Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 24 июня 2013 г. N 14 - 04/12
Резолютивная часть решения оглашена "18" июня 2013 года
В полном объеме решение изготовлено "24" июня 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Председателя Комиссии: |
- Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Расторгуева Юлия Михайловна - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
- Никитин Павел Александрович - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
в присутствии представителей ОАО "Челябэнергосбыт" <> (доверенность от 31.12.2012 N 2-14), <> (доверенность от 31.12.2012 N 1-37),
рассмотрев дело N 14 - 04/12 по признакам нарушения ОАО "Челябэнергосбыт" части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установила:
Челябинское УФАС России по заявлению ЗАО "Автотранспортное предприятие N 8" (далее - ЗАО "АТП-8") было возбуждено дело N 51 - 04/11 по признакам нарушения ОАО "Челябэнергосбыт" части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, был привлечен к участию в деле индивидуальный предприниматель <>
В ходе рассмотрения дела N 51-04/11 было установлено, в том числе, следующее.
Владельцем электросетевого оборудования (трансформатор (ТП-4134) и линия электропередач), через которое опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации ЗАО "АТП-8", а также ИП <> является ИП <> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 7.04.2005 за номером 74-АБ N 004105, а также актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 12.01.2006 N 4-06-1978, от 01.05.2005 Б/Н. Приборы учета ЗАО "АТП-8" и ИП <> установлены на границе балансовой и эксплуатационной принадлежности сетей.
01.04.2009 между ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> заключен договор энергоснабжения N 102. Потребитель производил полную оплату счетов - фактур за весь объем потребленной электроэнергии, рассчитанной по условиям договора. С учетом того, что прибор учета ИП <> расположен не на границе балансовой и эксплуатационной принадлежности, то приложением N 8 к договору стороны согласовали корректировку потерь в течение всего срока действия договора. Так, ИП <> оплачивал фактическое электропотребление по показаниям приборов учета N 0728370502607212, 0747770801405055, установленных в ТП - 4134, с учетом потерь в ЛЭП-2,5% и трансформаторах - 2,5%.
23.03.2012 между ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> заключено соглашение к договору энергоснабжения от 01.04.2009 N 102, согласно которому в приложение N 8 к договору энергоснабжения от 01.04.2009 N 102 вносятся следующие изменения: потери в ЛЭП в размере - 2,5 %, заменяются на потери в ЛЭП 0,01 %.
В ходе рассмотрения дела N 51-04/11 было установлено, что при оплате электроэнергии ИП <> а также лица, подключенные к электросетевому оборудованию ИП <> ЗАО "АТП-8" и ИП <> производят оплату электроэнергии с учетом потерь в электросетевом оборудовании ИП <> При этом, оплата потерь производится пропорционально потребленной последними электроэнергии.
01.04.2009 между ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> заключен договор энергоснабжения N 4795. Потребитель производил полную оплату счетов - фактур за весь объем потребленной электроэнергии, рассчитанной по условиям договора. Приложением N 8 к договору стороны согласовали корректировку потерь в течение всего срока действия договора. Так, ИП <> оплачивала фактическое электропотребление по показаниям приборов учета N 185433, 174774, установленных в ТП - 4134, с учетом потерь в ЛЭП-2,5% и трансформаторах - 2,5%.
21.08.2012 между ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> заключено соглашение к договору энергоснабжения от 01.04.2009 N 4795, согласно которому из приложения N 8 к договору энергоснабжения от 01.04.2009 N 4795 условия расчета потерь в ЛЭП и трансформаторе исключены. Изменения в договор энергоснабжения от 01.04.2009 N 4795 в части исключения потерь в трансформаторе и ЛЭП вступают в силу с 01.07.2012.
Такой же порядок оплаты электроэнергии был закреплен в договоре энергоснабжения между ОАО "Челябэнергосбыт" и ЗАО "АТП - 8".
Решением Челябинского УФАС России от 28.02.2012 по делу N 51 - 04/11 действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в необоснованном взимании с ЗАО "Автотранспортное предприятие N8" в период с 20.04.2009 до 25.08.2010 потерь в трансформаторе и линии электропередач в размере 2,5 %, признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2012 по делу N А76-11882/2012 решение Челябинского УФАС России от 28.02.2012 по делу N 51 - 04/11 признано законным и обоснованным. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу N А76-11882/2012 решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.02.2013 по делу N А76-11882/2012 оставлено без изменения.
По собственной инициативе приказом Челябинского УФАС России от 02.05.2012 N 128 возбуждено дело в отношении ОАО "Челябэнергосбыт" по признакам нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном взимании потерь, возникающих в принадлежащих ИП <> трансформаторе и линии электропередач.
На заседаниях Комиссии Индивидуальный предприниматель <> поддержал доводы, указанные в письме от 24.02.2012 вх. N 1750, и пояснил следующее.
Индивидуальный предприниматель <> является собственником трансформаторной подстанции, к которой в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие оборудование ЗАО "АТП-8", ИП <>
ИП <> указал, что электропотребление ИП <> является небольшим по сравнению с потреблением ИП <> и ЗАО "АТП - 8", и следовательно, потери в электрооборудовании не должен платить только ИП <> а должны платить все потребители, подключенные к нему.
Учитывая, что потери в электрооборудовании были исключены ОАО "Челябэнергосбыт" из договоров энергоснабжения заключенных с ИП <> и ЗАО "АТП - 8", по результатам рассмотрения дела в Челябинском УФАС России, то, как следствие, возросла оплата потерь ИП <> При таких обстоятельствах ОАО "Челябэнергосбыт" снизило процент потерь в ЛЭП с 2,5 % до 0,01 %.
На заседаниях Комиссии представители ОАО "Челябэнергосбыт" поддержали доводы, указанные в письмах от 29.06.2012 вх. N 6856, от 27.07.2012 вх. N 8022, от 21.05.2012 вх. 5203, и пояснили следующее.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от 12.01.2006 N 4-069-1978, предоставленным ИП <> при заключении договора энергоснабжения от 01.04.2009 N 102, расчетные приборы учета электроэнергии установлены не на границе балансовой принадлежности электрических сетей данного потребителя и электросетей сетевой организации.
В соответствии с пунктом 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
В этой связи при заключении договора энергоснабжения от 01.04.2009 N 102 сторонами (ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> был установлен порядок корректировки объема принятой в электрические сети ИП <> электрической энергии, в соответствии с которым фактическая величина потребленной электроэнергии определяется по показаниям расчетных приборов учета, при этом к данной величине прибавляются потери в трансформаторах в размере 2,5 % и в ЛЭП в размере 2,5 %.
В приложении к акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от 12.01.2006 N 4-069-1978, составленному между сетевой организацией и ИП <> указан размер потерь в трансформаторе и ЛЭП в размере 2,5 % и 2,5 % соответственно.
Потребители ЗАО "АТП-8" и ИП <> опосредованно присоединены к сетевой организации через владельца сети - ИП <> Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определен размер потерь: 2,5 % в трансформаторе, 2,5 % в линии электропередач от общего потребления электроэнергии. Так как по сети владельца осуществляется пропуск электроэнергии как для самого владельца, так и для потребителей ЗАО "АТП-8" и ИП <> последние на основании заявлений оплачивали потери в процентном соотношении к потребленному объему, что не противоречит действующему законодательству.
Законные основания отказать ЗАО "АТП-8" и ИП <> в удовлетворении его просьбы о включении потерь в договор у гарантирующего поставщика отсутствовали.
В дальнейшем условия договоров энергоснабжения с потребителями ЗАО "АТП-8" и ИП <> были внесены изменения в части исключения размера потерь в трансформаторе и ЛЭП.
В договор энергоснабжения, заключенный ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> также внесены изменения в части изменения размера потерь. Потери в ЛЭП - 2,5 % и потери в трансформаторе в размере - 2,5 % заменяются на потери в ЛЭП 0,01 %, в трансформаторе в размере - 2,5 %.
Письмом от 17.06.2012 вх. N 6817 ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала") пояснило следующее.
Методика расчета потерь при несовпадении точки поставки и места установки средств измерений, алгоритм расчета полезного отпуска в сеть потребителя в отношении энергопринимающих устройств ИП <> установлена в акте от 12.01.2006. Указанная методика была определена сетевой организацией по соглашению с ИП <> до вступления в силу постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. Согласованная сторонами методика соответствует требованиям приказа Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 326.
Установление методики определения размера потерь обусловлено тем, что ИП <> имеет прибор учета, который расположен не на границе балансовой принадлежности сетей. Указанное обстоятельство создает предпосылки для бездоговорного/безучетного потребления электрической энергии. Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности ликвидирует необходимость установления каких-либо методик расчета потерь.
ОАО "МРСК Урала" информацией о порядке определения потерь в ЛЭП в размере 0,01 % не владеет. Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в котором величина потерь в ЛЭП была бы снижена до 0,01%, не составлялся.
В соответствии с пунктом 129 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 каждый владелец электросетевого оборудования обязан оплачивать потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих ему сетях.
Письмом от 05.07.2012 вх. N 7096 ИП <> пояснила следующее.
Оплата потерь в ЛЭП и трансформаторе осуществляется ИП <> в соответствии с условиями договора 01.04.2009 N 4795 с момента его заключения. Так, при заключении указанного договора ИП <> было направлено письмо в адрес ОАО "Челябэнергосбыт" о наличии потерь в ЛЭП и трансформаторе.
21.08.2012 ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> заключено соглашение к договору энергоснабжения, которым условия расчета потерь в ЛЭП и трансформаторе исключены из договора энергоснабжения.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводам о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
1. Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 01.09.2008 N 71 ОАО "Челябэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "Челябэнергосбыт" на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области ОАО "Челябэнергосбыт" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ИП <> является лицом, через объекты электросетевого хозяйства которого опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства ЗАО "АТП-8" и ИП, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.04.2005 за номером 74-АБ N 004105, а также актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 12.01.2006 N 4-06-1978, от 01.05.2005 Б/Н.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, являющемуся приложением N 11 к договору от 01.04.2009 N 4795, расчетный прибор учета ИП <> расположен на границе балансовой принадлежности электрических сетей.
01.04.2009 между ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> заключен договор энергоснабжения N 4795. Потребитель производил полную оплату счетов - фактур за весь объем потребленной электроэнергии, рассчитанной по условиям договора. Приложением N 8 к договору стороны согласовали корректировку потерь в течение всего срока действия договора. Так, ИП <> оплачивала фактическое электропотребление по показаниям приборов учета N 185433, 174774, установленных в ТП - 4134, с учетом потерь в ЛЭП-2,5% и трансформаторах - 2,5%.
21.08.2012 между ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП <> заключено соглашение к договору энергоснабжения от 01.04.2009 N 4795, согласно которому из приложения N 8 к договору энергоснабжения от 01.04.2009 N 4795 условия расчета потерь в ЛЭП и трансформаторе исключены. Изменения в договор энергоснабжения от 01.04.2009 N 4795 в части исключения потерь в трансформаторе и ЛЭП вступают в силу с 01.07.2012.
Таким образом, период начисления ИП <> оплаты за потребленную электроэнергию, с учетом потерь в трансформаторе и ЛЭП в размере 2,5% составил с 01.04.2009 до 01.07.2012.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 136 Положений, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Таким образом, определение количества потребленной электроэнергии возможно либо по приборам учета, либо расчетным способом, который может быть определен сторонами. При этом расчетный способ определения количества электроэнергии в силу статьи 422 ГК РФ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Установленный на границе балансовой принадлежности прибор учета ИП <> принят ОАО "Челябэнергосбыт" в качестве расчетного.
Стороны согласовали также и следующее условие о порядке определения количества потребленной электроэнергии. Так, в соответствии с приложением N 8 к договору энергоснабжения фактическая величина потребленной электроэнергии определяется по показаниям прибора учета, при этом к данной величине прибавляются потери в трансформаторах в размере 2,5% и потери в ЛЭП в размере 2,5%.
Однако, в соответствии с пунктом 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" установлено что, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 1 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год с учетом пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172.
На момент заключения договора (от 01.04.2009 N 4795) порядок определения цены на электрическую энергию был установлен в Основных положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 51 Положений сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
В соответствии с пунктом 120 Положений потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями, и свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с разделом VII настоящего документа.
ИП <> не обладает статусом сетевой организации, в связи с чем возложение на нее обязанностей по оплате потерь электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащего иному лицу, прямо противоречит законодательству об электроэнергетике.
Не подлежит применению к возникшим правоотношениям и пункт 143 Положений, поскольку он предусматривает корректировку объема принятой в электрические сети электрической энергии с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, только в том случае, если прибор учета потребителя установлен не на границе балансовой принадлежности электрической сети.
Таким образом, избранный сторонами способ определения количества потребленной электроэнергии не соответствует законодательству об электроэнергетике, а также ущемляет экономические интересы ИП <> вынужденной согласовать наличие данного условия в договоре энергоснабжения.
Учитывая, что стоимость электроэнергии зависит от количества ее потребления, то установление в договоре энергоснабжения противоречащего законодательству порядка определения объема электропотребления (независимо от воли сторон) нарушает установленный порядок ценообразования, что также подтверждается судебной практикой (в частности, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А76-11882/2012).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На основании изложенного и с учетом положений статьи 41.1. о сроке давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Закона о защите конкуренции Комиссия квалифицирует действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в необоснованном взимании с ИП <> в период с 18.06.2010 до 01.07.2012 потерь в трансформаторе и линии электропередач в размере 2,5 %, нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Материалами дела установлено, что ИП <> является владельцем электросетевого оборудования. Приборы учета ИП <> расположены не на границе балансовой и эксплуатационной принадлежности.
На момент заключения договора энергоснабжения между ИП <> и ОАО "Челябэнергосбыт" действовала редакция пункта 143 Положений, предусматривающая возможность установки приборов учета электроэнергии не на границе балансовой и эксплуатационной принадлежности. При этом, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки.
Так, ИП <> и ОАО "Челябэнергосбыт" в приложении N 8 к договору энергоснабжения от 01.04.2009 N 102 определен порядок оплаты потребленной электроэнергии с учетом потерь в ЛЭП и трансформаторе, что Комиссия принимает в качестве в качестве предусмотренного пунктом 143 Положений соглашения о порядке корректировки потерь.
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Согласно положений пункта 144 Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
Следовательно, с момента вступления в силу Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" исключена возможность согласования сторонами в договоре порядка корректировки потерь, то есть согласованный ОАО "Челябэнергосбыт" и ИП Князевым М.П. порядок оплаты за потребленную электроэнергию не соответствует действующему законодательству. Вместе с тем отсутствие соответствующего акта уполномоченного федерального органа не лишает ОАО "Челябэнергосбыт" права на корректировку объемов поставленной электроэнергии с учетом потерь в электрических сетях.
Таким образом, действия ОАО "Челябэнергосбыт" по установлению в договоре с ИП <> порядка корректировки потерь в условиях отсутствия соответствующего акта уполномоченного федерального органа, регламентирующего расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, Комиссия не признает злоупотреблением доминирующим положением.
Одновременно Комиссия считает необходимым рекомендовать ОАО "МРСК Урала" совместно с ОАО "Челябэнергосбыт" разработать методику (способ, формулу) расчета потерь, которая учитывала бы индивидуальные особенности и технические характеристики конкретной электрической сети (процент износа, протяженность и т.д.), что позволит объективно рассчитывать размер потерь и исключит возможность его произвольного установления (изменения) в целях создания равных условий для всех потребителей электроэнергии.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в необоснованном взимании с ИП <> в период с 18.06.2010 до 01.07.2012 потерь в трансформаторе и линии электропередач, принадлежащих ИП <> в размере 2,5 %, нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Ввиду исключения ОАО "Челябэнергосбыт" из договора энергоснабжения, заключенного с ИП <> потерь в трансформаторе и линии электропередач в размере 2,5 % предписание о прекращении нарушения части 1, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" ОАО "Челябэнергосбыт" не выдавать, производство по делу в этой части прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;
Прекратить производство по делу N 14-04/12 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Челябэнергосбыт", выразившихся во взимании с ИП <> потерь в трансформаторе и линии электропередач.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушениях.
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
П.А. Никитин
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 июня 2013 г. N 14 - 04/12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016