Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 31 мая 2013 г. N 17
Резолютивная часть решения оглашена 21.05.2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 31.05.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА),
рассмотрев 21.05.2013 г. дело N 17 от 15.04.2013 г. по признакам нарушения Администрацией МО "Турочакский район" (Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Советская, 77) пункта 7 части 1 статьи 15, пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении с ООО "Солнечная энергия+" договора безвозмездного пользования имуществом N 04 от 29.12.2012 г. и принятии распоряжения от 05.02.2013 г. N40-р "О поручении ООО "Солнечная энергия+" технического обслуживания", на основании которых ООО "Солнечная энергия+" передано в пользование муниципальное имущество без проведения процедуры торгов на срок более 30 дней, что является муниципальной преференцией, в присутствии представителей Администрации МО "Турочакский район", установила:
На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай "О проведении плановой выездной проверки" от 21.01.2013 г. N 8 была проведена проверка в отношении Администрации МО "Турочакский район" (649140, Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Советская, 77).
В рамках проверки Администрации МО "Турочакский район" были изучены постановления и распоряжения главы Администрации МО "Турочакский район" за период с 01.01.2012 г. по 05.02.2013 г. на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам анализа материалов плановой выездной проверки, Управлением на основании пункта 5 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО "Турочакский район" по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ N 62 от 15.04.2013 г. "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства"), выразившегося в заключении с ООО "Солнечная энергия+" договора безвозмездного пользования имуществом N 04 от 29.12.2012 г. и принятии распоряжения от 05.02.2013 г. N40-р "О поручении ООО "Солнечная энергия+" технического обслуживания", на основании которых ООО "Солнечная энергия+" передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество без проведения процедуры торгов на срок более 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев, что является муниципальной преференцией.
Рассмотрение дела N 17 от 15.04.2013 г. о нарушении Администрацией МО "Турочакский район" антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 21.05.2013 г.
Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:
Администрацией МО "Турочакский район" на основании договора безвозмездного пользования имуществом N 04 от 29.12.2012 г. ООО "Солнечная энергия+" было предоставлено с 01.01.2013 г. в пользование муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения энергоснабжения населенных пунктов Турочакского района с децентрализованным энергоснабжением, сроком на 30 дней без проведения процедуры торгов.
В п. 1.5 договора безвозмездного пользования имуществом N 04 от 29.12.2012 г. указано, что настоящий договор является актом-приема передачи имущества. Имущество считается переданным с момента подписания настоящего договора.
В приложении N 1 к данному договору указано имущество, подлежащее передаче ООО "Солнечная энергия +" (имущество, предназначенное для обеспечения энергоснабжения населения в количестве 47 объектов, балансовой стоимостью 8636631,24 рублей).
Порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, предусмотрен статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Следовательно, действия Администрации МО "Турочакский район", выразившиеся в предоставлении вышеуказанного имущества в пользование ООО "Солнечная энергия +" сроком на 30 дней без проведения процедуры торгов, не противоречат требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с распоряжением Администрации МО "Турочакский район" от 05.02.2013 г. N40-р "О поручении ООО "Солнечная энергия+" технического обслуживания" в связи с проведением конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования имуществом, предназначенным для обеспечения энергоснабжения населенных пунктов Турочакского района с децентрализованным энергоснабжением, объявленного 14.01.2013 г., ООО "Солнечная энергия +" передано с 01.02.2013 г. до момента окончания процедуры торгов на техническое обслуживание 43 объекта, общей балансовой стоимостью 8562025,65 по акту приема-передачи от 05.02.2013 г. без проведения процедуры торгов.
Ознакомившись с приложение N 01 к договору безвозмездного пользования имуществом N 04 от 29.12.2012 г. и актом приема-передачи от 05.02.2013 г. Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что переданное 05.02.2013 г. ООО "Солнечная энергия +" муниципальное имущество ранее было предоставлено данному хозяйствующему субъекты по договору безвозмездного пользования N 04 от 29.12.2012 г. в составе имущества, предназначенного для обеспечения энергоснабжения населения.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что общий срок, на который было передано муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения энергоснабжения населенных пунктов Турочакского района с децентрализованным энергоснабжением ООО "Солнечная энергия +", составляет более 30 календарных дней в течении шести последовательных календарных месяцев.
Согласно пояснениям представителей Администрации МО "Турочакский район", озвученным на заседании Комиссии УФАС по РА, в соответствии с распоряжением Администрации МО "Турочакский район" от 05.02.2013 N 40-р "О поручении ООО "Солнечная энергия+" технического обслуживания" подразумевалось оказание услуг по обслуживанию и хранению имущества, а не передача имущества по какому-либо договору владения, пользования указанным имуществом.
Комиссия УФАС по РА считает данные пояснения необоснованными и несоответствующими действительности по следующим обстоятельствам:
Администрацией МО "Турочакский район" не представлено доказательств того, что данное имущество было передано ООО "Солнечная энергия+" исключительно в целях обслуживания и хранения без права его эксплуатации.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом владение - это фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Законным (титульным) владельцем может быть и не собственник вещи (имущества), а, в том числе: хранитель имущества.
На основании положения части 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
По договору хранения вещь передается во временное владение хранителя.
Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения государственным или муниципальным имуществом, подпадает под требования части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
На дату составления акта проверки (04.03.2013 г.) Администрацией МО "Турочакский район" не представлены документы, подтверждающие факт проведения конкурса и заключения договора с ООО "Солнечная энергия+" по результатам торгов.
В связи с чем, действия Администрации МО "Турочакский район", выразившиеся в передаче ООО "Солнечная энергия +" в безвозмездное пользование муниципального имущества, предназначенного для обеспечения энергоснабжения населенных пунктов Турочакского района с децентрализованным энергоснабжением на основании договора безвозмездного пользования имуществом N 04 от 29.12.2012 г. и распоряжения от 05.02.2013 г. N40-р "О поручении ООО "Солнечная энергия+" технического обслуживания" на срок более 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев, без проведения процедуры торгов, являются нарушением пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" муниципальные преференции - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Вышеуказанное действия Администрации МО "Турочакский район" привели к передаче муниципального имущества ООО "Солнечная энергия+", т.е. данному хозяйствующему субъекту Администрацией МО "Турочакский район" предоставлена муниципальная преференция, выразившаяся в передаче муниципального имущества без торгов на срок более тридцати календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
В ходе осмотра Журнала регистрации ходатайств о предоставлении государственной, муниципальной помощи за 2011-2013 г., номенклатурного дела N 05-14 "Документы, поданные в управление о предоставлении государственной муниципальной помощи", установлено, что за указанный период Администрацией МО "Турочакский район" заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Солнечная энергия+" в Управление ФАС по РА предоставлено не было.
Следовательно, Администрация МО "Турочакский район" нарушила порядок предоставления муниципальной преференции, установленный главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 7 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, действия Администрации МО "Турочакский район" по предоставлению преференций (предоставление имущества без торгов на срок более тридцати календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев) в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, также следует квалифицировать по пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия Администрации МО "Турочакский район", выразившиеся в передаче ООО "Солнечная энергия +" в безвозмездное пользование муниципального имущества, предназначенного для обеспечения энергоснабжения населенных пунктов Турочакского района с децентрализованным энергоснабжением на основании договора безвозмездного пользования имуществом N 04 от 29.12.2012 г. и распоряжения от 05.02.2013 г. N40-р "О поручении ООО "Солнечная энергия+" технического обслуживания" на срок более 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев, без проведения процедуры торгов, образуют состав нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии УФАС по РА представители Администрации МО "Турочакский район" согласились с выявленным нарушением антимонопольного законодательства и пояснили, что муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения энергоснабжения населенных пунктов Турочакского района с децентрализованным энергоснабжением передано 25.02.2013 г. ООО "Солнечная энергия +" по результатам открытого конкурса. К материалам дела был приобщен договор N 06 безвозмездного пользования имуществом от 25.02.2013 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства является передача 25.02.2013 г. ООО "Солнечная энергия +" муниципального имущества, предназначенного для обеспечения энергоснабжения населенных пунктов Турочакского района с децентрализованным энергоснабжением по результатам открытого конкурса N 140113/2236042/01, размещенного на официальном сайте "torgi.gov.ru".
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Администрацию МО "Турочакский район" нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, пункт 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи заключением с ООО "Солнечная энергия+" договора безвозмездного пользования имуществом N 04 от 29.12.2012 г. и принятием распоряжения от 05.02.2013 г. N40-р "О поручении ООО "Солнечная энергия+" технического обслуживания", на основании которых ООО "Солнечная энергия+" передано в пользование муниципальное имущество без проведения процедуры торгов на срок более 30 дней в течении шести последовательных календарных месяцев, что является муниципальной преференцией, предоставленной с нарушением требований главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением Администрацией МО "Турочакский район" нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", путем заключения договора безвозмездного пользования имуществом N 06 от 25.02.2013 г., на основании которого ООО "Солнечная энергия+" передано муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения энергоснабжения населенных пунктов Турочакского района с децентрализованным энергоснабжением, в безвозмездного пользования по результатам открытого конкурса.
3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 31 мая 2013 г. N 17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016