Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 15 декабря 2014 г. N 05-6/1-266-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,
члены Комиссии:
Красюкова Л.К. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,
Михеев А.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,
Шибанов Я.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителей:
- Тверской городской Думы (далее - Заказчик): ***,
- Управления муниципального заказа администрации города Твери (далее - Уполномоченный орган): ***;
в отсутствии надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО "Корпоративная символика "Атолл" (далее - Общество),
рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14 и Административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 08.12.2014 поступила жалоба Общества, полагающего, что при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на изготовление и поставку знака к званию "Почётный гражданин города Твери", фрачного варианта знака к званию "Почётный гражданин города Твери", удостоверения к званию "Почётный гражданин города Твери", футляра (извещение от 18.11.2014 N 0136300021714001275) нарушены требования Закона в части описания объекта закупки, а также включения в описание объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, в том числе в части установления требований к сроку выполнения работ.
Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, пояснив, что конкурсная документация содержит описание объекта закупки и не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:
18.11.2014 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0136300021714001275 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на изготовление и поставку знака к званию "Почётный гражданин города Твери", фрачного варианта знака к званию "Почётный гражданин города Твери", удостоверения к званию "Почётный гражданин города Твери", футляра и конкурсная документация; начальная (максимальная) цена контракта составляет 712 000,00 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 Закона документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
Согласно Техническому заданию конкурсной документации объектом закупки является изготовление и поставка знака к званию "Почётный гражданин города Твери", фрачного варианта знака к званию "Почётный гражданин города Твери", удостоверения к званию "Почётный гражданин города Твери", футляра.
Техническое задание содержит следующее описание объекта закупки, в частности в отношении Знака к званию "Почётный гражданин города Твери"": "Знак изготавливается из серебра 925 пробы с гальваническим покрытием золотом (чистота в каратах не менее 14,0 К, толщиной не менее 4 микрон, цвет "желтое золото", гладко полированный) и представляет собой равноконечный крест с расширяющимся концами. Расстояние между крайними точками креста 50 мм. Толщина знака не менее 3 мм. С лицевой стороны концы креста гильошинированы, имеют по краям выпуклый рант и покрыты красной эмалью. Между концов креста расположены по пять граненых лучей, укорачивающихся и сужающихся от среднего к крайним. На лицевой стороне знака в центре, поверх креста и граненых лучей расположен медальон диаметром 35 мм., в центре которого расположено рельефное изображение герба города Твери (без геральдического щита), увенчанный шапкой Мономаха с перекрещенными мечами. Вокруг медальона лента с рельефной надписью "ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА ТВЕРИ" (без кавычек). Высота рельефа надписи не менее 0,3 мм, не более 0,6 мм. Центральная часть медальона покрыта красной эмалью. На оборотной стороне знака в нижней части гравируется порядковый номер знака. В верхней части знака расположено ушко и удлиненное кольцо для крепления знака к шелковой муаровой ленте цветов флага города Твери. Ширина ленты 30 мм. Длина ленты не менее 80 см, не более 100 см".
При этом, Техническое задание не содержит эскизов, изображений, фотографий, позволяющих изготовить Знак "Почетный гражданин города Твери" точно в соответствии с текстовым описанием, изготовить оригинал-макет знака и утвердить его у Заказчика для дальнейшего изготовления.
Техническим заданием конкурсной документации установлено также следующее: "Оригинал-макеты знака к званию "Почётный гражданин города Твери", фрачного варианта знака к званию "Почётный гражданин города Твери", (далее Знаки), а также удостоверения к званию "Почетный гражданин города Твери", футляра разрабатываются Подрядчиком и представляются на утверждение Заказчику в течение не более 1 рабочего дня после подписания контракта_ Подрядчик в течение не более 1 рабочего дня после разработки и утверждения оригинал-макетов Знаков изготавливает и представляет на утверждение Заказчику физические мастер-модели элементов Знаков из металла поэлементно".
Из пояснений представителей Заказчика следует, что при описании некоторых элементов объекта закупки Знака к званию "Почетный гражданин города Твери" Заказчик ориентировался, в том числе, на изобразительные элементы разработанного и утвержденного ранее герба города воинской славы "Тверь". Вместе с тем, изображение данного герба также отсутствует в приложениях к конкурсной документации. Также отсутствует и рельефное изображение герба города Твери (без геральдического щита), равноконечного креста, шапки Мономаха и т.д.
Кроме того, согласно открытым источникам библиотечных фондов города Твери, герб города Твери утвержден Решением Тверской городской думы N 66 от 25.05.1999 г. и N 32 от 22.02.2000 г., герб внесен в государственный геральдический регистр (исторический герб города ранее утвержден 10.10.1780 г) и имеет следующее описание: "В червленом поле на золотом стуле (без спинки), покрытом зеленой, с золотыми кистями и шнуром по краю, подушкой - золотая, украшенная зелеными самоцветами корона о пяти видимых листовидных зубцах, - трех больших, перемежающихся двумя меньшими". Герб Тверской губернии утвержден 08.12.1856 г., имел следующее описание: "в червленом поле золотой трон, на нем царская на зеленой подушке корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою". Корона на новом гербе напоминала известную шапку Мономаха - древнейшую регалию русских царей. Составил этот герб герольдмейстер Бернгард Васильевич Кене. Герб, который является ныне гербом Тверской области, - это вариант тверского герба, разработанный специально как герб Тверской губернии и утвержденный в 1856 году. В соответствии с традицией того времени, когда в моду стал входить "русский стиль", корону на гербе сменила шапка Мономаха" (Закон Тверской области от 28.11.1996 N 45 "О гербе и флаге Тверской области").
Текстовое описание Технического задания содержит одновременно требование о размещении на Знаке к званию "Почетный гражданин города Твери" герба города Твери (без геральдического щита), увенчанного шапкой Мономаха с перекрещенными мечами. Как указано выше, при описании объекта закупки Заказчик ориентировался на утвержденный герб воинской славы города Твери (без приложения к конкурсной документации изображения такого герба). Однако, на гербах городов воинской славы России (например: Торжок, Ржев, Великие Луки, Владикавказ) присутствует именно "корона с перекрещенными мечами", а не "шапка Мономаха", что также не свидетельствует о корректном описании объекта закупки и видении Заказчиком того, как именно должен выглядеть Знак к званию "Почётный гражданин города Твери".
Также в Техническом задании отсутствует указание на цвета муаровой ленты, к которой должен крепиться Знак; в текстовом описании имеется лишь указание, что знак крепится: "к шелковой муаровой ленте цветов флага города Твери", при этом без указания на соблюдение цветовых пропорций флага г. Твери, что не является достаточным и полным описанием объекта закупки.
Из анализа ряда решений/постановлений органов муниципальной, региональной власти следует, что при утверждении отличительных знаков, наград и т.п. органами власти одновременно утверждаются и описание и эскизы знаков, при этом эскизы являются приложением к ним.
Комиссия, с учетом предмета контракта, приходит к выводу о том, что заказчик при осуществлении закупки на изготовление знаков эскиз или иное изображение требуемого к поставке товара, а не возлагать на поставщика обязанность по изготовлению оригинал-макета такого знака.
Отсутствие в Техническом задании наряду с текстовым описанием изображений, эскизов как отдельных составляющих элементов объекта закупки, так и в целом изображений, эскизов объекта закупки затрудняет или делает невозможным утверждение, изготовление и приемку Заказчиком закупаемой продукции.
Следовательно, уполномоченным органом и заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 50 и пунктов 3 и 4 части 1 статьи 33 Закона, в данной части жалоба Общества является обоснованной.
2. В своей жалобе Общество указывает на то, что заказчиком установлены необоснованно короткие срок для исполнения контракта, в частности, Техническим заданием конкурсной документации установлено, что срок предоставления и утверждения оригинал-макет знаков - не более 1 рабочего дня после подписания контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона извещение о проведении конкурса должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таким образом, Закон, устанавливая требование об указании информации о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, не устанавливает требований к срокам поставки товара, выполнения работ.
В этой части жалоба Общества является необоснованной.
3. В своей жалобе Общество указывает на то, что требование об изготовлении оригинал - макетов знака в конкретных программах/конкретных версиях ограничивает участников закупки в использовании иных программ или их версий.
Техническим заданием установлено следующее требование: "Оригинал-макет создается в программе Adobe Photoshop/Adobe Illustrator (версия не ниже 13)/Corel Draw (версия не ниже 14) и представляется Заказчику с приложением к основному файлу всех "связанных" (использованных) файлов, файлов шрифтов, использованных в работе. Оригинал-макеты в электронном виде должны иметь формат tiff, eps, cdr. Размер оригинал-макета должен совпадать с размером заказанной готовой продукции (без масштабирования). Размер изображения в файлах tiff, eps формата должен совпадать с размером изображения используемого в оригинал-макете, с разрешением 300 dpi, в цветовой палитре CMYK."
Из пояснений Заказчика следует, что указанные в Техническом задании конкретные программы являются стандартными для организаций, предоставляющих услуги рекламы, дизайна и т.д., и, как правило, в данных организациях установлены обе программы, а их версии 14 и 13 датированы соответственно 2008 годом для Corel Draw и 2012 для Adobe Photoshop/Adobe Illustrator.
Вместе с тем, Обществом не представлены какие-либо доказательства невозможности использования вышеперечисленных программ и незаконности установления заказчиком спорного требования, жалоба Общества в данной части является необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Корпоративная символика "Атолл" частично обоснованной.
2. Признать Тверскую Городскую думу и Управление муниципального заказа администрации города Твери нарушившими требования пунктов 3 и 4 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Тверской Городской думе и Управлению муниципального заказа администрации города Твери предписание об устранении нарушений в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
В.М. Фомин |
Члены Комиссии: |
|
Л.К. Красюкова |
|
|
А.А. Михеев |
|
|
Я.А. Шибанов |
ПРЕДПИСАНИЕ N 05-6/1-266-2014
об устранении нарушения в сфере закупок
15 декабря 2014 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,
члены Комиссии:
Красюкова Л.К. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,
Михеев А.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,
Шибанов Я.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителей:
- Тверской городской Думы:***,
- Управления муниципального заказа администрации города Твери:***;
в отсутствии надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО "Корпоративная символика "Атолл",
на основании решения от 15.12.2014 по делу N 05-6/1-266-2014 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), предписывает:
В срок до 15.01.2015:
1.1. Управлению муниципального заказа администрации города Твери, конкурсной комиссии отменить протоколы, сформированные в ходе осуществления закупки путем проведения открытого аукциона на право заключения контракта на изготовление и поставку знака к званию "Почётный гражданин города Твери", фрачного варианта знака к званию "Почётный гражданин города Твери", удостоверения к званию "Почётный гражданин города Твери" футляра (извещение от 18.11.2014 N 0136300021714001275); вернуть поданные на участие в открытом конкурсе заявки, а также внесенные участниками закупки денежные средства в качестве обеспечения таких заявок на участие в конкурсе;
1.2. Тверской городской Думе и Управлению муниципального заказа администрации города Твери:
- внести изменения в конкурсную документацию на право заключения контракта на изготовление и поставку знака к званию "Почётный гражданин города Твери", фрачного варианта знака к званию "Почётный гражданин города Твери", удостоверения к званию "Почётный гражданин города Твери" футляра (извещение от 18.11.2014 N 0136300021714001275) с учетом принятого решения Комиссии Тверского УФАС России по делу N 05-6/1-266-2014, установив описание объекта закупки в соответствии с Законом;
- продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в установленном законодательством о закупках порядке;
1.3. Тверской городской Думе, Управлению муниципального заказа администрации города Твери и конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках;
2. Тверской городской Думе, Управлению муниципального заказа администрации города Твери и конкурсной комиссии в срок до 20.01.2015 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.
Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
В.М. Фомин |
Члены Комиссии: |
|
Л.К. Красюкова |
|
|
А.А. Михеев |
|
|
Я.А. Шибанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 15 декабря 2014 г. N 05-6/1-266-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016