Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
N 05-06-57/2015 (опубликовано 21 января 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
-
Члены комиссии:
-
-
-
в отсутствии представителя заявителя по делу Прокуратуры города Пыть-Яха, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела
в присутствии представителя ответчика по делу от Администрации города Пыть-Яха
в присутствии представителя заинтересованного лица по делу от ООО "УК Региональная строительная компания"
рассмотрев материалы дела N05-06-57/2015 по признакам нарушения Администрации города Пыть-Яха (мкр.1, д.18а, г.Пыть-Ях, 628380) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступили заявление и материалы из Прокуратуры г.Пыть-Яха от 18.11.2015 г. вх.N1674-О, содержащие сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Пыть-Яха (далее - Администрация г.Пыть-Яха), выразившихся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей компании в срок, установленный статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении многоквартирных домов N30 МБПТОиКО, N1, 2а, 6-15, 19, 21, 22-28, 31-37, 40-45, 48, 50, 51, 52, 53-55, 56, 58, 59, 72, 74, 76, 906, 95, 96, 98-100, 102 в 3 мкр., N3, 12, 14 по ул.Семена Урусова, N18, 21 и 27 по ул.Святослава Федорова, N8 по ул.Романа Кузоваткина, N50 по ул. Магистральная, N5, 7 и 9 по ул.Сергея Есенина, N 1,3, 4, 5, 7, 7а, 8, 8а, 9, 10, 16-18, 24-27, 31, 32, 35-38, 41, 43, 45-49, 61 в 6 мкр., N19 в 2 мкр., N3 СУ-17, N3 СУ-926, 19, 23, 24а, 25 и 83 в 8 мкр. "Горка"; N1, 1а, 5, 10, 10а, 11, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 31, 44, 45 в 10 мкр. "Мамонтово"; N 37 по ул.Комплексная в 10 мкр., N1, 3, 4, 5, 6, 7, 7а, 8, 8а, 10, 16-18, 24-27, 31, 32, 35-38, 41-43, 45-49, 61 в 6 мкр. "Пионерный", N4 по ул.Высоцкого в 6 мкр. "Пионерный", N7, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 22 "Солнечный", 25а и 26 в 5 мкр.
Как следует из заявления, Прокуратурой г.Пыть-Яха проведена проверка соблюдения Администрацией г.Пыть-Яха требований действующего законодательства, в ходе которой выявлено нарушение части 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодатель-ные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных по-ложений законодательных актов Российской Федерации" (далее - N255-ФЗ).
Заявитель указывает, что в нарушение части 4 статьи 7 N255-ФЗ, при наличии отказа Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры (далее - Жилстройнадзор Югры) в выдаче лицензии управляющей компании (также, в случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель до 01.04.2015 не обратилось в Службу за получением лицензии), Администрацией г.Пыть-Яха не уведомлены об этом собственники многоквартирных домов, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо, а также не организовано собрание собственников многоквартирных домов для решения вопроса о выборе способа его управления в течение 15 дней с момента отказа.
По результатам рассмотрения заявления, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело N05-06-57/2015 по признакам нарушения Администрацией г.Пыть-Яха части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 18.12.2015 N186.
Определением о назначении дела (исх.N05-06/ИП-7124 от 18.12.2015 г.) рассмотрение дела назначено на 28.12.2015 года, у Администрации г.Пыть-Яха истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела. Настоящим определением к участию в деле, в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью Специализированное предприятие "Лифтехсервис" (далее - ООО СП "Лифттехсервис") общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Югорчанка" (далее - ООО УК "Югорчанка"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Региональная строительная компания" (далее - ООО УК "РСК").
28.12.2015 года, Комиссией объявлен перерыв в заседании комиссии до 15 час. 00 мин. 30.12.2015 года.
30.12.2015 года, Комиссия, изучив материалы дела, пояснения лиц участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 7 N255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Частью 4 статьи 7 N255-ФЗ, предусмотрено, что в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жи-лищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление дан-ной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в поряд-ке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ре-дакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственни-ков помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помеще-ний в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реа-лизовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении от-крытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение од-ного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Как следует из материалов дела, 27.03.2015 г. управляющая организация ООО СП "Лифттехсервис" обратилась в Жилстройнадзор Югры с заявлением (N27-Вх-1162) о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 1, 2а, 6 - 15, 19, 21, 22 - 28, 31 - 37, 40 - 45, 48, 50, 51, 52, 53 - 55, 56, 58, 59, 72, 74, 76, 906, 95, 96, 98 - 100, 102 в 3 мкр., N 3, 12, 14 по ул. Семена Урусова, N 18, 21 и 27 по ул. Святослава Федорова, N 8 по ул. Романа Кузоваткина, N 50 по ул. Магистральная, N 5, 7 и 9 по ул. Сергея Есенина, N 1,3, 4, 5, 7, 7а, 8, 8а, 10, 16 - 18, 24 - 27, 31, 32, 35 - 38, 41, 43, 45 - 49, 61 в 6 мкр. г. Пыть-Ях.
В соответствии с приказом Жилстройнадзор Югры от 30.04.2015 N5-л в выдаче лицензии данной организации было отказано (п.2 приказа).
02.04.2015 г. (27-Вх-1368) в Жилстройнадзор Югры с заявлением о получении лицензии на управление многоквартир-ными домами N7, 10, 12, 22, 25А и 26 в 5 мкр. г. Пыть-Яха обратилась управля-ющая организация ООО УК "РСК".
В соответствии с приказом Жилстройнадзора Югры от 30.04.2015 г. N5-л в выдаче лицензии на пра-во осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквар-тирными домами данной организации отказано.
27.03.2015 г. в Жилстройнадзор Югры с заявлением о получении лицензии на управление многоквартир-ными домами N17, N18, N19 5 мкр. г.Пыть-Яха обратилась управляющая компания ООО "Югорчанка".
В соответствии с приказом Жилстройнадзора Югры от 30.04.2015 г. N5-л принято решение о выдаче данной организации лицензии на пра-во осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквар-тирными домами.
Также как следует из материалов дела, в отношении многоквартирных домов N30 МБПТОиКО; N 19 во 2 мкр. N3 СУ-17, N3 СУ-926, 19, 23, 24а, 25 и 83 в 8 мкр. "Горка"; N1, 1а, 5, 5а, 10, 10а, 11, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 31, 44, 45 в 10 мкр. "Мамонтово"; N37 по ул.Комплексная в 10 мкр.; N4 по ул. Высоцкого в 6 мкр. "Пионерный" г. Пыть-Яха заявлений от какой-либо управляющей организации не поступало.
Пунктом 4 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
Согласно пункту 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
При этом, согласно пункту 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 4.1. статьи 161 ЖК РФ информация о проведении открытого кон-курса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интер-нет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет").
В соответствии с пунктом 32 Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 года N75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", информация о проведении конкурса размещается органи-затором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведе-нии торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
Комиссией установлено, что письмом от 06.05.2015 г. N27-Исх-2977 к которому была приложена копия приказа от 30.04.2015 г. N5-л "О выдаче лицензии", Жилстройнадзор Югры уведомил Администрацию г.Пыть-Яха об отказе ООО УК "РСК" и ООО "Лифттехсервис" в выдаче лицензий на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Также Комиссией установлено, что информация об отказе и выдачи лицензий на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами размещается на официальном сайт Жилстройнадзора Югры jsn.admhmao.ru (далее - официальный сайт).
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте, приказ от 30.04.2015 г. N5-л "О выдаче лицензии" опубликован 04.05.2015 г., информация о нем также отражена в списке управляющих компаний, подавших заявление на получение лицензии.
Указанное свидетельствует о возможности Администрации г.Пыть-Яха оперативно отслеживать информацию о результатах рассмотрения поданных управляющими организациями города заявлений о выдаче лицензий и своевременно при-нимать меры для созыва общих собраний собственников многоквартирных домов, объявлении и проведении открытых конкурсов.
Из материалов дела следует, что 01.07.2015 г. с нарушением 15-дневного срока, установленного частью 4 статьи 7 N255-ФЗ, Администрацией г.Пыть-Яха, объявлены открытые конкур-сы по отбору управляющей организации в домах N3 СУ-17, N3 СУ-926, 19, 23, 24а, 25 и 83 в 8 мкр. "Горка", N1, 1а, 5, 5а, 10, 10а, 11, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 31, 44, 45 в 10 мкр."Мамонтово", N37 по ул.Комплексная в 10 мкр.
Нарушение сроков установлено при объявлении 10.08.2015 г. открытого конкурса по отбору управляющих организаций для домов N1, 3, 4, 5, 6, 7, 7а, 8, 8а, 10, 16-18, 24-27, 31, 32, 35-38, 41-43, 45-49, 61 в 6 мкр. "Пионерный", N4 по ул. Высоцкого в 6 мкр."Пионерный".
Во исполнение требований части 4 статьи 7 N255-ФЗ, фактическое управление и содержание указанных многоквартирных домов с 01.05.2015 г. осуществляла управляющая организация ООО СП "Лифттехсервис".
В нарушение требований части 4 статьи 7 N255-ФЗ, при наличии отказа в выдаче лицензии ООО УК "РСК", с нарушением 15-дневного срока, 16.07.2015 г. Администрацией г.Пыть-Яха объявлены и проведены открытые конкурсы по отбору управля-ющих организаций для домов N7, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 22 "Солнечный", 25а и 26 в 5 мкр.
Управление и содержание домов N7, 10, 12, 22 "Солнечный", 25а и 26 в 5 мкр. г.Пыть-Яха в период с 01.05.2015 г. по 20.08.2015 г. осуществляло ООО УК "РСК".
Таким образом, с 01.05.2015 г. у Администрации г.Пыть-Яха возникла обязан-ность в течение 15 дней созвать общие собрания, объявить и провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций в многоквартирных домах N1, 2а, 6 - 15, 19, 21, 22 -28, 31 - 37, 40 - 45, 48, 50, 51, 52, 53 - 55, 56, 58, 59, 72, 74, 76, 906, 95, 96, 98 - 100, 102 в 3 мкр.; N3, 12, 14 по ул. Семена Урусова; N18, 21 и 27 по ул. Святослава Федорова; N8 по ул.Романа Кузоваткина; N50 по ул.Магистральная; N5, 7 и 9 по ул.Сергея Есенина; N1, 3, 4, 5, 7, 7а, 8, 8а, 10, 16 - 18, 24 - 27, 31, 32, 35 - 38, 41, 43, 45 - 49, 61 в 6 мкр.; N7, 10, 12, 22, 25А, 26 в 5 мкр. г. Пыть-Яха.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
Согласно части 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Материалами дела подтверждается, что Администрацией г.Пыть-Яха, проявлено бездействие, повлекшее ограничение конкуренции поскольку не проведение собраний собственников многоквартирных домов и не проведение конкурсных процедур предоставило управляющим компаниям (ООО УК "РСК", ООО СП "Лифттехсервис") преимущественные условия перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами.
Более того, указанное бездействие влечет нарушение права неопределенного круга лиц на добросовестную конкуренцию ввиду несоблюдения Администрацией г.Пыть-Яха порядка, предусмотрено частью 4, 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39, статьей 40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия Администрации города Пыть-Яха, выразившиеся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей компании в срок, установленный статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении многоквартирных домов N30 МБПТОиКО, N1, 2а, 6-15, 19, 21, 22-28, 31-37, 40-45, 48, 50, 51, 52, 53-55, 56, 58, 59, 72, 74, 76, 906, 95, 96, 98-100, 102 в 3 мкр., N3, 12, 14 по ул.Семена Урусова, N18, 21 и 27 по ул.Святослава Федорова, N8 по ул.Романа Кузоваткина, N50 по ул. Магистральная, N5, 7 и 9 по ул.Сергея Есенина, N 1,3, 4, 5, 7, 7а, 8, 8а, 9, 10, 16-18, 24-27, 31, 32, 35-38, 41, 43, 45-49, 61 в 6 мкр., N19 в 2 мкр., N3 СУ-17, N3 СУ-926, 19, 23, 24а, 25 и 83 в 8 мкр. "Горка"; N1, 1а, 5, 10, 10а, 11, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 31, 44, 45 в 10 мкр. "Мамонтово"; N 37 по ул.Комплексная в 10 мкр., N1, 3, 4, 5, 6, 7, 7а, 8, 8а, 10, 16-18, 24-27, 31, 32, 35-38, 41-43, 45-49, 61 в 6 мкр. "Пионерный", N4 по ул.Высоцкого в 6 мкр. "Пионерный", N7, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 22 "Солнечный", 25а и 26 в 5 мкр. в срок, установленный статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Обязательное для исполнения предписание Администрации города Пыть-Яха не выдавать, в связи с проведением открытых конкурсов по отбору управляющих организаций в отношении многоквартирных домов, а также в связи с самостоятельным выбором собственниками жилых помещений способа управления и управляющей компании.
3. Передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 05-06-57/2015 (опубликовано 21 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016