Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
от 28 января 2016 г. N 04-50/14-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
в присутствии:
представителей ООО "Дарханстрой": <_> доверенность от 05.06.2015 N 32, <_> доверенность от 08.12.2015 N 130, <_> доверенность от 05.06.2015 N 31,
представителей ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства": <_> доверенность от 22.01.2016 N 22, <_> доверенность от 22.01.2016 N 23, <_> доверенность от 11.01.2016 N 1,
рассмотрев жалобу ООО "Дарханстрой" (далее, в т.ч.- Заявитель) (вх. от 21.01.2016 N 249) на действия заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение дорожных работ: "Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией на км 13+450 н.п. Иволгинск, республика Бурятия" (реестровый номер 0302100003015000063) (далее - Аукцион), установила:
Заявитель не согласен с отдельными положениями документации об аукционе:
1. Пунктами 2.3, 8.16 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика представлять заказчику информацию о привлекаемых для субподряда организациях.
Заявитель считает, что указанные пункты нарушают требование части 23 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), а также статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так как цена контракта по данной закупке (43 102 710,00 рублей) составляет меньше размер, чем установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию)" (далее - Постановление N 775), а также такая информация должна предоставляться, если цена договора с субподрядчиком составляет 10% цены контракта.
2. В разделе 4 "Порядок оплаты работ" содержатся положения, нарушающие часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно не установлен порядок оплаты работ.
В проекте контракта (п. 4.2) содержится условие об оплате в случае наличия бюджетного финансирования, а также установлен слишком продолжительный срок для оплаты работ - 300 дней, что влечет за собой невозможность участвовать в данной закупке.
Кроме того, Заявитель не согласен с пунктами 4.3, 4.4, 7.8 проекта контракта, которыми предусмотрено:
- авансирование части стоимости подрядных работ в размере до 10 процентов от стоимости контракта и одновременно не более 10 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год (п. 4.3),
- указание обязательного использования аванса для оплаты поставок конструкций, материалов и расходов, связанных с мобилизацией в соответствии с проектной документацией, а также представление перечня документов, предусмотренных пунктом 4.4 проекта контракта;
- запрещение применения технологий, материалов, конструкций, не обеспечивающих установленный уровень качества, о замене субподрядной организации, неудовлетворительно выполняющей работы по настоящему контракту (п. 7.8),
которые противоречат части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и представляет собой вмешательство заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, что недопустимо в силу статьи 748 ГК РФ.
3. В пункте 8.33 проекта контракта на подрядчика неправомерно возложена обязанность предоставления транспортного средства для осуществления заказчиком своих обязанностей по строительному контролю. За неисполнение подрядчиком данного пункта предусмотрена имущественная ответственность в соответствии с условиями контракта.
Заявитель считает, что выезд на объект для проведения контроля являются расходами заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объекта и регулируются специальным положением, утвержденным постановлением Правительства российской Федерации от 21.06.2010 N 468.
4. Положения проекта контракта в части возможности изменения условий контракта противоречит документации об аукционе. В проекте предусмотрены два случая изменения условий контракта (раздел 3 и п. 18.12). В проекте контракта не установлены иные случаи возможности изменения контракта, которые допускают положения документации об аукционе (п. 21.1), что вводит в заблуждение потенциальных участников, а также нарушает принципы, установленные статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель отмечает, что в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе содержится указание на то, что под показателями товара, который используется для выполнения работ, понимаются количественные характеристики, характеристики товара, технические характеристики, характеристики безопасности, функциональные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики, указанные в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель обращает внимание, что статья 33 настоящего закона не содержит указания на иные характеристики, поэтому требовать от участников закупки указывать иные характеристики противоречит требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 33 закона.
6. В составе файла Том 1.2.rar имеются файлы, которые не открываются стандартными (общедоступными) средствами: S7-2012_П32-1.doc, WRL3246.tmp, 197-2012_ПЗ2-2_cx A3для ДМ.xar. В файлах Тос 1.1, Том 2, Том 3.1-3.4, Том 5, Том 7.1-7.2, Том 8, Том 9.3 имеется файл "Thumbs.db", который не открывается общедоступными средствами.
Заявитель указывает, что информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
7. Заявитель указывает, что проектно-сметная документация размещена не в полном объеме, отсутствуют все локальные сметы и объектная смета N 01-01, отраженные в файле Сводный сметный расчет. Отсутствие в документации об аукционе ПСД, размещение ее в неполном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки заявки на участие в закупке, определить полностью технические характеристики и объемы строительных работ и оценить возможность участия в торгах.
Считает, что заказчиком нарушена часть 1 статьи 64 закона о контрактной системе.
8. Пунктом 14 приложения N 5 к документации об аукционе предусмотрены требования к щебню.
ГОСТ 8267-93 разделяет марки по дробимости щебня. Данный ГОСТ указывает, что приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. Закон о контрактной системе не обязывает участника при подаче заявки на участие в аукционе иметь в наличии товар, используемый при производстве работ, как не обязывает производителей товара доводить до сведения лиц конкретные характеристики материала (сырья), используемого при производстве товара. Многие показатели определяются по результатам испытаний. Участник закупки не имеет возможности предоставить информацию о товаре в том виде как того требует Заказчик.
Согласно документации, размещенной на сайте, щебень маркой свыше 1000 используется только при производстве бетона, а не как отдельный товар (материал). Требование об указании в первой части заявки на участие в аукционе конкретных показателей продукции, варьируемых в пределах определенного ГОСТ и указываемых различными производителями в паспорте продукции, протоколах испытаний в зависимости от лабораторных исследований конкретной партии, является необоснованным и нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В пунктах 34, 44 приложения N 5 к документации об аукционе предусмотрены требования к бетону тяжелому.
Участники закупки должны указать не только сведения о характеристиках бетона тяжелого, но и конкретные показатели (характеристики) сырья (материалов), используемого для ее приготовления, в частности к заполнителю (щебень, гравий шлаки) и к виду вяжущего (или портландцементы или шлакопортландцементы).
В пунктах 10, 49 приложения N 5 к документации об аукционе предусмотрены требования к раствору готовому кладочному.
Установлены требования к химическим добавкам - добавки должны вводится в растворные смеси, готовые к применению, в виде или водных растворов, или водных суспензий, в сухие растворные смеси или в виде водорастворимого порошка, или гранул.
Предъявлены требования к виду химических добавок и способу ввода в растворную смесь, которые невозможно знать заранее, так как участник не обязан иметь товар в наличии, то при данном изложении требований невозможно конкретно указать вид химической добавки.
Также предъявлены требования к технологии производства раствора, а именно способу и виду введения в растворные смеси химических добавок.
В пункте 22 приложения N 5 к документации об аукционе предусмотрены требования к цементу.
Установлено требование к массовой доле оксида магния в клинкере, которая должна быть не более 5 процентов. Клинкер-это промежуточный продукт при производстве цемента.
Предъявлены требования к химическому (вещественному) составу товара.
В пунктах 24, 31 приложения N 5 к документации об аукционе предусмотрены требования к дорожным знакам.
ГОСТ Р 52290-2004 не предъявляет требования к материалу знаков, таких как толщина основы, категория качества стали, разнотолщность и т.д., а также требования, предъявляемые к химическому составу материала и покрытию дорожных знаков: толщина и масса покрытия.
В пункте 51 приложения N 5 к документации об аукционе предусмотрены требования к воде.
Вода предназначена для приготовления бетонных и растворных смесей. Вода не является отдельным товаром, а является компонентом для приготовления смесей.
В действиях Заказчика содержаться нарушения части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит провести проверку, обязать Заказчика устранить допущенные нарушения.
Представители Заказчика с доводами жалобы ООО "Дарханстрой" не согласились, представили пояснения согласно письменному отзыву от 26.01.2016 N 4897/09. Данный отзыв представлен Заявителю. Просят признать жалобы ООО "Дарханстрой" необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
25.01.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено изменение извещения о проведении Аукциона N 0302100003015000063 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 43 102 710,00 рублей.
1. Пунктом 2.3 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик при исполнении настоящего Контракта может привлечь субподрядные организации. Подрядчик и привлекаемые субподрядные организации должны обладать предусмотренными действующим законодательством свидетельством СРО, лицензией, сертификатом, либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ. При этом Подрядчик обязан представить Заказчику информацию о привлекаемых для субподряда организациях. Подрядчик несет ответственность за качество и сроки выполняемых субподрядчиком работ.
Пункт 8.16 проекта контракта содержит условие о том, что подрядчик имеет право привлекать для выполнения работ, предусмотренных Контрактом субподрядные организации при наличии у них предусмотренных законом допусков и свидетельств СРО, предварительно уведомив об этом Заказчика и предоставив копии указанных документов. Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядных организаций.
Согласно пунктам 8.16.1, 8.16.2, 8.16.3 проекта контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% от цены контракта на сумму_____ рублей. (Обязанность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций устанавливается к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией).
Подрядчик обязан в письменном виде информировать Заказчика о заключении договоров субподряда, в течение десяти дней с момента заключения договора, передаваемых на субподряд, с предоставлением заверенных копий договоров.
Подрядчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиков, качество и сроки выполняемых субподрядчиком работ. Исполнительную и иную техническую документацию по работам субподрядчика, выполняет и предоставляет Заказчику Подрядчик.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Во исполнение требования, предусмотренного частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ КОТОРОЙ В КОНТРАКТЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ЗАКАЗЧИКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ", в соответствии с которым Правительство Российской Федерации установило размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд.
При размещении данного Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составила 43 102 710,00 рублей, следовательно, такой случай не наступил и указанная норма закона не применима.
Кроме того, Законом о контрактной системе и Постановлением N 775 предусмотрена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Представление каких-либо документов во исполнение данной нормы не предусмотрено.
Следовательно, Заказчиком нарушены требования, установленные частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 4.2 проекта контракта установлено, что Заказчик производит оплату фактически выполненных работ по Контракту за счет бюджетных денежных средств путем перечисления на расчетный счет Подрядчика в срок до 300 календарных дней с момента приемки работ (подписания сторонами актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, справок стоимости выполненных работ по форме КС-3, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, счета-фактуры), а также представленной Заказчику комплекта исполнительной документации в пределах, доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств, при наличии бюджетного финансирования и поступления денежных средств на счет Заказчика, но не позднее 31 декабря текущего года.
Согласно части 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Антимонопольный орган считает, что оплата работ должна быть произведена в разумный срок, Управление согласно с доводом Заявителя о том, что установление слишком продолжительного срока для оплаты работ (300 дней) влечет за собой невозможность участвовать в такой закупке подрядчикам, которые вынуждены будут терпеть убытки, связанные с инфляцией, кредитными издержками, расчетами с субподрядчиками в ожидании столь долгого срока оплаты.
Таким образом, включение в проект контракта условия, предусмотренного пунктом 4.2 проекта контракта, ограничивает круг хозяйствующих субъектов, способных выполнить работу при условии его оплаты в течение 300 дней с момента приемки работ, и, соответственно, приводит к уменьшению числа участников закупки, обладающих необходимыми ресурсами для обеспечения потребности заказчика.
С учетом изложенного, следует, что Заказчиком в нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в содержание документации о закупке включено условие в части оплаты выполненных работ в течение 300 дней с момента приемки работ, ограничивающее число участников закупки.
Пунктами 4.3, 4.4 проекта контракта предусмотрено, что Заказчик для целей обеспечения выполнения работ первого этапа по обоснованному ходатайству Подрядчика вправе произвести авансирование части стоимости подрядных работ в размере до 10 (десяти) процентов от стоимости Контракта и одновременно не более 10% лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, в соответствии с действующим законодательством РФ после предъявления Подрядчиком счета на перечисление аванса в течение 50 (Пятидесяти) рабочих дней от даты поступления ходатайства при условии, что Подрядчик приступил к исполнению Контракта.
Подрядчик обязан использовать аванс для оплаты поставок конструкций, материалов и (или) расходов, связанных с мобилизацией в соответствии с проектной документацией. Конкретные расходы в рамках авансового платежа указываются в запросе на получение этих платежей, направляемом Подрядчиком Заказчику.
Подрядчик не позднее 15-ти календарных дней со дня получения аванса обязан предоставить соответствующий счет-фактуру, а также по требованию Заказчика в течение 10-ти Рабочих дней после получения запроса Заказчика - все необходимые документы, подтверждающие использование авансового платежа в соответствии с его целевым назначением, в том числе заверенные копии:
- договоров на поставку материалов и оборудования, заключенных между Подрядчиком и поставщиками;
- счетов на оплату материалов и оборудования, выставленных Подрядчику поставщиками;
- платежных поручений на оплату материалов и оборудования;
- товарных и/или товарно-транспортных накладных, подтверждающих получение материалов и оборудования.
- договоров подряда, заключенных между Подрядчиком и субподрядчиками;
- счетов на оплату работ, материалов и оборудования, выставленных Подрядчику субподрядчиками;
- платежных поручений на оплату работ, материалов и оборудования;
- актов приемки выполненных работ, актов стоимости выполненных работ, подтверждающих выполнение работ субподрядчиками.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщила, что данное условие предоставляет Заказчику право вмешательства в хозяйственную деятельность Подрядчика.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта надлежащим образом не установлено условие о порядке оплаты работы, в связи с отсутствием конкретного размера аванса, а также в связи с установлением не предусмотренных Законом о контрактной системе требований к целям расходования аванса.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7.8 проекта контракта Заказчик (Представитель заказчика) имеет право отдавать распоряжения:
- о запрещении применения технологий, материалов, конструкций, не обеспечивающих установленный уровень качества;
- о замене субподрядной организации, неудовлетворительно выполняющей работы по настоящему Контракту.
Подрядчик признает, что подобные требования Заказчика (Представитель заказчика) не являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика и обязуется выполнять указанные требования.
Антимонопольный орган считает, что данное требование не является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика и не нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Такое право Заказчика предусмотрено, исходя из необходимости контроля выполнения работ и в случае, если Заказчик обнаружит какие-либо нарушения, имеет право предпринять соответствующие меры для их устранения.
3. Пункт 8.33 проекта контракта: В случае необходимости, Подрядчик обязан за свой собственный счет в течение 2-х часов с момента получения уведомления предоставить транспортное средство Заказчику и его представителям для доставки к месту выполнения работ на Объекте в целях осуществления контроля за ходом и результатам выполняемых работ. Уведомление о предоставлении транспортного средства направляется Заказчиком или его представителями посредством почтовой, факсимильной, электронного документооборота с указанием места, даты и времени выезда, но не позднее чем за 5 часов до времени выезда. Подтверждением получения Подрядчиком уведомления является отчет об отправке почтовой корреспонденции, отчет об отправке письма факсимильной связью, отчет об отправке электронной почтой. В случае неисполнения обязанности по своевременному предоставлению транспортного средства или не представление транспортного средства Заказчику и его представителям, Подрядчик несет имущественную ответственность, предусмотренную условиями Контракта.
Комиссия Бурятского УФАС России считает, что данное требование является неправомерным, не соответствующим требованиям действующего законодательства о контрактной системе, а также не относится к предмету контракта. Осуществление контроля за ходом и результатом выполняемых работ является обязанностью Заказчика, соответственно должна выполняться силами и средствами Заказчика. Установление имущественной ответственности подрядчика за неисполнение такого требования не основано на законе.
Таким образом, Заказчиком нарушена норма части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, устанавливающая запрет совершения заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
4. Довод Заявителя о несоответствии положения проекта контракта в части возможности изменения условий контракта с документацией об аукционе является обоснованным.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена государственного контракта может быть снижена по соглашению сторон в соответствии с частью 1 п.п.1 п. "а" статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" без изменения предусмотренных Контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий Контракта.
Пунктом 18.13 проекта контракта предусмотрено, что при уменьшении Заказчику главным распорядителем бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения Заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из настоящего Контракта, Заказчик обеспечивает согласование новых условий по цене и (или) объему работ настоящего Контракта путем направления Подрядчику предложения о заключении дополнительного соглашения о новых условиях по цене и (или) объемам работ, предусмотренных настоящим государственным контрактом.
Пункт 21.1 документации об аукционе устанавливает, что по соглашению сторон изменение существенных условий контракта возможно в следующих случаях:
1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта;
2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом объем работы не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы;
3) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на работы;
4) при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работы, предусмотренных контрактом;
5) в2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
Согласно части 1 статьи 64 настоящего закона документация об аукционе должна содержать, в том числе информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 34 закона предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных, в том числе документацией о закупке.
Таким образом, Заказчиком нарушено требование, установленное частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно в контракте отсутствуют положения, предусмотренные документацией об аукционе в части изменения существенных условий контракта.
5. Довод Заявителя о том, что в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе содержится указание на то, что под показателями товара, который используется для выполнения работ, понимаются количественные характеристики, характеристики товара, технические характеристики, характеристики безопасности, функциональные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики, указанные в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе является несостоятельным, так как Заказчик при указании "иные характеристики" сделал ссылку на норму статьи 33 Закона о контрактной системе, соответственно иные характеристики устанавливаются Заказчиком только в соответствии с указанной нормой закона.
6, 7. Антимонопольным органом проверен довод Заявителя о невозможности открыть отдельные файлы, прикрепленные к документации об аукционе стандартными (общедоступными) средствами. Комиссия УФАС признала данный довод обоснованным.
В составе файла Том 1.2.rar имеются файлы, которые не открываются стандартными (общедоступными) средствами: S7-2012_П32-1.doc, WRL3246.tmp, 197-2012_ПЗ2-2_cx A3для ДМ.xar. В файлах Тос 1.1, Том 2, Том 3.1-3.4, Том 5, Том 7.1-7.2, Том 8, Том 9.3 имеется файл "Thumbs.db", который не открывается общедоступными средствами.
Порядок пользования официальным сайтом в сети Интернет для размещения информации о закупках установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛЬЗОВАНИИ ОФИЦИАЛЬНЫМИ САЙТАМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД И О ТРЕБОВАНИЯХ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ, ПРОГРАММНЫМ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ, ПРАВОВЫМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ УКАЗАННЫМИ САЙТАМИ" (далее - Постановление N 147) и приказом Минэкономразвития России N 646 Федерального казначейства N 21н от 14.10.2010 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛЬЗОВАНИИ ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ И О ТРЕБОВАНИЯХ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ, ПРОГРАММНЫМ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ, ПРАВОВЫМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ УКАЗАННЫМ САЙТОМ" (далее - Приказ от 14.10.2010).
Согласно пункту 3 Постановления N 147 и пункту 3 Приказа от 14.10.2010 информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 8 Приказа от 14.10.2010 установлено, что указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Невозможность открыть отдельные файлы приводят к невозможности полностью определить технические характеристики и объемы строительных работ.
Кроме того, отсутствует в полном объеме размещенная проектно-сметная документация.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации, может привести к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, неразмещение Заказчиком на сайте проектно-сметной документации в полном объеме, а также невозможность открыть отдельные файлы, размещенные на сайте, в которых содержатся объемы работ, является нарушением требований часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
8. Доводы Заявителя об отсутствии возможности предоставить конкретные показатели химических составов, компонентов, сырья, материалов и технологии производства в отношении характеристик щебня, бетона тяжелого, раствора готового кладочного, цемента, дорожных знаков, воды, является обоснованным.
Согласно пункту 1 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В Приложении N 5 документации об аукционе "Требования к товарам, используемым для выполнения работ" указаны требования к характеристикам и свойствам товара, используемого для выполнения работ.
Требования к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг (работ), веществ и компонентов, из которых они состоят, их химический состав, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, требования к товарам, используемым при выполнении работ, были установлены Заказчиком таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), их химического состава, веществ и компонентов, из которых они состоят, в составе заявок, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Дарханстрой" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, части 1, 13, 23 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Предписание 04-50/14-2016 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе
"28" января 2016 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
на основании своего решения от 28.01.2016 по результатам рассмотрения жалобы N 04-50/14-2015 ООО "Дарханстрой" на действия заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение дорожных работ: "Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией на км 13+450 н.п. Иволгинск, республика Бурятия" (реестровый номер 0302100003015000063) (далее - Аукцион), в соответствии с частями 22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), предписывает:
1. Заказчику в срок не позднее 11.02.2016 устранить выявленные нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, частей 1, 13, 23 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно:
- внести изменения в документацию об Аукционе в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- вернуть поданные заявки.
2. Заказчику в срок не позднее 12.02.2016 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением документального подтверждения исполнения пункта 1 предписания.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Неисполнение в установленный срок предписания влечёт в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 28 января 2016 г. N 04-50/14-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016