Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 13 июня 2013 г. N 03-10.1/174-2013
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Корпорация "Прогресс" (далее - заявитель, Общество) на действия заказчика - Администрации Таврического муниципального района Омской области (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на реконструкцию двухэтажного здания школы под детский сад по адресу: р.п. Таврическое, ул. Гагарина, 16 (извещение N 0152300012113000008) (далее - открытый аукцион),
в присутствии:
представителей заказчика - <_>(доверенность от 07.02.2011), <_> (доверенность от 13.06.2013), <_> (без доверенности),
заявителя - <_> генерального директора, установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 5424 от 06.06.2013), из содержания которой следует, что документация об открытом аукционе разработана заказчиком с нарушением норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов").
На основании изложенного, Общество просит признать положения документации об открытом аукционе нарушающими требования Федерального закона "О размещении заказов" и аннулировать открытый аукцион.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3690 от 06.06.2013) заказчиком были представлены материалы отрытого аукциона (вх. N 5546 от 10.06.2013).
Из представленных материалов открытого аукциона и информации, размещенной на официальном сайте, следует, что 07.05.2013 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона N 0152300012113000008 и документацию об открытом аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта 91568180 руб.
20.05.2013, 22.05.2013, 24.05.2013 и 03.06.2013 на официальном сайте размещались разъяснения положений документации об открытом аукционе.
22.05.2013 заказчиком вносились изменения в извещение о проведении открытого аукциона.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона N 0152300012113000008 окончание срока подачи заявок на участие в открытом аукционе было установлено 06.06.2013 в 18:00 час.
На заседание Комиссии представителями заказчика были представлены письменные возражения по доводам жалобы заявителя, в которых заказчик указывает на отсутствие нарушений норм действующего законодательства о размещении заказов, в силу чего, считает жалобу Общества необоснованной.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "Корпорация "Прогресс", представленных материалов и пояснений представителей сторон, в результате осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
3.1. Комиссия признала обоснованным довод жалобы заявителя об установлении заказчиком неправомерного требования о пересогласовании проектно-сметной документации с проектным институтом "СИБГОРПРОЕКТ".
В пункте 1.1 документации об открытом аукционе заказчик установил следующее требование: "При этом, если участник размещения заказа предлагает для выполнения работ товар, эквивалентный товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, тогда ему необходимо за счет собственных средств выполнить пересогласование проектно-сметной документации с проектным институтом "СИБГОРПРОЕКТ" (по причине использования при реконструкции объекта эквивалентного материала) и заново получить заключение государственной экспертизы по проектно-сметной документации. Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) указывать: "не более", "не менее", "соответствует", "в полном соответствии", ставить знаки "+", "-", "V" и т.п.".
В своих письменных возражениях заказчик указал, что данное требование необходимо относить исключительно к случаям, при которых внесение изменений влечет за собой изменение конструктивных, технологических и архитектурных решений, указанных в проекте.
При этом Комиссия отмечает, что данного указания документация об аукционе не содержала.
Комиссия считает, что вышеуказанное условие противоречит нормам Федерального закона "О размещении заказов" и приводит к тому, что участники размещения заказа будут вынуждены предлагать к выполнению работ исключительно товары, указанные в проектно-сметной документации, при этом в случае указания в заявке и муниципальном контракте возможности применения эквивалентных материалов победитель должен будет нести дополнительные затраты.
Кроме того, Комиссия, соглашаясь с заказчиком, отмечает, что применение эквивалентных товаров, например, по позиции N 283 "Шпаклевка "Унифлот" и по позиции N 284 "Шпаклевка "Фюгенфюллер" не влечет за собой нарушение технологических и архитектурных решений, заложенных в проектно-сметной документации.
3.2. Комиссия признала обоснованным довод жалобы заявителя об установлении заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товаров, которые не позволяют участникам размещения заказа корректно сформировать свое предложение на участие в аукционе, поскольку исходя из Приложения N 2 к документации об открытом аукционе непонятно какие из показателей являются конкретными и не могут меняться, а какие показатели могут меняться.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Указанные сведения заказчик установил в Приложении N 2 к документации об открытом аукционе "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия потребностям заказчика".
Приложение N 2 к документации об открытом аукционе в табличной форме содержит, в частности, графу "Максимальные и минимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, оказании услуг товара".
По мнению Комиссии, указанная графа таблицы не позволяет потенциальным участникам размещения заказа однозначно определить относятся ли указанные в Приложении N 2 к документации об открытом аукционе показатели товара к показателям, которые не могут изменяться и в первой части заявки участнику размещения заказа необходимо исключительно продублировать установленные заказчиком значения, либо относятся к показателям, которые могут меняться и при заполнении первой части заявки участнику размещения заказа необходимо указать конкретное значение.
При этом Комиссия отмечает, что в пункте 1.1 документации об аукционе заказчиком указано условие о том, что "Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) указывать: "не более", "не менее", "соответствует", "в полном соответствии", ставить знаки "+", "-", "V" и т.п.".
Вместе с тем, Приложение N 2 документации об открытом аукционе, в соответствии с которым участники размещения заказа заполняют заявку и указывают характеристики товаров, предлагаемых при выполнении работ, содержит, например, следующие характеристики: по позиции N 46 "Вентилятор KVR 200/1 или эквивалент" максимальная мощность не более 157 Вт, максимальный ток не более 0,72 А, рабочий диапазон температуры воздуха от - 40 до + 50 С, и с учетом требований пункта 1.1 документации невозможно определить - должен ли участник размещения заказа указывать конкретные показатели либо достаточно продублировать установленные заказчиком характеристики.
Таким образом, Комиссия считает, что в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" заказчик не установил должным образом требования к используемым при выполнении работ товарам: максимальные и (или) минимальные значения показателей и отдельно показатели, значения которых не могут изменяться.
По мнению Комиссии, данное нарушение могло привести к ненадлежащему составлению участниками размещения заказа первых частей заявок.
3.3. Пунктом 6 части 2 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об аукционе в электронной форме должна содержать сведения об источнике финансирования заказа.
При этом частью 1 статьи 2 Федерального закона "О размещении заказов" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
В силу статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение расходных обязательств недопустимо одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Комиссия установила, что в нарушение указанной нормы Бюджетного Кодекса Российской Федерации в пункте 6 документации об открытом аукционе и пункте 2.4 проекта муниципального контракта заказчиком предусмотрено, что финансирование данного заказа будет осуществляться одновременно за счет средств федерального и областного бюджетов, поступающих в бюджет Таврического муниципального района Омской области в форме субсидий и средств бюджета Таврического муниципального района Омской области.
3.4. В силу части 8 статьи 16 Федерального закона "О размещении заказов" информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147 утверждено "Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" (далее - Положение о пользовании официальными сайтами)
Пунктом 3 Положения о пользовании официальными сайтами также предусмотрено, что информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 9 Положения о пользовании официальными сайтами программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателй. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.
При этом в соответствии с пунктом 10 Положения о пользовании официальными сайтами программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "О размещении заказов" приказом Минэкономразвития РФ и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено "Положение о пользовании официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом"), которое содержит аналогичные требования к размещению информации на официальном сайте.
На официальном сайте размещен проект Регламента размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на общероссийской официальном сайте (ООС), согласно пункту 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например, mp3, avi, exe.
Ознакомившись с документацией об открытом аукционе и приложениями к ней, размещенными на официальном сайте, Комиссия установила, что файл "СД после экспертизы", размещен заказчиком в форматах "gsf" и "xml", которые не указаны в проекте Регламента размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на общероссийской официальном сайте. Более того, информация, содержащаяся в указанном файле не открывается без применения дополнительных программных или технологических средств, что в свою очередь не позволяет ознакомиться с ней.
С учетом изложенного, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований части 8 статьи 16 Федерального закона "О размещении заказов" и Положения о пользовании официальными сайтами.
3.5. В соответствии с требованиями части 6 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" в подпункте 1.2 пункта 1 документации об открытом аукционе заказчик установил требование о предоставлении участниками размещения заказа во второй части заявки на участие в аукционе копии документа, предусмотренного пунктом 4 части 6 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" (копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства).
Исходя из требований части 1 статьи 11 и части 5 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказов, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Частью 2.1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Изучив документацию об аукционе, Комиссия установила, что пункт 2 документации об открытом аукционе, в котором были установлены требования к участникам размещения заказа, в нарушение части 2.1 статьи 11 и части 5 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" не содержал условия о выполнении ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ.
3.6. В соответствии с требованиями части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям части 3.1 статьи 34 настоящего Федерального закона документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Проанализировав положения документации об открытом аукционе, Комиссия установила, что наряду с указанием применяемых при выполнении работ материалов, в Приложении N 1 к техническому заданию документации об открытом аукционе, была предусмотрена также и поставка оборудования, например "плита электрическая профессиональная, 6 комфорок, жарочный шкаф", "холодильный шкаф", "рукосушитель", "картофелечистка", "Стирально-отжимная машина", "Машина сушильная", "Доска гладильная" и пр.
Комиссия считает, что объединение в один предмет торгов работ по реконструкции двухэтажного здания школы под детский сад с поставкой данных товаров, технологически и функционально не связанных с выполнением работ по реконструкции здания, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа из числа, в частности поставщиков и (или) производителей, бытовой техники и т.д., относящихся к иным товарным рынкам, нежели строительство.
Применив положения части 3.1 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов", Комиссия пришла к выводу о том, что включение заказчиком в один предмет торгов выполнение строительных работ и поставку товаров (оборудования), технологически и функционально не связанных со строительными работами, является нарушением указанной нормы Федерального закона "О размещении заказов".
Комиссия отмечает, что нарушения, указанные в настоящем решении, содержат признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.32 и 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Корпорация "Прогресс" на действия заказчика - Администрации Таврического муниципального района Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на реконструкцию двухэтажного здания школы под детский сад по адресу: р.п. Таврическое, ул. Гагарина, 16 (извещение N 0152300012113000008)
2. Признать в действиях Администрации Таврического муниципального района Омской области нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона "О размещении заказов" и статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2.1 статьи 11 и части 5 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6, части 5 статьи 41.5, пункта 1 части 3 и пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 3 части 4 статьи 41.8, части 8 статьи 16 Федерального закона "О размещении заказов" и Положения о пользовании официальными сайтами.
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать Администрации Таврического муниципального района Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы открытого аукциона (извещение N 0152300012113000008) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Администрации Таврического муниципального района Омской области, утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/174-2013
об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
13 июня 2013 г. |
г. Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Корпорация "Прогресс" на действия Администрации Таврического муниципального района Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на реконструкцию двухэтажного здания школы под детский сад по адресу: р.п. Таврическое, ул. Гагарина, 16 (извещение N 0152300012113000008) (далее - открытый аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), установив в действиях Администрации Таврического муниципального района Омской области нарушение требований части 1 статьи 2 Федерального закона "О размещении заказов" и статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2.1 статьи 11 и части 5 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6, части 5 статьи 41.5, пункта 1 части 3 и пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 3 части 4 статьи 41.8, части 8 статьи 16 Федерального закона "О размещении заказов",
на основании Решения от 13.06.2013 N 03-10.1/174-2013, руководствуясь частью 5 и пунктами 1 и 2 части 9 статьи 17, частью 1 статьи 17.1, частью 6 статьи 60 указанного Федерального закона, предписывает:
1. Администрации Таврического муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии в срок до 26.06.2013:
- отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа в форме открытого аукциона в электронной форме на реконструкцию двухэтажного здания школы под детский сад по адресу: р.п. Таврическое, ул. Гагарина, 16 (извещение N 0152300012113000008);
-аннулировать открытый аукцион в электронной форме на реконструкцию двухэтажного здания школы под детский сад по адресу: р.п. Таврическое, ул. Гагарина, 16 (извещение N 0152300012113000008).
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер":
- обеспечить возможность Администрации Таврического муниципального района Омской области и ее аукционной комиссии исполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;
- разблокировать денежные средства участников размещения заказа внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
3. Администрации Таврического муниципального района Омской области и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 27.06.2013 с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <_>
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 июня 2013 г. N 03-10.1/174-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016