Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 20 июня 2013 г. N А2-5/13
Резолютивная часть решения оглашена "11" июня 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" июня 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Мазаева С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Иванов В.В. - заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Пономарёва И.А. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Лукина Л.М. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 20.05.2013 N А2-5/13 по признакам нарушения администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области части 1 статьи 15 и пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) поступили материалы проверки прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области в отношении администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области (исх. от 14.05.2013 N 02-01-04/2013, вх. от 15.05.2013 N 4126).
В ходе проверки прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области установлено, что администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области без проведения торгов предоставила в аренду ООО "Модульные котельные - Н" объект муниципальной собственности на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.
По данному факту Тамбовское УФАС России возбудило дело в отношении администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела присутствовали:
глава администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области <_>
представители ООО "Модульные котельные-Н" - <_> <_> действующие на основании доверенности;
представитель прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области - <_>
Глава Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области на рассмотрении дела признал, что объект муниципального имущества предоставлен в аренду ООО "Модульные котельные-Н" в нарушение правил, установленных антимонопольным законодательством. Согласно акту приема-передачи от 30.04.2013 данный объект муниципального имущества Обществом передан в администрацию Новолядинского поссовета. В настоящее время готовятся документы на данный объект, для дальнейшего предоставления его в пользование по торгам.
Также глава поссовета сообщил, что арендная плата за весь срок аренды Обществом полностью не внесена.
Представители ООО "Модульные котельные-Н" на рассмотрении дела сообщили, что Общество пользовалось рассматриваемым муниципальным имуществом с октября 2012 года по апрель 2013 года на праве аренды. 30 апреля 2013 года Общество передало объект муниципального имущества администрации Новолядинского поссовета в связи с окончанием отопительного периода. Арендная плата за время пользования данным муниципальным имуществом Обществом полностью не внесена, но будет погашена данная задолженность.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
29 октября 2012 года администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района заключила с ООО "Модульные котельные-Н" договор N 1 аренды объекта муниципальной собственности Новолядинского поссовета, предметом которого является объект незавершенного строительства - модульная котельная с оборудованием, площадью 20,1 м2, мощностью 0,2 МВт, расположенная по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, р.п. Новая Ляда, ул. Советская, для использования под котельную.
Пунктом 1.3. раздела 1 данного договора установлено: "Договор аренды заключен сроком на один месяц - с 29.10.2012 по 29.11.2012".
Затем, после истечения срока действия вышеуказанного договора аренды между администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО "Модульные котельные-Н" заключались следующие договоры аренды муниципального имущества, предметом которых являлось то же муниципальное имущество:
- договор аренды объекта муниципальной собственности Новолядинского поссовета от 30.11.2012 N 2, сроком действия с 30.11.2012 по 30.12.2012;
- договор аренды объекта муниципальной собственности Новолядинского поссовета от 31.12.2012 N 3, сроком действия с 31.12.2012 по 31.01.2013;
- договор аренды объекта муниципальной собственности Новолядинского поссовета от 31.01.2013 N 1, сроком действия с 31.01.2013 по 28.02.2013;
- договор аренды объекта муниципальной собственности Новолядинского поссовета от 28.02.2013 N 2, сроком действия с 28.02.2013 по 31.03.2013;
- договор аренды объекта муниципальной собственности Новолядинского поссовета от 31.03.2013 N 3, сроком действия с 31.03.2013 по 30.04.2013.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
Администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области в 2012-2013 годах предоставила в аренду объект муниципального имущества отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "Модульные котельные-Н" в нарушение правил и порядка, установленных антимонопольным законодательством, в результате чего нарушены условия конкуренции, а также права и законные интересы потенциальных претендентов на аренду данного муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основания защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Частью 1 данной статьи Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, прямо предусмотренных указанной частью статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев допускается без проведения торгов. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.
Однако, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России и подтверждается материалами дела, договоры аренды объекта муниципального имущества от 31.11.2012 N 2, от 31.12.2012 N 3, от 31.01.2013 N 1, от 28.02.2013 N 2, от 31.03.2013 N 3 заключены администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области на срок с 30.11.2012 по 31.04.2013, т.е. на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, что запрещено пунктом 11 указанной статьи.
Торги на право заключения вышеназванных договоров аренды администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района не проводились.
Глава Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области на рассмотрении дела подтвердил, что торги на право заключения вышеуказанных договоров аренды объекта муниципального имущества не проводились.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Модульные котельные-Н" это также подтвердили.
При изложенных обстоятельствах заключение без торгов вышеуказанных договоров аренды, кроме договора аренды от 29.10.2012 N 1, противоречит пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Проведение торгов является самым конкурентным способом предоставления в аренду муниципального имущества, призванным обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры, к тому же в данном случае они являются обязательными в силу Закона.
ООО "Модульные котельные-Н" вне конкурентной борьбы без проведения торгов получило право пользоваться муниципальным имуществом - объект незавершенного строительства - модульная котельная, что не допустило конкуренцию за право аренды данного муниципального имущества.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту - ООО "Модульные котельные - Н" без проведения обязательного конкурса или аукциона создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что описанными действиями администрация Новолядинского поссовета нарушила порядок предоставления в пользование муниципального имущества и создала незаконное преимущество отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "Модульные котельные-Н", что нарушает условия конкуренции и запрещено частью 1 статьи 15 и пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела установлено, что 30 апреля 2013 года ООО "Модульные котельные-Н" передало администрации Новолядинского поссовета Тамбовской района Тамбовской области предоставленное ему в аренду муниципальное имущество в связи с окончанием отопительного периода.
Данный факт подтверждается Актом-приема передачи от 30.04.2013, согласно которому Арендатор передает, а Арендодатель принимает объект незавершенного строительства - модульную котельную с оборудованием, мощностью 0,2 МВт, площадью 20,1 м2, расположенную по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, р.п. Новая Ляда, ул. Советская.
В связи с указанным обстоятельством Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и обращения в суд с иском о возврате имущества.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать администрацию Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 и пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения договоров аренды объекта муниципальной собственности Новолядинского поссовета от 31.11.2012 N 2, от 31.12.2012 N 3, от 31.01.2013 N 1, от 28.02.2013 N 2, от 31.03.2013 N 3 с ООО "Модульные котельные-Н" в нарушение правил и порядка, установленных антимонопольным законодательством.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица органа местного самоуправления по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии: Н.Н. Колодина
С.В. Мазаева
В.В. Иванов
И.А. Пономарёва
Л.М. Лукина
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Исп. Пономарёва И.А.
)8 (4752)72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 июня 2013 г. N А2-5/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016