Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 5 июня 2013 г. N 05-10/18-13
Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 05 июня 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии: |
- Бутенко И.В., заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности; |
членов комиссии: |
- Губановой Р.Ш., начальника отдела контроля органов власти; - Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, |
рассмотрев дело N 05-10/18-13, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным автономным образовательным учреждением "Итатская средняя общеобразовательная школа" Томского района (634542, с. Томское, Томский район, ул. Маяковского 1) ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В ходе рассмотрения заявления П. (вх. N 324 от 24.01.2013), содержащего доводы о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов при заключении договоров на выполнение капитального ремонта зданий общеобразовательных школ Томского района, установлено, что между Муниципальным автономным образовательным учреждением "Кафтанчиковская средняя общеобразовательная школа" Томского района и ООО "Стройгарант" заключен договор от 19.07.2012 N 345 на выполнение капитального ремонта здания МАОУ "Итатская СОШ" без проведения торгов и иных публичных процедур.
В заседаниях Комиссии представителем ответчика (МАОУ "Итатская СОШ") представлены отзывы и пояснения, в которых нарушение антимонопольного законодательства не признается по изложенным в документах основаниям, в частности ответчик представил копию страницы с сайта МАОУ "Итатская СОШ" с информацией от 01.06.2012 о предстоящем ремонте школы: "Нашей школе выделены более 30 млн. рублей на проведение капитального ремонта здания. В течение 2012 года будут сделаны ремонт кровли, окон, внутренних помещений здания". Также в пояснениях ответчик сообщил, что обращался в Администрацию Томского района за списком подрядчиков (представлен в Комиссию) для согласования, после предоставления которого объехал всех потенциальных подрядчиков и принял решение заключить договор на проведение капитального ремонта школы с ООО "Стройгарант", как наиболее надежным, а также качественно и своевременно выполняющим ремонтные работы. Кроме того, ответчик сообщил, что ООО "Стройгарант" как подрядчик для проведения капитального ремонта здания школы определен на рабочей встрече Наблюдательного совета школы.
Представитель заинтересованного лица (ООО "Стройгарант") согласился с доводами ответчика об отсутствии нарушения МАОУ "Итатская СОШ" ч. 1 ст.15 Закона "О защите конкуренции".
Определениями Комиссии от 11.04.2013 и от 26.04.2013 в качестве ответчиков по делу N 05-10/18-13 привлечены Администрация Томского района и Управление образования Администрации Томского района. В ходе рассмотрения дела Комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях указанных лиц, поскольку договор от 19.07.2012 N 345 на выполнение капитального ремонта здания школы без проведения торгов и иных публичных процедур заключен между МАОУ "Итатская СОШ" и ООО "Стройгарант", поэтому 23.05.2013 Комиссией вынесено Определение о прекращении участия указанных ответчиков по делу в рассмотрении дела N 05-10/18-13.
В заседании Комиссии от 26.04.2013 присутствовал представитель Департамента общего образования Администрации Томской области, как лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, представил отзыв, из которого в частности следует, что в 2012 году в рамках реализации региональной программы по проведению противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений Томской области муниципальному образованию "Томский район" предоставлена по заключенным Соглашениям целевая субсидия для проведения противоаварийных мероприятий, в частности в здании МАОУ "Итатская СОШ" - 6976,415 тыс. руб. Программой предусмотрено софинансирование работ из муниципального бюджета в общем объеме 3700 тыс. руб.
Учитывая отзывы и пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
Между Муниципальным автономным образовательным учреждением "Итатская средняя общеобразовательная школа" Томского района (далее - МАОУ "Итатская СОШ") и ООО "Стройгарант" заключен договор от 19.07.2012 N 345 на выполнение капитального ремонта здания МАОУ "Итатская СОШ". Из п. 6.2 договора следует, что стоимость договора составляет 30064,00 тыс.руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 7 ст. 4 Закона "О защите конкуренции" установлено, что конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Из п. 1.5 Устава МАОУ "Итатская СОШ" следует, что автономное учреждение является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 (с изменениями и дополнениями) "Об образовании".
Из п. 8.1 Устава МАОУ "Итатская СОШ" следует, что имущество образовательного учреждения является собственностью МО "Томский район" и принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления.
Согласно п. 2.4 Устава МАОУ "Итатская СОШ" к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного и воспитательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств и лимитов.
Из п. 2.2 Устава МАОУ "Итатская СОШ" следует, что задачей образовательного учреждения является, в том числе осуществление обучения.
МАОУ "Итатская СОШ" оказывает муниципальную услугу "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального образования "Томский район", за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Томской области" (далее - муниципальные услуги в сфере школьного образования) в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальных услуг муниципальными образовательными учреждениями Томского района, утв. Постановлением Администрации Томского района от 15.10.2010 N265.
Из Сводного расчета муниципальных услуг на 2012 года, утв. Управлением образования Администрации Томского района к Порядку проведения оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов бюджета Томского района (к постановлению Администрации района N272/4) следует, что потребность МАОУ "Итатская СОШ" в предоставлении муниципальных услуг и их финансовом обеспечении в 2012 году составляет 10846,30 тыс.руб.
Из материалов дела следует, что МАОУ "Итатская СОШ" являясь организацией, участвующей в предоставлении муниципальных услуг в сфере школьного образования, заключило договор от 19.07.2012 N 345 с ООО "Стройгарант" на выполнение капитального ремонта здания школы без проведения торгов и иных публичных процедур. Обязательства сторон по договору исполнены.
Довод ответчика об отсутствии обязанности проведения торгов в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2012 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) принят Комиссией во внимание. Действительно, в соответствии с ч.1 ст. 4 Закона 94-ФЗ автономное учреждение не является государственным заказчиком и на него не распространяются нормы 94-ФЗ. Однако, логично следуемый отсюда вывод о том, что автономные учреждения вправе не размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Закона 94-ФЗ, не означает право автономного учреждения заключать договор с конкретным хозяйствующим субъектом без осуществления торгов и иных публичных процедур, направленных на обеспечение конкуренции среди хозяйствующих субъектов на товарном рынке и создание равных условий всем потенциальным участникам рынка состязаться за возможность заключить договор на предоставление бюджетных средств за выполнение соответствующих работ.
Комиссия приняла к сведению и оценила представленные ответчиком копию страницы с сайта школы и информацию о выборе подрядчика на Наблюдательном совете школы, а также изложенные в отзыве и дополнительных пояснениях доводы ответчика о причинах заключения договора с ООО "Стройгарант" и считает, что представленная информация и документы не свидетельствуют о проведении МАОУ "Итатская СОШ" каких-либо публичных мероприятий (возможно торгов) для определения хозяйствующих субъектов для заключения договора на проведение капитального ремонта школы, и не являются достаточным правовым и документальным обоснованием произведенного МАОУ "Итатская СОШ" выбора конкретного хозяйствующего субъекта ООО "Стройгарант" для заключения с ним договора от 19.07.2012 N 345 на проведение капитального ремонта здания школы. В Комиссию не представлены доказательства и доводы, свидетельствующие о наличии процедур отбора хозяйствующих субъектов, порядка проведения публичных процедур, порядка приема заявок от хозяйствующих субъектов, их рассмотрения и оценки, и иные документы, подтверждающие создание условий и возможностей для соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, МАОУ "Итатская СОШ" являясь организацией, участвующей в предоставлении муниципальных услуг в сфере школьного образования, заключило договор от 19.07.2012 N 345 с ООО "Стройгарант" на выполнение капитального ремонта здания школы без проведения торгов и иных публичных процедур, т. е. осуществив действия, создающие для ООО "Стройгарант" преимущественные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке выполнения строительных работ (капитальное строительство и ремонт зданий и сооружений), которые не владея информацией о намерении ответчика по делу о заключении договора на вышеуказанные работы, не имели объективной возможности претендовать на право заключения договора, как смоли бы сделать при проведении публичных процедур (возможно торгов), нарушило ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции". Указанные действия МАОУ "Итатская СОШ" могут привести к недопущению конкуренции на рынке капитального строительства и ремонта зданий и сооружений, т. е. нарушило соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и создающее возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона "О защите конкуренции", отсутствуют.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать, что Муниципальным автономным образовательным учреждением "Итатская средняя общеобразовательная школа" Томского района (634542, с. Томское, Томский район, ул. Маяковского 1) допущено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" путем заключения с ООО "Стройгарант" договора от 19.07.2012 N 345 на выполнение капитального ремонта здания школы без проведения публичных процедур (возможно торгов), что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке капитального строительства и ремонта зданий и сооружений.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
3. Предписание о прекращении нарушения не выдавать в связи с исполнением обязательств по договору от 19.07.2012 N 345.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции не применять.
Председатель Комиссии |
|
|
И.В. Бутенко |
Члены комиссии |
|
|
Р.Ш. Губанова
С.Н. Лепихина
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 5 июня 2013 г. N 05-10/18-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016