Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 21 января 2016 г. N РНП-55-11/2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<> - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
<> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленные бюджетным общеобразовательным учреждением города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 42" (далее - Заказчик) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Новострой Проект" (далее - Общество, ООО "Новострой Проект", подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора N 2015.181580 от 05.06.2015, заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0152300011915000280) (далее - электронный аукцион, договор N 2015.181580 от 05.06.2015),
в присутствии представителей:
Заказчика - <> (приказ о назначении на должность директора N 391-кр от 01.08.2014), <> (без доверенности);
Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) - <> (доверенность от 16.07.2015 N 5);
в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения, установила:
1. В соответствии с частями 2 и 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 12279 от 30.12.2015, вх. N 277э от 18.01.2016) материалы электронного аукциона, информация и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора N 2015.181580 от 05.06.2015.
Из представленных материалов и информации следует, что 21.04.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0152300011915000280 (далее - извещение) и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 599762,14 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2015 на участие в аукционе подано четырнадцать заявок; тринадцать участников закупки допущены к участию в электронном аукционе.
В протоколе проведения электронного аукциона от 15.05.2015 указано, что в аукционе принял участие один участник закупки с порядковым номером заявки 3 - ООО "Новострой Проект" с ценой контракта 596763,33 руб., при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 18.05.2015 следует, что аукцион в соответствии с частью 13 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе признан несостоявшимся, заявка участника ООО "Новострой Проект" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, ООО "Новострой Проект" признано победителем электронного аукциона.
05.06.2015 между Заказчиком и ООО "Новострой Проект" был заключен договор N 2015.181580 от 05.06.2015.
08.12.2015 в связи с нарушением условий, предусмотренных договором, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора N 2015.181580 от 05.06.2015 и 08.12.2015 указанное решение размещено на официальном сайте.
28.12.2015 на официальном сайте размещена информация о расторжении договора.
2. Омским УФАС России было направлено в адрес Общества (исх. от 18.01.2016 N 03-189э) письмо о представлении в срок не позднее 20.01.2016 письменных пояснений по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения договора с приложением подтверждающих документов, в данном письме также содержалось уведомление о рассмотрении 21.01.2016 в 10:00 час. настоящего обращения Заказчика.
На запрос Омского УФАС России Обществом представлены (вх. от 19.01.2016 N 338э) письменные пояснения следующего содержания:
"08.12.2015 года в адрес ООО "Новострой Проект" (далее Подрядчик) от БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 42" (далее Заказчик) направлено решение об одностороннем отказе от исполнения заказчиком договора N 2015.181580 на выполнение работ по ремонту кровли, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Дмитриева, 2/8 (извещение N 0152300011915000280), заключенного 05.06.2015 года на основании протокола подведения итогов электронного аукциона.
После заключения вышеуказанного договора ООО "Новострой Проект" назначило ответственное лицо на объект и готово было приступить к выполнению работ, однако, после выезда нашего специалиста было получено заключение о том, что кровля находится не в пригодном состоянии для выполнения данного вида работ, а именно, устройство плоских однослойных кровель из ПВХ мембран по утеплителю или разделительному слою с несущим основанием из бетона со варкой полотен. На данной кровле не был произведен демонтаж старого покрытия кровли и отсутствовала выравнивающая бетонная стяжка, о чем неоднократно в устной форме говорилось Заказчику.
ООО "Новострой Проект" произвело завоз необходимого материала, но затем он был вывезен с объекта из-за несогласия Заказчика включить в локальный сметный расчет демонтажные и бетонные работы при производстве мембранной кровли.
ООО "Новострой Проект" считает, что вина Подрядчика отсутствует, так как выполнить указанный вид работ не представлялось возможным".
К письменным пояснениям Обществом представлены копии следующих документов:
- письмо Заказчика (исх. от 20.07.2015 N 47) о применении штрафных санкций в случае, если работы по ремонту кровли не начнутся;
- гарантийные письма Общества от 20.07.2015 о начале выполнения работ на объекте с 10.08.2015, от 02.09.2015о выполнении работ на объекте с 15.09.2015 по 30.09.2015;
- претензия Заказчика (исх. от 14.08.2015 N 48) о невыполнении работ Обществом;
- уведомление Заказчика от 19.08.2015 N 52 о расторжении договора в одностороннем порядке;
- уведомление Заказчика от 08.12.2015 N 77 о расторжении договора в одностороннем порядке.
3. Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании части 6 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.6 договора от 05.06.2015 N 2015.181580 на выполнение подрядных работ установлено: "Расторжение Договора допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством".
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 05.06.2015 N 2015.181580 "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим договором срок выполнить работы по ремонту кровли (далее - работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим договором".
Пунктом 1.3 договора от 05.06.2015 N 2015.181580 установлено: "Срок (период) выполнения работ - 30 дней с момента заключения договора".
Учитывая, что договор N 2015.181580 был заключен 05.06.2015, то соответственно срок выполнения работ установлен по 05.07.2015 включительно.
26.06.2015 в адрес Заказчика поступило гарантийное письмо от ООО "Новострой Проект" (исх. от 25.06.2015 N 225/1), в котором Общество приняло обязательство завезти материал для выполнения работ по ремонту кровли и начать работу с 10.07.2015.
В связи с тем, что работы по выполнению ремонта кровли Обществом не были начаты, Заказчиком письмами от 03.07.2015 и 15.07.2015, направленными по адресу электронной почты Общества nsp213@mail.ru, указанному в договоре от 05.06.2015 N 2015.181580, были направлены уведомления о том, что, несмотря на гарантийные письма об отсрочке работ до 10.07.2015 и до 15.07.2015, работы не начаты, материал на объект не завезен. После чего Обществом вновь было направлено гарантийное письмо (исх. от 20.07.2015 N 264) об обязательствах завести материал и начать работу 10.08.2015.
Заказчиком неоднократно, а именно 20.07.2015 (исх. N 47), 14.08.2015 (исх. N 48), 18.08.2015 (исх. N 51) в адрес Общества направлялись претензии, в которых указывалось, что работы Обществом начаты не были, в связи с чем 19.08.2015 Заказчиком направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке (исх. N 52).
Согласно информации (вх.N 423 от 21.01.2016), представленной Заказчиком, уведомление от 19.08.2015 направлялось Заказчиком следующими способами:
1) 19.08.2015 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор 64412387008162) по адресу ООО "Новострой Проект", указанному в договоре N 2015.181580 от 05.06.2015: 644021, г. Омск, ул. Б. Хмельницкого, д. 232, корп. А;
согласно уведомлению о вручении данное почтовое отправление было получено <> по доверенности от 12.01.2015 N 125/1. Заказчиком 23.08.2015 получено подтверждение о вручении Обществу указанного почтового отправления;
2) телеграммой, направленной Заказчиком 20.08.2015:
"КОПИЯ ТЕЛЕГРАММЫ ОМСК 350/1113001 21 20/8 1000 = УВЕДОМЛЕНИЕ ТЕЛЕГРАФОМ644021 ОМСК УЛ Б ХМЕЛЬНИЦКОГО 232 КОРПУС А ДИРЕКТОРУ ООО НОВОСТРОЙ ПРОЕКТ= ДОГОВОР 2015 181580 05/06 2015 ОДНОСТОРОННЕЕ РАСТОРЖЕНИЕ С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО Г ОМСК 20 АВГУСТА 2015 Г СПЕЦИАЛИСТ <>";
к обращению Заказчика приложена копия квитанции о вручении следующего содержания:
"ОМСК 99/62609 31 21/8 09Ч5=ОМСК 123 ДМИТРИЕВА 2/8 ШКОЛА Ч2 ДИРЕКТОРУ= ТЕЛЕГРАММА ПОДАННАЯ ВАМИ ПО КВИТАНЦИИ 350/1113001 20/8 АДРЕСУ ХМЕЛЬНИЦКОГО 232 КОРПУС А ДИРЕКТОРУ ООО НОВОСТРОЙ ПРОЕКТ НЕ ДОСТАВЛЕНА ТАКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НЕТ =СПЕЦИАЛИСТ <> - НННН 09050637 21.08.2015 09.56";
3) 19.08.2015 по адресу электронной почты ООО "Новострой Проект nsp213@mail.ru.
При этом Комиссия отмечает, что согласно представленной копии скрин-шота из личного кабинета Заказчика уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке, размещенное 19.08.2015 на официальном сайте, имеет статус записи от 04.09.2015 "Недействительна".
При этом гарантийным письмом Общества (исх. N 327 от 02.09.2015) подрядчик гарантировал до 15.09.2015 завезти материал на объект и с 15.09.2015 до 30.09.2015 выполнить работы по ремонту кровли.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Представленные Заказчиком и Обществом документы однозначно свидетельствуют о том, что в установленные договором сроки Общество работы не выполнило, более того, даже не приступало к их выполнению, следовательно, нарушило существенные условия договора от 05.06.2015 N 2015.181580 о сроках выполнения работ.
В силу части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 26 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
08.12.2015 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и на официальном сайте размещено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке.
Уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке (исх. от 08.12.2015 N 77) направлено заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 64411292006553) по адресу ООО "Новострой Проект", указанному в договоре от 05.06.2015 N 2015.181580: 644021, г. Омск, ул. Б.Хмельницкого, д. 232, корп. А.
В уведомлении о расторжении договора в одностороннем порядке Заказчиком указаны основания расторжения:
"Согласно гарантийного письма N 327 от 02.09.2015 г. ООО "Новострой Проект" обязался выполнить работы в сроки от 15.09.2015 г. по 30.09.2015 г.
До настоящего времени Ваша организация не приступила к выполнению работ
На основании ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с вышеизложенным БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 42" извещает ООО "Новострой Проект", что договор N 2015.181580 от 05.06.2015 считается расторгнут с момента получения ООО "Новострой Проект" настоящего уведомления".
Из представленной в обращении Заказчика копии почтового уведомления следует, что письмо о расторжении договора в одностороннем порядке было получено 10.12.2015 <> по доверенности от 12.01.2015 N 125/1. Подтверждение о вручении Обществу указанного уведомления получено Заказчиком 17.12.2015.
08.12.2015 Заказчиком также Общество уведомлено телеграммой, копия текста которой приложена к настоящему обращению Заказчика, в которой указано: "УВЕДОМЛЕНИЕ ТЕЛЕГРАФОМ 644021 ОМСК УЛ Б ХМЕЛЬНИЦКОГО 232 КОРП А ДИРЕКТОРУ ООО НОВОСТРОЙ ПРОЕКТ ДОГОВОР 2015 181580 05/05 2015 ОДНОСТОРОННЕЕ РАСТОРЖЕНИЕ".
К обращению Заказчика приложена копия квитанции следующего содержания: "ОМСК 099/1Ч609 28 9/12 071 Ч=ОМСК 112 ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ ФЕДИНАХ АВ= ТЕЛЕГРАММА 112/601 8/12 ХМЕЛЬНИЦКОГО 232 КОРП А ДИРЕКТОРУ ООО НОВОСТРОЙ ПРОЕКТ НЕ ДОСТАВЛЕНА ПО УКАЗАННОМУ АДРЕСУ ТАКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НЕТ=МЕНЕДЖЕР <> - НННН 09073296 09.12.2015 07.27".
28.12.2015 опубликована информация о расторжении договора на официальном сайте.
Вместе с тем Комиссия считает, что действия Заказчика по принятию указанного решения о расторжении договора от N 2015.181580 от 05.06.2015 в одностороннем порядке не соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 95 Федерального закона о контрактной системе.
В результате осуществления проверки на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что сведения об ООО "Новострой Проект" не подлежат включению в реестр, поскольку пунктом 9.1 договора от 05.06.2015 N 2015.181580 было установлено: "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31.08.2015".
Таким образом, к моменту принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от договора, данный договор уже прекратил свое действие. Возможность же расторжения договора, срок действия которого истек, нормами гражданского законодательства Российской Федерации не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия решила:
Сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Новострой Проект" (ИНН 5506220842, 644021, г. Омск, ул. Б. Хмельницкого, д. 232, корп. А), представленные бюджетным общеобразовательным учреждением города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 42" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения договора от N 2015.181580 от 05.06.2015, заключенного по результатам, осуществления закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0152300011915000280), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<> |
Члены Комиссии: |
<> <> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 января 2016 г. N РНП-55-11/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016