Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
N 3-09/42-2014 (опубликовано 16 декабря 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "04" декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>
- при участии:
со стороны Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области:
<_>
рассмотрев дело N 3-09/42-2014 от 04.12.2014 по признакам нарушения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области (442780, Пензенская область с. Бессоновка, ул. Центральная, 247) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
В отдел контроля органов власти и рекламы Управления федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступили материалы дела от главного специалиста - эксперта отдела контроля органов власти и рекламы Е.А. Казаковой, о передаче материалов дела N 3-23/126С-2014 для рассмотрения вопроса на наличие признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам анализа представленных документов на соответствие требованиям антимонопольного законодательства в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области (далее также Межрайонная ИФНС N 3 по Пензенской области) (442780, Пензенская область с. Бессоновка, ул. Центральная, 247), в действиях Межрайонной ИФНС N 3 выявлены признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в непредусмотренном Федеральными законами и иными правовыми актами ограничении доступа к участию в запросе котировок на право заключения государственного контракта по техническому обслуживанию и ремонту копировального оборудования и принтеров (в том числе заправка и восстановление картриджей) (извещение N 0155100003614000008 от 14.04.2014) (далее Запрос котировок), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Приказом Пензенского УФАС от 27.10.2014 N 234 в отношении Межрайонной ИФНС N 3 по Пензенской области возбуждено дело N 3-09/42-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель Межрайонной ИФНС N 3 по Пензенской области пояснил, что данное дополнительное требование было установлено в связи с тем, что при размещении на официальном портале закупок извещения о проведении запроса котировок, при установлении требований к участникам запроса котировок, программа выдала сообщение, в котором было указано на необходимость заполнения одного из дополнительных требований, в противном случае не представлялось возможным опубликовать извещение о проведении запроса котировок.
Изучив материалы дела и представленные ответчиком доказательства, выслушав объяснения последнего, Комиссией установлено следующее.
14.04.2014 Межрайонной ИФНС N 3 по Пензенской области (далее - Заказчик), было опубликовано извещение о проведении запроса котировок "Для субъектов малого предпринимательства на право заключения государственного контракта по техническому обслуживанию и ремонту копировального оборудования и принтеров (в том числе заправка и восстановление картриджей)" N 0155100003614000008 и проект государственного контракта.
Согласно извещению о проведении Запроса котировок установлены следующие сроки:
- дата и время начала подачи котировочных заявок - 15.04.2014 08:00;
- дата и время окончания подачи котировочных заявок - 18.04.2014 15:00;
- дата и время вскрытия конвертов - 21.04.2014 в 11.00.
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана с использованием метода сопоставимых рыночных цен. В соответствии с Приложением N 2 к извещению о проведении Запроса котировок, пунктом 7 извещения о проведении Запроса котировок начальная (максимальная) цена контракта составляет 58900,00 рублей.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, определенные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Также согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанном законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам такой закупки, и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного закона.
Пунктом 13 Извещения о проведении Запроса котировок установлены единые требования к участникам запроса котировок.
Согласно подпункту 10 указанного пункта Извещения о проведении Запроса котировок установлено дополнительное требование - "не менее 2-х лет работы на рынке по оказанию данных видов услуг в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Установление подобного дополнительного требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе возможно, исключительно, в случае определения таких требований Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту копировального оборудования и принтеров в перечень работ установленных Правительством Российской Федерации не входит.
Из изложенного следует, что установление в рассматриваемом случае дополнительного требования к участникам запроса котировок "не менее 2-х лет работы на рынке по оказанию данных видов услуг в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе" нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При установлении заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок вышеуказанного требования к опыту работы, иные потенциальные участники, опыт работы которых на рынке по оказанию данных видов услуг менее 2-х лет, не имели возможности принять участие в данном запросе котировок.
Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запретами при проведении торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Таким образом, Комиссия единогласно пришла к выводу, что непредусмотренное Федеральными законами и иными правовыми актами ограничение доступа к участию в запросе котировок на право заключения государственного контракта по техническому обслуживанию и ремонту копировального оборудования и принтеров (в том числе заправка и восстановление картриджей) (извещение N 0155100003614000008 от 14.04.2014), привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, является нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области нарушившей часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в результате установления непредусмотренного Федеральными законами и иными правовыми актами ограничения доступа к участию в запросе котировок на право заключения государственного контракта по техническому обслуживанию и ремонту копировального оборудования и принтеров (в том числе заправка и восстановление картриджей) (извещение N 0155100003614000008 от 14.04.2014), которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
2. Выдать предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области N 3-09/42-2014 (опубликовано 16 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016