Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 05/10013 (опубликовано 11 июля 2013 г.)
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы ЗАО "Завод "РАДИУС" (далее - Комиссия) в составе:
Соколова И.П. |
- |
заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии; |
Рябух Е.Л. |
- |
начальник отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии; |
Пойманов И.В. |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии; |
рассмотрев жалобу ЗАО "Завод "РАДИУС" (вх. N12379 от 01.07.2013) (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от населения и арендаторов (далее - конкурс),
в присутствии представителей:
Заявителя: Федосеенко Леонида Леонидовича (представитель ЗАО "Завод "РАДИУС" по доверенности от 09.07.2013 NР-121), Шматова Владимира Сергеевича (директор ЗАО "Завод "РАДИУС"),
Участника размещения заказа: Бочковского Серея Анатольевича (представитель СПб ГУДСП "Петродворцовое" по доверенности от 08.07.2013 N1),
в соответствии с ч.16, ч.17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
1. В жалобе Заявитель указал на нарушение п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, а именно создание Заказчиком участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, а также нарушения требований п.1.2. Главы 2 Положения о закупках, в части невключения информации о Конкурсе в План закупок на 2013 год. Также обжалуется включение заказчиком в проект договора обязанности расторгнуть контракты на вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, заключенные с собственниками и арендаторами помещений, расположенных в домах, включенных в адресный перечень на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, являющийся предметом контракта, заключаемого по результатам обжалуемого конкурса.
Заявитель пояснил, что одним из критериев оценки заявок указан критерий "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса", включающий в себя не являющийся по своей природе показателем качества - удаленность материально-технической базы участника конкурса со значением 40 баллов.
Таким образом, по мнению заявителя, участнику, находящемуся ближе всего к Заказчику, создаются преимущественные условия.
Также в нарушение п.1.2. Главы 2 Положения о закупках, принятого Заказчиков в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", открытый конкурс на право заключения Договора на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от населения и арендаторов Заказчиком не был включен в План закупок на 2013 год.
2. ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" представлены письменные возражения на жалобу, в которой ответчик с доводами заявителя не согласился, пояснив следующее.
2.1. В части невключения информации о конкурсе в План закупок на 2013 год ответчик указал, что услуги, являющиеся предметом конкурса, включены в План закупок на 2013 год, информация о закупке указана в строке N31 плана, размещенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
2.2. В части включения заказчиком в проект договора обязанности расторгнуть контракты на вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, заключенные с собственниками и арендаторами помещений, расположенных в домах, включенных в адресный перечень на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, являющийся предметом контракта, заключаемого по результатам обжалуемого конкурса, ответчик пояснил следующее. ООО "ЖКС г. Петродворца" является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в г.Петергофе. Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, помимо прочего, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В силу п.п. "д" п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Контейнерная площадка, с которой производится сбор и вывоз ТБО и ГКО, предназначена для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и, по смыслу п.2 Правил, включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с п.12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления. В силу ч.4 ст.162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. В договоре управления должны быть указаны состав общего имущества, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок определения цены договора и т.д.
Таким образом, включая в предмет договора условия о вывозе отходов, образуемых арендаторами и собственниками помещений в многоквартирных домах, ООО "ЖКС г. Петродворца" выполняет обязанности, возложенные действующим жилищным законодательством на управляющую организацию.
2.3. В части включения в конкурсную документацию одним из критериев оценки заявок критерий "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса", включающий в себя не являющийся по своей природе показателем качества - удаленность материально-технической базы участника конкурса, ответчик пояснил следующее.
Показатель удаленность материально-технической базы участника, по мнению ответчика, является по своей природе показателем качества работ, услуг, в связи с специфической сферой оказываемых услуг, поскольку, в частности, при вывозе ТБО 4-5 классов опасности расстояние влияет на скорость выполнения заявки в случае оперативного вмешательства при наступлении чрезвычайных ситуаций (например, возгорание контейнеров, замена испорченных контейнеров и т.д.).
3. Представленные при рассмотрении жалобы материалы и пояснения сторон указывают на следующие обстоятельства.
3.1. Извещение о проведении конкурса размещено на сайте: www.zakupki.gov.ru 03.06.2013 года. Дата и время окончания приема заявок 24.06.2013 г. 10-00, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 24.06.2013 в 10-00.
В соответствии с размещенным извещением, предметом конкурса являлось право заключения договора на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от населения и арендаторов.
Конкурс проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ, Положением о закупках, утвержденным решением общего собрания участников ООО "ЖКС г. Петродворца" (протокол N30 от 27.12.2012) и Конкурсной документацией, утвержденной генеральным директором ООО "ЖКС г. Петродворца" А.И.Сорокиным.
Последнее изменение в план закупок ООО "ЖКС г. Петродворца" опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 12.03.2013 года. В указанном плане закупок в строке N31 указана закупка "На оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации и (или) захоронение твердых бытовых отходов".
3.2. В соответствии с представленной Конкурсной документацией, в состав критериев определения победителя конкурса включен критерий "Качество работ, услуг (и) или квалификация участника конкурса при размещении закупки на выполнение работ, оказание услуг", включающий в себя показатель "удаленность материально-технической базы участника", максимальное значение которого установлено в 40 баллов. Расчет удаленности материально-технической базы производился участниками самостоятельно с помощью интерактивных карт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Техническим заданием, включенным в техническую часть Конкурсной документации определен порядок выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом Конкурса. В частности, п.10 Технического задания определен порядок вывоза ТБО - осуществляется по заявкам заказчика в период с 07 до 13 часов, и порядок вывоза КГО - осуществляется по заявкам заказчика в течение 12 часов с момента поступления заявки. Также определено, что в экстренных случаях исполнение заявки должно осуществляться в течение 4 часов, с момента поступления. Определение термина "материально-техническая база" в Конкурсной документации отсутствует. Указанный показатель не является показателем качества выполнения работ, оказания услуг, предоставляет преимущества тем участникам, материально-техническая база которых расположена ближе всего к объектам обслуживания.
Таким образом, включение такого показателя как удаленность материально-технической базы является нарушением п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Пункт 2.2.17 проекта договора, включенного в конкурсную документацию, предусматривает обязанность подрядчика расторгнуть договоры на вывоз и размещение отходов с арендаторами (собственниками) нежилых помещений многоквартирных домов, закрепленных за контейнерными площадками, согласно адресной программе (приложение 1 к договору), до момента подписания договора. Включение указанного пункта не нарушает положения антимонопольного законодательства и не приводит к ограничению конкуренции. В то же время данная норма ограничивает принцип свободы договора, установленный Гражданским кодексом РФ, так как не предусматривает волеизъявления арендаторов (собственников) нежилых помещений.
В п.5.1.6. Конкурсной документации, определен порядок проведения процедуры вскрытия конвертов, оглашения сведений, включенных в состав заявки на участие в конкурсе, включения этих сведений в протокол вскрытия конвертов. В нарушение указанного пункта, организатором конкурса не оглашены конкурсные предложения участников Конкурса и перечень документов, включенных в состав заявок участников Конкурса.
В соответствии с пояснениями представителя СПб ГУДСП "Петродворцовое", признанного победителем конкурса на основании протокола рассмотрения и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 28.06.2013, с победителем по результатам Конкурса заключен договор от 01.07.2013, в связи с чем отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.
С учетом изложенного ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункт 5.1.6. Конкурсной документации, утвержденной генеральным директором ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" А.И.Сорокиным.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Завод "РАДИУС" обоснованной, в части нарушения ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Признать в действиях ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" - организатора конкурса на право заключения договора на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от населения и арендаторов, нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части запрета на отсутствие ограничения конкуренции, а также нарушение порядка проведения открытого конкурса, предусмотренного п.5.1.6. Конкурсной документации, определяющего порядок проведения процедуры вскрытия конвертов, оглашения сведений, включенных в состав заявки на участие в конкурсе, включения этих сведений в протокол вскрытия конвертов.
3. Предписание не выдавать в связи с подписанием договора между организатором конкурса и победителем конкурса.
Председатель Комиссии |
И.П. Соколова |
Члены Комиссии |
Е.Л. Рябух |
|
И.В. Пойманов |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 05/10013 (опубликовано 11 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016