
О выполнении предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 31 декабря 2014 г. N 14-01-15-03/727
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016