Я, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Елбаева Наталья Абуевна, рассмотрев постановление прокуратуры Улаганского района от 05.12.2014 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, Муниципального бюджетного учреждения "Отдел архитектуры и строительства" муниципального образования "Улаганский район" <_> установил:
Дело рассматривается в присутствии <_> с участием помощника прокурора г. Горно-Алтайска <_> (служебное удостоверение ТО N 105746.) в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13).
Прокуратурой Улаганского района проведена проверка законности заключения договора <_> МБУ "Отдел архитектуры и строительства" муниципального образования "Улаганский район" <_> по п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на строительство пешеходного моста через реку Челушман в урочище "Кату-Ярык" села Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай, в ходе которой выявлены нарушения ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям <_> контракт заключен на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и в случае возникновения чрезвычайной ситуации заказчик вправе заключить в соответствии с настоящей нормой закона контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Данные пояснения УФАС по РА считает не обоснованными по следующим основаниям.
При анализе представленных прокуратурой материалов УФАС по РА установлено:
В конце мая-июне 2014 года на территории Республики Алтай, в том числе на территории Улаганского района произошла чрезвычайная ситуация природного характера в виде паводка (результат обильных осадков в виде дождя), при которой разрушены ряд инфраструктурных объектов, в том числе пешеходный мост через реку Челушман в урочище "Кату-Ярык" села Балыктуюль Улаганского района. Подтверждается межмуниципальным актом обследования поврежденного объекта N 5 без даты, утвержденным главой администрации МО "Улаганский район" <_> согласно которому данный пешеходный мост разрушен, ущерб оценен на 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей.
<_> МБУ "Отдел архитектуры и строительства" муниципального образования "Улаганский район" <_> 14 ноября 2014 г. заключил муниципальный контракт N08.2014 с ООО "Факел" (ИНН 0404008943, Улаганский район, с. Акташ, ул. Крайняя, 17 кв. 1) в лице генерального директора <_> на строительство данного пешеходного моста, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, на сумму 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 года N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Согласно данному Перечню заказчик обязан проводить электронный аукцион, в случае закупки любых строительных работ (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071. В ссылке "6" к данному Перечню указано, что исключением являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В муниципальном контракте указано, что контракт заключен на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно данной норме закона закупка может осуществляться заказчиком у единственного поставщика в случаях закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Чрезвычайная ситуация имела место в конце мая - июне 2014 года, муниципальный контракт заключен 14 ноября 2014, спустя пять месяцев. По мнению УФАС по РА, у муниципального заказчика было достаточно времени для определения подрядчика в порядке, определенном законом - путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, <_> нарушена ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, т.к. принято решение о способе закупки для обеспечения муниципальных нужд у единственного подрядчика, тогда как в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 года N 2019-р закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
УФАС по РА определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 31/з от 11.12.2014 г. у <_> запрошены проектно-сметная документация на строительство пешеходного моста через реку Челушман в ур. Кату-Ярык с. Балыктыюль и заключение государственной экспертизы.
При рассмотрении административного дела <_> пояснил, что проектно-сметная документация не предоставлена в связи с проведением государственной экспертизы.
По мнению УФАС по РА это так же свидетельствует о неправомерности заключения муниципального контракта N 08.2014 от 14.11.2014 г. на строительство пешеходного моста через реку Челушман в ур. Кату-Ярык с. Балыктыюль без наличия проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.
За нарушение способа определения подрядчика (ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59, п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N44-ФЗ) предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ, - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Муниципальный контракт N 08.2014 от 14.11.2014 г. на строительство пешеходного моста через реку Челушман в ур. Кату-Ярык с. Балыктыюль подписан <_>
Согласно приказу главы администрации МО "Улаганский район" от 03.12.2013 г. N 1711/1 <_> назначена на должность <_> Муниципального бюджетного учреждения "Отдел архитектуры и строительства" с 03 декабря 2013 года.
Таким образом, должностным лицом заказчика, <_> МБУ "Отдел архитектуры и строительства" муниципального образования "Улаганский район" <_> совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Место совершения правонарушения: Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган, ул. А.В. Санаа, 10, МБУ "Отдел архитектуры и строительства".
Лицо, совершившее административное правонарушение: должностное лицо заказчика, <_> МБУ "Отдел архитектуры и строительства" <_>
Дата и время совершения правонарушения: 14.11.2014 г. (дата заключения муниципального контракта N 08.2014).
Событие административного правонарушения: принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, а именно, принятие решения о заключении контракта N 08.2014 от 14.11.2014 г с единственным подрядчиком (ООО "Факел"), когда закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 2 статьи 7.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушение, допущенное должностным лицом, <_> МБУ "Отдел архитектуры и строительства" муниципального образования "Улаганский район" <_> по своему характеру имеет значительную степень общественной опасности, поскольку повлекло нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП, не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.4, 7.29, 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
1) Признать в действиях должностного лица заказчика, <_> МБУ "Отдел архитектуры и строительства" муниципального образования "Улаганский район" <_> состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП, выразившегося в принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, а именно неправомерный выбор способа определения подрядчика на строительство пешеходного моста через реку Челушман в ур. Кату-Ярык с. Балыктыюль путем заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком, когда закупка должна осуществлятся путем проведения электронного аукциона.
2) Назначить должностному лицу заказчика, <_> МБУ "Отдел архитектуры и строительства" муниципального образования "Улаганский район" <_> административное наказание в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84630000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), обсл. в ГРКЦ НБ Респ. Алтай Банка России г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 161 1 16 33020 05 6000 140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок для муниципальных нужд".
В 60-дневный срок со дня вступления настоящего постановления в законную силу <_> должен представить в УФАС по РА документы, подтверждающие уплату штрафа.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с частью 3 ст. 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в Горно-Алтайский городской суд или Улаганский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 23 декабря 2014 г. N 31/3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016