Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 11 июля 2013 г. N Р/02/262
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Васильев Д.В. - заместитель руководителя Ленинградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Бобров И.В. - начальник отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России;
Соколова Л.Б.
- государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Фаворит+" (вх. N 3949 от 08.07.2013) на действия организатора торгов - МБУ "Центр размещения рекламы" МО "Всеволожский муниципальный район" (далее - Центр размещения рекламы) Ленинградской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предназначенных для использования в целях распространения рекламы, социальной рекламы и некоммерческой информации социально значимой направленности на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Конкурс),
в присутствии:
представители организатора торгов Терентьева М.А директора МБУ "Центр размещения рекламы" МО "Всеволожский муниципальный район", Суворовой Н.Б. (по доверенности от 18.12.2012 N 237-13);
в отсутствие представителя Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - извещена надлежащим образом, не явился;
Заявителя: Асанова Р.Р. (по доверенности от 01.07.2013),
УСТАНОВИЛА:
Заявителем обжалуется положение п.1.7 конкурсной документации в части включения в состав лота объектов, расположенных на землях федеральных автомобильных дорог (автодорога Санкт-Петербург-Скотное) в отсутствие в конкурсной документации согласованных Росавтодором технических требований и условий, что приводит, по мнению заявителя, к невозможности подачи заявки, поскольку сформировать конкурсное предложение по срокам установки и монтажа рекламных конструкций в соответствии с требованиями п. 4.3.2. конкурсной документации не представляется возможным. Кроме того, Заявитель указывает на предположительное отсутствие согласования Росавтодором к установке именно того типа рекламных конструкций, который указан в Техническом задании Конкурсной документации (извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Администрации МО Всеволожский район: www//vsevreg.ru).
Определением Комиссии от 08.07.2013 N О/02/2490-441 к участию в рассмотрении жалобы ООО "Фаворит+" привлечена Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация). Этим же Определением (пункт 4) Администрация проинформирована о содержании жалобы ООО "Фаворит+" путем направления в адрес Администрации копии уведомления Ленинградского УФАС России от 08.07.2013 N 02/2487 о поступлении жалобы ООО "Фаворит+" и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Доказательством надлежащего информирования Администрации является получение входящего N 3908/1.0-15 от 09.07.2013 полученного в электронном виде на адрес электронной почты Ленинградского УФАС России (to47-bobrov@fas.gov.ru). Однако представители Администрации на заседание Комиссии не явились.
Законодательство о рекламе относится к ведению Российской Федерации, поэтому органы местного самоуправления не вправе регулировать отношения, связанные с содержанием рекламы. Однако в их сферу регулирования входят вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения, распоряжения муниципальной собственностью.
Конкретные процедуры заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также выдачи разрешений на установку рекламной конструкции определяются в нормативных актах органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 5.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации
Общие требования проведения торгов закреплены положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 447 - 449).
В соответствии с частью 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации организатором торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени.
В силу части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционом являются такие торги, по итогам которых победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а конкурсом - такие торги, победитель которых по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложил лучшие условия.
На основе общих положений о торгах орган государственной власти, орган муниципального образования вправе принять нормативный акт, в котором будут подробно изложены форма и процедура проведения торгов.
Администрацией принято постановление от 11.02.2009 N 202 "Об утверждении Положения о порядке проведении торгов в форме аукциона или конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" (далее - Положение).
Пунктом 1.1 предусмотрено, что Положение регулирует отношения, связанные с установкой и размещением рекламных конструкций на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области. Отношения, не урегулированные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством РФ, Ленинградской области и иными нормативными актами органов местного самоуправления.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что заказчиком является администрация МО в лице управления по потребительскому рынку либо специально созданная организация.
Пунктом 1 Постановления Администрации 26.04.2013 N 1230, предписано провести конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предназначенных для использования в целях распространения рекламы, социальной рекламы и некоммерческой информации социально значимой направленности на территории муниципального образования, пунктом 3 утверждена Конкурсная документация, а пунктом 4 образована конкурсная комиссия. Следовательно, Администрация выступила организатором торгов.
В соответствии с пунктом 1.2 Конкурсной документацией (утверждена Постановлением Администрации МО Всеволожский район от 26.04.2013 N 1230) организатором торгов выступает Центр размещения рекламы, который, в силу пп.5) пункта 2.1 Конкурсной документации является уполномоченной Администрацией организацией на подготовку и проведение конкурса.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данный Конкурс фактически проводится двумя организаторами торгов - Администрацией и Центром размещения рекламы (далее - организаторы торгов).
Предметом проведения Конкурса (пп. 2) пункта 2.1 Конкурсной документации) является право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предназначенных для использования в целях распространения рекламы, социальной рекламы и некоммерческой информации социально значимой направленности на территории муниципального образования.
При этом, в силу положений пункта 4.1 Конкурсной документации, понятие размещения социальной рекламы, некоммерческой информации социально значимой направленности включает в себя выполняемое участником за счет собственных средств размещение социальной рекламы и некоммерческой информации социально значимой направленности, в частности ее монтаж, демонтаж и обслуживание.
Более того, конкурсное предложение участников должно включать обязательство по размещению социальной рекламы за счет собственных средств, в том числе сверх установленного частью 3 статьи 10 Закона о рекламе объема. Данное требование является одним из критериев оценки конкурсной заявки (пункт 10.5.3 Конкурсной документации).
Право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций связано обязанностью размещать социальную рекламу за свой собственный счет, что следует из пункта 2.3.11 договора (приложение N 9 Конкурсной документации).
Между тем, в силу положений части 2 статьи 10 Закона о рекламе, органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений осуществляется по правилам Закона о размещении заказов.
Закупка полиграфической и печатной продукции, в том числе рекламного характера, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р, осуществляется путем проведения аукциона.
Таким образом, в Конкурсе совмещены две разные процедуры торгов.
Конкурс проводится на право размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Всеволожского муниципального района, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по адресам, указанным в конкурсной документации.
Согласно перечню адресов, размещение рекламных конструкций проводится вдоль автомобильных дорог (из 177 адресов, только по 12 адресам размещение проводится в населенных пунктах).
В силу положений части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими в границах придорожных полос автомобильной дороги установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В конкурсной документации отсутствуют указания на то, в чьей собственности находятся автомобильные дороги, к какой категории они относятся, а также информация о получении согласия собственников автомобильных дорог.
Как указали на заседании Комиссии представители Центра размещения рекламы, конкурс проводится в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Представители Центра размещения рекламы указывают на то, что кадастровый учет автомобильных дорог, вдоль которых предполагается разместить рекламные конструкции отсутствует, собственник дорог неизвестен и вследствие этого автомобильные дороги считаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Данный довод не может быть принят Комиссией, поскольку к полномочиям органов местного самоуправления, как это следует из части 8 статьи 13, частей 1 и 9 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах, относится установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса, в том числе рекламных конструкций, только к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Между тем, как проинформировали Комиссию представители Центра размещения рекламы, места для установки рекламных конструкций предусмотрены и вдоль федеральных автомобильных дорог. К этому числу относится и участок дороги Санкт-Петербург - Скотное.
Об этом же свидетельствует и Распоряжение Росавтодора от 30.04.2013 N 639-р "О предоставлении федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков для размещения автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска, включающей строящийся участок от Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга через Скотное до автомобильной дороги Магистральная на участке км 155 - км 173, вид разрешенного использования которых подлежит определению".
Следует отметить, что информация, свидетельствующая о согласии в письменной форме владельца дороги общего пользования местного значения, в Конкурсной документации также отсутствует.
В этой связи, доводы заявителя, изложенные в жалобе, обоснованы.
Кроме того, комиссия считает необходимым отметить отсутствие в проекте договора (Приложение 9 Конкурсной документации) следующих существенных условий: срока договора и цены договора. Данные действия организаторов торгов противоречат требованиям п. 17.1 Положения в соответствии с которыми, заказчик заключает договор с победителем конкурса на условиях, содержащихся в конкурсной документации и заявке победителя конкурса к которым относятся цена и срок заключения договора (пункты 1 и 4 Приложения 5 Конкурсной документации).
Таким образом, Комиссия приходит к следующим выводам.
Наличие двух организаторов торгов - Администрации и Центра размещения рекламы противоречит требованиям ГК РФ, Закона о рекламе и Положения и является нарушением порядка проведения торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций.
Размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы осуществляется в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов в форме аукциона, торги на право размещение рекламных конструкций проводятся в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе в форме конкурса. Совмещение размещения заказов и торгов на право размещения рекламных конструкций в одних торгах не предусмотрено ГК РФ, Законом о размещении заказов, Законом о рекламе, Положением и является нарушением порядка проведения торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций.
Права на включение в Конкурсную документацию мест для размещения рекламных конструкций присоединяемых к автомобильным дорогам местного, межмуниципального, регионального и федерального значения, без соответствующего согласия собственника этих автомобильных дорог, получения у него технических требований и условий, у организаторов Конкурса отсутствуют, включение в состав Конкурсной документации таких мест установки рекламных конструкций неправомерно и препятствует подаче заявок потенциальным участникам.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении организаторами торгов порядка организации торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фаворит+" обоснованной.
2. С учетом выявленных иных нарушений, признать в действиях Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, МБУ "Центр размещения рекламы" МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области нарушение порядка организации торгов.
3. Выдать Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, АМУ "Центр размещения рекламы" МО "Всеволожский муниципальный район" предписание об аннулировании торгов.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель Комиссии Д.В.Васильев
Члены комиссии И.В.Бобров Л.Б.Соколова
МБУ "Центр размещения рекламы" МО "Всеволожский муниципальный район"
ул. Заводская д.8, пом.7,
г. Всеволожск, Ленинградская область, 188640
Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
шоссе Колтушское, д.138,
г. Всеволожск, Ленинградская область, 188640
ПРЕДПИСАНИЕ
по результатам рассмотрения в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобы ООО "Фаворит+"
11 июля 2013 г. г. Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы ООО "Энергоконтроль" в составе:
Председатель комиссии
Васильев Д.В.
- заместитель руководителя Ленинградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Бобров И.В. - начальник отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России;
Соколова Л.Б.
- государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России,
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения по результатам рассмотрения жалобы ООО "Фаворит+" (вх. N 3949 от 08.07.2013) на действия организатора торгов - МБУ "Центр размещения рекламы" МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предназначенных для использования в целях распространения рекламы, социальной рекламы и некоммерческой информации социально значимой направленности на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в десятидневный срок со дня получения настоящего Предписания:
1. Конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предназначенных для использования в целях распространения рекламы, социальной рекламы и некоммерческой информации социально значимой направленности на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, аннулировать.
2. Уведомить Ленинградское УФАС России о выполнении пункта 1 настоящего Предписания в трехдневный срок со дня его выполнения.
Ленинградское УФАС России осуществляет контроль исполнения настоящего Предписания.
Невыполнение законного предписания антимонопольного органа влечет наложение штрафа в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Д.В.Васильев
Члены Комиссии: И.В. Бобров Л.Б.Соколов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 июля 2013 г. N Р/02/262
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016