Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 05/08-13 (опубликовано 26 июня 2013 г.)
Резолютивная часть оглашена 07.06.2013 г.
Изготовлено в полном объеме 25.06.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя Омского УФАС России, председателя Комиссии;
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти Омского УФАС России, члена Комиссии;
Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Омского УФАС России, члена Комиссии,
при участии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Домсервис" - <_> (личность удостоверена паспортом);
в отсутствие:
представителей ответчика - Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области (далее - Администрация Усть-Ишимского сельского поселения),
представителей лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - муниципального казенного учреждения "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" (далее - МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания"),
рассмотрев дело N 05/08-13 по признакам нарушения Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
1. Омским УФАС России приказом N 101 от 08.05.2013 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 05/08-13(далее - дело N 05/08-13) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Домсервис" (далее - ООО "УО "Домсервис", Заявитель) по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии нормативного акта, в соответствии с которым муниципальному казенному учреждению "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" установлен тариф на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) для населения частного сектора.
Согласно заявлению от 29.01.2013 (вх. N 722) ООО "УО "Домсервис" является организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами.
По договорам с собственниками жилых помещений в структуре услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов был определен тариф на вывоз ТБО (в том числе утилизация ТБО) в размере 2, 79 руб. с квадратного метра общей площади.
30.11.2011 г. Главой Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области <_> было принято постановление "Об установлении тарифа по вывозу твердых бытовых отходов для населения на территории Усть-Ишимского сельского поселения на 2011 - 2012 гг.". Указанным постановлением утверждено приложение N 1 "Расчет стоимости вывоза 1 куб. м ТБО для населения на 2011 - 2012 гг.". В составе данного расчета утверждены строка "Стоимость годовой нормы накопления ТБО на 1 человека в год_" и строка "Стоимость вывоза ТБО на 1 человека в месяц_".
Указанный расчет применяется МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" при оказании услуг по вывозу ТБО, в том числе и от многоквартирных жилых домов.
Заявитель считает установление Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения цены (тарифа) на вывоз ТБО от многоквартирных жилых домов на 1 человека незаконным. Так как услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ. Плата за сбор и вывоз ТБО входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, полагает заявитель, Администрация Усть-Ишимского сельского поселения грубо нарушает действующее законодательство в сфере ЖКХ.
Кроме того, пункт 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ предусматривает полномочия органов местного самоуправления при наличии определенных условий устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 год. Ни Администрация Усть-Ишимского сельского поселения, ни МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" не могут выступать в роли управляющей организации.
Заявитель обращает внимание на Письмо Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 г. N6177-АД/14, в котором подчеркнуто, что органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13 - 14 Жилищного кодекса РФ не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 2 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Данные нормативы не могут являться измерителем количества отходов, образовавшихся жилищном секторе, и применяться для оплаты содержания и ремонта жилых помещений.
Кроме того, Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения размер платы за вывоз 1 куб. м ТБО для населения установлен ниже, чем для юридических лиц, а также указанная плата установлен а в зависимости от количества проживающих в помещении граждан, что экономически выгодно потребителям услуги, в связи с чем собственники помещений в многоквартирных домах в настоящее время рассматривают вопрос о расторжении с Заявителем договоров на обслуживание общего имущества в части вывоза ТБО и заключении договоров с МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами рынка.
Заявитель считает, что Администрация Усть-Ишимского сельского поселения, допуская созданное ею и финансируемое за счет бюджетных средств казенное учреждение к выполнению работ по вывозу ТБО от многоквартирных жилых домов, и установив для МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" особый тариф на вывоз ТБО для населения создало для Заявителя дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности.
2. Позиция Администрации Усть-Ишимского сельского поселения, изложенная в ходе рассмотрения дела N 05/028-13 (исх. N 167 от 21.03.2013 г.), выражена в следующем.
Руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", статьями 52, 120 Гражданского кодекса РФ, Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Усть-Ишимского сельского поселения, утвержденным решением Совета от 09.11.2005 г. N 18 (в редакции от 29.04.2009 г. N 193), в целях хозяйственного обслуживания населения Усть-Ишимского сельского поселения Администрацией 21.03.2011 г. было создано муниципальное казенное учреждение "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания".
Учреждение осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях улучшения благоустройства населенных пунктов, получения прибыли при выполнении работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей. К видам деятельности также отнесены платная организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора от частного сектора домовладений, и собственников помещений в многоквартирных домах, предприятий, учреждений, организаций.
30.11.2011 г. в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 201-ФЗ Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения принято постановление "Об установлении тарифа по вывозу твердых бытовых отходов для населения и юридических лиц" в размере 25 руб. 50 коп. с 1 человека и 297 руб. 53 коп. за 1 куб. м для юридических лиц.
Вопрос о незаконности сбора и вывоза ТБО от собственников жилья многоквартирных домов неоднократно рассматривался районной прокуратурой, каких-либо нарушений со стороны МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" усмотрено не было.
Как предусмотрено Жилищным кодексом РФ граждане вправе делать свободный выбор управляющей компании.
Общими собраниями собственников жилья в многоквартирных домах было принято решение о снижении тарифа на обслуживание и ремонт общего имущества в размере 2 руб. 79 коп с 1 кв. м, именно на сумму, которая выделялась в тарифе на обслуживание общего имущества для сбора и вывоза ТБО.
После предоставления в МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" протоколов собраний с отметкой входящего номера управляющей организации были заключены договоры на сбор и вывоз ТБО с тарифом 25 руб. 50 коп. с 1 человека на основании выданной справки о количестве проживающих.
Администрация Усть-Ишимского сельского поселения отмечает, что МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" является единственной организацией в Усть-Ишимском сельском поселении, предоставляющей услуги по сбору и вывозу ТБО и имеющую для этого спецмашину. Контейнеры для сбора ТБО также являются собственностью МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания". Ни один многоквартирный дом не оснащен мусоропроводом, который являлся бы общей собственностью собственников жилья в многоквартирном доме.
По состоянию на 20.03.2013 г. не существуют договоров между ООО "УО "Домсервис" и МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" сбор и вывоз ТБО от многоквартирных домов, находящихся в управлении Заявителя, все услуги осуществляются МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания".
Администрация Усть-Ишимского сельского поселения считает, что не совершала противозаконных и антиконкурентных действий.
3. Привлеченное определением Комиссии от 15.05.2013 г. в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания", уведомленное надлежащим образом о месте и дате рассмотрения дела, в заседание Комиссии не явилось, возражений либо пояснений о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах не представило.
Рассмотрев имеющиеся в деле N 05/08-13 материалы, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. ООО "УО "Домсервис" создана в мае 2012 года. Согласно разделу 2 Устава ООО "УО "Домсервис", утвержденного решением учредителя N 1 от 26.04.2012 г. основными видами деятельности Общества являются управление эксплуатацией жилого фонда; управление эксплуатацией нежилого фонда; предоставление различных видов услуг.
В качестве управляющей компании ООО "УО "Домсервис" обслуживает 5 многоквартирных домов в р.п. Усть-Ишим Омской области.
По договорам с собственниками жилых помещений в структуре услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов был определен тариф на вывоз ТБО (в том числе утилизация ТБО) в размере 2,79 руб. с квадратного метра общей площади.
21.03.2011 г. в соответствии с Постановлением N 16-п Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения создано муниципальное казенное учреждение "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области (далее - МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания"). Этим же постановлением утвержден Устав вновь созданного учреждения. Согласно пункту 2.1 Устава МКУ "Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания" учреждение создано с целью осуществления деятельности, определенной настоящим Уставом, в целях улучшения благоустройства населенных пунктов, получения прибыли при выполнении работ и оказании услуг для удовлетворения общественных потребностей. В соответствии с пунктом 2.2 Устава учреждение, в том числе осуществляет следующие виды деятельности:
благоустройство населенных пунктов;
платная организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора из частного сектора домовладения, собственников жилых помещений в многоквартирных домах, предприятий, учреждений, организаций.
30.11.2011 г. Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения принято постановление N 123"А"-п "Об утверждении тарифов по вывозу ТБО для населения и юридических лиц" (далее - Постановление об утверждении тарифов по вывозу ТБО). В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению об утверждении тарифов по вывозу ТБО утверждено приложение N 1 "Расчет стоимости вывоза ТБО за 1 куб. м для населения на 2011 - 2012 гг.". Согласно данному расчету утверждена стоимость вывоза ТБО на 1 человека в месяц - 25,50 руб.
Вместе с тем, регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Так, согласно части 2 статьи 1 соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию:
тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса;
надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;
надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Таким образом, цена (тариф) на вывоз ТБО не подлежит нормативному регулированию.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать принятие Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области постановления N 123"А"-п "Об утверждении тарифов по вывозу ТБО для населения и юридических лиц" ограничивающим конкуренцию и нарушающим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области предписание об отмене постановления N 123"А"-п "Об утверждении тарифов по вывозу ТБО для населения и юридических лиц".
3. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение двух недель с момента получения предписания;
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области, ответственных за нарушение антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
Г.В. Лаптева
Ю.В. Стогова
В соответствии со статьей 52 ФЗ "О защите конкуренции" решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 05/08-13
25 июня 2013 г.
г. Омск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела N 05/08-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя Омского УФАС России, председателя Комиссии;
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти Омского УФАС России, члена Комиссии;
Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Омского УФАС России, члена Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 25.06.2013 г. по делу N 05/08-13 о нарушении Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
1. Отменить постановление Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области от 30.11.2011 г. N 123"А"-п "Об утверждении тарифов по вывозу ТБО для населения и юридических лиц".
2. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение двух недель с момента получения предписания.
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области, ответственных за нарушение антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
Г.В. Лаптева
Ю.В. Стогова
В соответствии со статьей 52 ФЗ "О защите конкуренции" предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 05/08-13 (опубликовано 26 июня 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016