Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 2842 (опубликовано 25 декабря 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17.12.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 23.12.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии - Кулиш А.В. - заместитель руководителя УФАС по Иркутской области; члены Комиссии: Тимонова Г.Н. - начальник отдела контроля органов власти УФАС по Иркутской области, Лавыгин И.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти УФАС по Иркутской области, в отсутствии надлежаще уведомленных ответчика - Думы Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района, заявителя - депутата Думы Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Кузнецовой Л.Н., заинтересованного лица - Главы Янгелевского городского поселения Базитова С.А., либо их представителей, рассмотрев дело N 417 от 18.11.2014 г. возбужденное в отношении Думы Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района по признакам нарушения требований ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Приказом N 417 от 18.11.2014 г. возбуждено дело в отношении Думы Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района по признакам нарушения требований ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с вынесением Решения "О создании муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство", в части пункта 1: "Основными целями деятельности Муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство" установить, как необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач и вопросов местного значения, как: предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества; обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства; решение других вопросов местного значения.".
От заявителя - депутата Думы Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Кузнецовой Л.Н. поступило письменное заявление от 04.12.2014 г. с просьбой рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства в её отсутствие. От представителя ответчика - председателя Думы Янгелевского городского поселения Ягловской М.Л. поступило письменное заявление исх. N 51 от 05.12.2014 г. с просьбой рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства без присутствия представителя Думы.
Согласно письменному пояснению представителя ответчика - председателя Думы Янгелевского городского поселения Ягловской М.Л. 17 мая 2013 года жителями Янгелевского городского поселения было направлено требование (вход. N27 - зарегистрировано Администрацией Янгелевского ГП) о переводе коммунальных услуг в муниципальную собственность в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг, а так же услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов в Думу Янгелевского муниципального образования. Рассмотрев данное требование жителей п. Янгель, в связи с недостаточной развитостью конкуренции на рынке жилищно-коммунального хозяйства, в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями жителей п. Янгель в предоставлении коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилья, при использовании стратегического объекта, а именно котельной п. Янгель, исключительно в целях, предусмотренных Федеральным законом от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а так же стабильного социально-экономического обеспечения жителей п. Янгель, а так же с целью защиты интересов жителей поселка, 04.07.2013 года Думой Янгелевского городского поселения было принято решение о создании Муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство", основными целями деятельности которого являются: осуществление деятельности в целях решения социальных задач и вопросов местного значения, такие как: предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилья надлежащего качества; обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства; решения других вопросов местного значения, что так же подразумевает под собой организацию содержания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, оказанию услуг, предназначенных для нужд населения, в том числе водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, вывоз ТБО, благоустройство, санитарная очистка территории поселения и т.д. Данное решение было принято Думой Янгелевского городского поселения для исполнения отдельных направлений деятельности в жилищно-коммунальной отрасли, которые представляют особую важность для интересов населения и иных потребителей на территории муниципального образования. 08.10.2013 года вышеназванное решение Думы Янгелевского городского поселение было отменено на основании протеста Прокуратуры Нижнеилимского района от 23.09.2013 года N 07-25-13, связанного с тем, что данное решение было подписано председателем Думы, на основании ст. 36 ч. 4 п.2 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципальных образований в пределах своих полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом Янгелевского городского поселения (ст. 47 ч. 4 и 5), нормативные правовые акты, принятые Думой Янгелевского городского поселения. 20.11.2013 года в Думу Янгелевского городского поселения поступило вновь требование жителей п. Янгель о создании муниципального предприятия. В связи с чем, 27.11.2014 года было принято решение о создании Муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство".
Также в письменном пояснении представитель ответчика указывает, что на сегодняшний день в п. Янгель существует только одна управляющая компания ООО "Коммунальщик", которая не целесообразно (не обоснованно) завышает тарифы на оказываемые услуги, если же собственники жилья не согласны с повышением тарифа на содержание жилья, ООО "Коммунальщик" в лице директора Салтыковой Г. В. расторгает договоры в одностороннем порядке. Муниципальное унитарное предприятие "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство" не создано и юридически не зарегистрировано. Дума Янгелевского городского поселения в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятий", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ ст. 17 ч. 1 п. 3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Уставом Янгелевского муниципального образования в праве принимать решения о создании муниципальных унитарных предприятий, сама же регистрация юридического лица и его создание находится в компетенции Администрации Янгелевского муниципального образования.
Комиссия, оценив доказательства и доводы, представленные ответчиком, приходит к следующим выводам.
Дума Янгелевсого городского поселения 27.11.2013 г. приняла Решение N 96 "О создании муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство". Данное Решение подписано главой Янгелевского городского поселения Базитовым С.А. в соответствии с положениями п. 2 ч. 4 ст. 36 федерального закона от 06.10.2013 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ и ст. 47 Устава Янгелевского городского поселения. Пункт 1 Решения гласит: "Создать Муниципальное унитарное предприятие "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство" до 01.07.2014 г. Основными целями деятельности Муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство" установить, как необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач и вопросов местного значения, как: предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества; обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства; решение других вопросов местного значения.".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ установлен перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения городского поселения, в т.ч.: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, осуществление муниципального лесного контроля и пр. Соответственно, уполномочив МУП "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение указанных вопросов Дума Янгелевского городского поселения наделила хозяйствующий субъект функциями и правами органов местного самоуправления.
Часть 3 статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать Думу Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района нарушившей часть 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с вынесением Решения N 96 от 27.11.2013 г. "О создании муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство", в части пункта 1, в связи с наделением хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления: "Основными целями деятельности Муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство" установить, как необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач и вопросов местного значения, как: предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества; обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства; решение других вопросов местного значения.".
2. Выдать Думе Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района предписание о внесении изменений в пункт 1 Решения N 96 от 27.11.2013 г. "О создании муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство", а именно, исключить слова: "и вопросов местного значения", "решение других вопросов местного значения".
Председатель Комиссии А.В. Кулиш
Члены Комиссии Г.Н. Тимонова
И.В. Лавыгин
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 289
23.12. 2014 г. г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии Кулиш А.В. - заместитель руководителя УФАС по Иркутской области; члены Комиссии: Тимонова Г.Н. - начальник отдела контроля органов власти УФАС по Иркутской области, Лавыгин И.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти УФАС по Иркутской области, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 2842 от 23.12.2014 г. по делу N 417 о признании нарушившей Думу Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Думе Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района устранить нарушения ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в срок до 01.03.2015 г., путем внесения изменений в пункт 1 Решения N 96 от 27.11.2013 г. "О создании муниципального унитарного предприятия "Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство", а именно, исключить слова: "и вопросов местного значения", "решение других вопросов местного значения".
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 01.03.2015 г.
Председатель Комиссии А.В. Кулиш
Члены Комиссии Г.Н. Тимонова
И.В. Лавыгин
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 2842 (опубликовано 25 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016