Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 20 января 2016 г. N А4-16/14
Резолютивная часть решения оглашена "30" декабря 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "20" января 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Дедова Е.Н. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
Козырева М.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
Великанова Е.Г. - специалист 1-го разряда отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
в присутствии представителя ООО "ТЭКО-Сервис" <__>
в отсутствие заявителя, представителей администрации города Тамбова, уведомленных о рассмотрении дела,
рассмотрев дело по признакам нарушения ООО "ТЭКО-Сервис" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление гр.<__> на действия ООО "ТЭКО-Сервис" при оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
Заявитель сообщает, что ООО "ТЭКО-Сервис" необоснованно повысило тариф на вывоз ТБО на 95,7 %, безосновательно увеличило норму накоплений ТБО, неправомерно включило в тариф на вывоз ТБО затраты по подбору ТБО в 5 - метровой зоне вокруг контейнерной площадки и промывке контейнеров.
В связи с наличием признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО "ТЭКО-Сервис" было возбуждено настоящее дело.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.
Кроме того, рассмотрение дела приостанавливалось определением от 05.02.2015 до рассмотрения судебного дела N А64-5376/2014. Определением от 14.10.2015 рассмотрение дела возобновлено.
Гр.<__> на рассмотрении дела (17.10.2014, 19.12.2014) сообщил, что по ул. Новоселов, ул. Щорса, ул. Правды г. Тамбова тариф на услугу по вывозу ТБО до июля 2013 года составлял 61 руб. 26 коп. с 1-го человека, а с июля 2013 года - 119 руб. 89 коп. с 1-го человека, т.е. произошел рост на 58 руб. 63 коп. или на 95, 7 %. Заявитель считает, что стоимость услуги по вывозу ТБО завышена, в том числе путем неправомерного включения затрат на уборку контейнерных площадок в радиусе 5 метров и промывку контейнеров, поскольку в частном секторе, где он проживает, отсутствуют контейнерные площадки, сбор ТБО осуществляется машиной два раза в неделю. Также считает неправомерным увеличение нормы накопления ТБО, поскольку документальные подтверждения, обосновывающее увеличение нормы накопления, отсутствуют.
Представитель ООО "ТЭКО-Сервис" на рассмотрении дела сообщил следующие обстоятельства.
При начислении платы за вывоз ТБО гр.<__> была допущена техническая ошибка, вместо бестарного способа вывоза ТБО начисление производилось как при контейнерном способе вывоза. В июле 2014 года данная ошибка устранена, сделан перерасчет с июля 2013 года. Включение в стоимость услуг по вывозу ТБО затрат по подбору ТБО в 5 - метровой зоне вокруг контейнерной площадки и помывке контейнеров обусловлено необходимостью соблюдения обязательных требований, действующих по состоянию на 01.07.2013. Так, в соответствии с Положением о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов (утв. решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949), собственники контейнерной площадки (контейнеров) и других емкостей-накопителей временного хранения либо уполномоченные ими лица обеспечивают уборку территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим емкостям - накопителям хранения. Границы территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим местам - накопителям временного хранения, подлежащие уборке лицами, определяются постановлением Администрации города Тамбова, но не менее 5 метров.
Несмотря на то, что вышеназванные нормы были отменены с 03.12.2013 Решением Тамбовской городской Думы, это не могло повлечь автоматического изменения условий договора между ООО "ТЭКО-Сервис" и потребителями, поскольку согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовыми актами, действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Информирование жителей г. Тамбова об изменении норм накопления и цены вывоза ТБО осуществлялось путем публикации в газете "Наш город Тамбов" и размещения информации на обратной стороне платежных квитанций. Увеличение стоимости услуги по вывозу ТБО произошло в результате увеличения нормы накопления с 0,208 до 0,2875 куб.м/чел. в месяц. По результатам проведенной независимой экспертизы было установлено несоответствие фактических объемов образования отходов жителями индивидуального жилого фонда нормативным объемам. В связи с этим, потребителям было предложено привести договорные объемы вывоза отходов в соответствии с фактическими с 01.07.2013.
Договор на оказание услуг по вывозу ТБО заключен ООО "ТЭКО-Сервис" с потребителями путем публикации публичной оферты в газете "Наш город Тамбов" и последующего акцепта данной публичной оферты путем оплаты оказанных услуг потребителями. Возможность такого заключения договора установлена п.2 ст. 437 ГК РФ. Потребитель вправе отказаться от заключения договора с ООО "ТЭКО-Сервис" как путем неоплаты оказанных услуг (молчание), так и путем направления соответствующего обращения в адрес Общества.
В ходе рассмотрения дела определением об отложении рассмотрения дела N А4-16/14, о продлении срока рассмотрения дела и о привлечении лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства от 21.10.2014, для участия в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, была привлечена администрация города Тамбова.
Представитель администрации города Тамбова на рассмотрении дела (28.11.2014, 19.12.2014) сообщил, что администрация города ведет реестр контейнерных площадок по улицам города Тамбова, которые являются муниципальными. Сведениями о других собственниках контейнерных площадок в городе Тамбове администрация города Тамбова не располагает. ООО "ТЭКО-Сервис" по вопросу закрепления земельных участков, на которых находятся их контейнерные площадки, в администрацию города Тамбова не обращалось. Что касается контейнерных площадок, расположенных на территории улиц Щорса, Правды, Новоселов, то 5 - метровая зона вокруг этих контейнерных площадок является муниципальной.
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
1. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе не допускается установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).
По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по вывозу (транспортировке) ТБО, проведенного Тамбовским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N220, далее - Порядок, доля Общества на рассматриваемом рынке составляет 98,1 %.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка продуктовые границы товарного рынка определены как "услуга по вывозу (транспортировке) твердых бытовых (коммунальных) отходов".
Географические границы анализируемого товарного рынка согласно пункту 4.5 Порядка с учетом экономической, технической или иной возможности приобретения услуг по вывозу (транспортировке) ТБО определены административными границами г. Тамбова и Тамбовского района.
Продавцами на рынке услуг по вывозу (транспортировке) ТБО в г. Тамбове и Тамбовском районе являются следующие хозяйствующие субъекты:
1. ООО "ТЭКО-Сервис" (392013, г. Тамбов, ул. Набережная, 16).
2. ООО "Трансэкосервис" (392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, 21 А).
3. ООО "Чистый Город" (392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, 21 А).
4. Муниципальное Бюджетное Учреждение "Спецдорсервис" (392000, г. Тамбов, проезд Монтажников, д. 3).
Покупателями услуг по вывозу (транспортировке) ТБО являются граждане, управляющие организации многоквартирных домов, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и другие хозяйствующие субъекты, в процессе жизнедеятельности которых образуются твердые бытовые (коммунальные) отходы.
По результатам выборочного опроса хозяйствующих субъектов (управляющих организаций многоквартирных домов г. Тамбова), пользовавшихся услугами по вывозу (транспортировке) ТБО г. Тамбова следует, что у большинства заключены договоры на вывоз (транспортировку) ТБО с ООО "ТЭКО-Сервис", и только у двух респондентов заключены договоры как с ООО "ТЭКО-Сервис", так и с ООО "Чистый Город". Большинство опрошенных ответили, что не имеют возможности выбора организации, оказывающей услуги по вывозу (транспортировке) ТБО, в связи с отсутствием у других организаций, помимо ООО "ТЭКО-Сервис", технической возможности увеличения объема вывоза ТБО.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, положение ООО "ТЭКО-Сервис", доля которого на рынке услуг по вывозу (транспортировке) ТБО в географических границах города Тамбова и Тамбовского района составляет более 50 %, признается доминирующим.
Следовательно, на ООО "ТЭКО-Сервис" при оказании услуг по вывозу (транспортировке) ТБО распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
2. ООО "ТЭКО-Сервис" опубликовало в газете "Наш город Тамбов" (от 31.05.2013 N 38 (843) публичную оферту о внесении с 1 июля 2013 года изменений в договор оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов (опубликован в газете "Наш город Тамбов" N 21 от 21.05.2007)" для собственников жилых помещений города Тамбова (жилых домов, их частей, комнат в жилых домах).
В данной публичной оферте сообщалось, что цена вывоза 1 кубического метра ТБО (КГО) составляет:
- при сборе ТБО бестарным способом - 320 (Триста двадцать) рублей 55 копеек, в т.ч. НДС 18 %;
- при сборе ТБО контейнерным способом - 417 (Четыреста семнадцать) рублей 01 копеек, в т.ч. НДС 18 % (пункт 4 публичной оферты).
В обязанность Исполнителя (ООО "ТЭКО-Сервис") входит, в том числе уборка ТБО с территории контейнерных площадок, а также прилегающей к контейнерным площадкам территории (в пределах 5-ти метров) в момент погрузки ТБО (пункт 1.3 Договора).
Норма накопления ТБО (КГО) на один квадратный метр общей площади жилого помещения составляет 0,1573 куб. м. в год, норма накопления ТБО (КГО) на одного человека составляет 3,45 куб. метра в год (пункт 3.2 Договора).
Также, ООО "ТЭКО-Сервис" в публичной оферте сообщало, что договор оказания услуг по вывозу ТБО считается измененным с даты оплаты после 01.07.2013 квитанции, предоставленной МУП "Единый расчетный центр". На основании статьи 425 Гражданского кодекса РФ условия указанного договора с изменениями будут применяться к отношениям по вывозу ТБО, сложившимся с 1 июля 2013 года между ООО "ТЭКО-Сервис" и собственниками жилых помещений.
Аналогичную публичную оферту ООО "ТЭКО-Сервис" опубликовало в газете "Наш город Тамбов" (от 31.05.2013 N 38 (843) для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление.
2 июля 2013 года ООО "ТЭКО-Сервис" направило в адрес МУП "Единый расчетный центр", оказывающее услуги по формированию и печати платежных документов (квитанций) на оплату жилищно-коммунальных услуг, письмо (исх. от 02.07.2013 N 543 вх. от 02.07.2013) с информацией по лицевым счетам с разбивкой на контейнерный и бестарный способы вывоза, и просило произвести начисление оплаты за услуги ТБО собственникам индивидуального жилищного фонда с 01.07.2013 по новому тарифу в соответствии с применяемым способом сбора.
Согласно приложению к данному письму, в отношении частного дома N28 по ул. Новоселов определен способ обслуживания как контейнерный, размер платы с 01.07.2013 установлен в размере 119 руб. с чел.
Согласно платежно-расчетному документу на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставленному гр.<__> за вывоз ТБО рассчитана сумма исходя из тарифа 119,89 руб. с чел.
По данным ООО "ТЭКО-Сервис" (исх. от 09.06.2014 N 655, вх. от 09.06.2014 N 4432) договор на оказание услуг по вывозу ТБО заключен Обществом с Потребителями (в том числе с гр.<__>) на основании публичной оферты. Жилой дом по ул. Новоселов г. Тамбова, 28 закреплен за контейнерной площадкой, расположенной на перекрестке ул. Новоселов и бул. Энтузиастов. При этом, поскольку дом по ул. Новоселов, 28 находится на границе зон контейнерного и бестарного обслуживания, ООО "ТЭКО-Сервис" готово перевести гр.Липецкого А.Г. по его заявлению на тариф бестарного обслуживания, если он фактически пользуется услугами бестарного вывоза.
Позже ООО "ТЭКО-Сервис" сообщило, что 26.06.2014 поступило заявление от гр. Липецкого А.Г. о переводе его на тариф бестарного обслуживания и проведении перерасчета с июля 2013 года. Соответствующий перерасчет будет произведен в июле 2014 года (исх. от 01.07.2014 N 768, вх. от 02.07.2014 N 5289). В июле 2014 года соответствующий перерасчет был произведен Обществом.
Согласно прейскурантам на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории Тамбовского сектора 2012 - 2013 годов, представленным ООО "ТЭКО-Сервис", тарифы на услуги по вывозу ТБО на территории г. Тамбова составляли:
Nп/п |
Наименование услуг |
Емкость (куб.м) |
Стоимость услуг (с НДС), руб. |
Примечание |
||
2012 год
|
2013 год
|
|
||||
1 |
Вывоз и захоронение ТБО (твердых бытовых отходов) |
от мусоропроводных камер |
- |
230,20 руб./куб.м |
230,20 руб./куб.м |
при вывозе ТБО с периодичностью 3 |
237,10 руб./куб.м |
237,10 руб./куб.м |
при ежедневном вывозе ТБО (в соответствии с требованиями СанПиН) |
||||
из металлических контейнеров
|
0,75 куб.м |
210 руб./куб.м |
210 руб./куб.м |
|
||
из контейнеров заглубленного типа
|
5,0 куб.м 2,7 куб.м |
180 руб./куб.м |
180 руб./куб.м |
|
||
при бестарном способе отходов
|
- |
225 руб./куб.м |
225 руб./куб.м |
при вывозе ТБО С периодичностью 2 |
||
- |
237,10 руб./куб.м |
237,10 руб./куб.м |
при ежедневном ТБО |
|||
2 |
Аренда имущества "Исполнителя" |
металлических контейнеров (новых) |
0,75 куб.м |
400 руб./кон. |
400 руб./кон. |
за месяц |
металлических контейнеров (б/у) |
0,75 куб.м |
300 руб./кон. |
300 руб./кон. |
за месяц |
||
3 |
Подбор ТБО* |
внутри площадки для контейнеров |
|
770 руб./кон. |
770 руб./кон. |
за месяц, из расчета на 1 контейнер |
4 |
Промывка мусоросборников** |
металлических контейнеров |
0,75 куб.м |
350 |
руб./конт. |
|
контейнеров заглубленного типа |
5 куб.м |
3000 руб./кон. |
3000 руб./кон. |
|
||
2,7 куб.м |
2500 руб./кон. |
2500 руб./кон. |
|
*-осуществляется при выгрузке ТБО из контейнеров в мусоровоз.
** - при пользовании контейнерами ООО "ТЭКО-Сервис", автоматически начисляется плата за их помывку (исключение составляет сданное в аренду имущество "Исполнителя").
Из приведённой таблицы следует, что тарифы на услугу по вывозу ТБО в 2013 году по сравнению с 2012 годом не изменились.
На запрос Тамбовского УФАС России (исх. от 23.05.2014 N 58-4-07/2053) ООО "ТЭКО-Сервис" сообщило (вх. от 09.06.2014 N 4432), что с 01.07.2013 во взаиморасчетах с жителями индивидуального жилого фонда за оказанные услуги по вывозу ТБО произошли следующие изменения:
Тариф на вывоз 1 куб.м ТБО |
Норма накопления с 1 чел., куб.м/мес. |
Стоимость вывоза ТБО в месяц с 1 чел., руб. |
до 01.07.2013 | ||
294,50 |
0,208 |
61,26 |
с 01.07.2013 | ||
417,01 (при контейнерном способе вывоза) |
0,2875 |
119,89 (при контейнерном способе вывоза) |
320,50 (при бестарном способе вывоза) |
|
92,14 (при бестарном способе вывоза) |
Тем самым, увеличение платы за услуги по вывозу ТБО с 61,26 руб./чел. до 119,89 руб./чел. что составляет 95,7 % (при контейнерном способе вывоза), произошло в результате увеличения нормы накопления с 0,208 до 0,2875, также увеличен тариф на вывоз ТБО с 294,50 руб./куб.м до 417,01 руб./куб.м, что составляет 41,6 % (при контейнерном способе вывоза).
ООО "ТЭКО-Сервис" представлен расчет стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов от жителей, проживающих в индивидуальном жилищном фонде с приусадебными участками г. Тамбова (в соответствии с Прейскурантом от 01.03.2013) (вх. 02.07.2014 N 5289):
N п/п |
Услуги/работы |
Ед. изм. |
Тариф |
Вывоз ТБО и КГО |
|
Тарно |
Бестарно |
||||
|
Сбор и вывоз ТБО |
|
|
|
|
|
Среднемесячный объем вывоза ТБО |
куб./мес. |
|
4852 |
7277 |
1. |
Стоимость вывоза и захоронения ТБО |
руб./мес. |
тарно 210 бестарно 255 |
1 018 833 |
1 637 409 |
2. |
Стоимость подбора ТБО внутри площадки |
руб./мес. |
770 |
163 240 |
- |
3. |
Стоимость подбора ТБО в 5 м зоне вокруг площадки |
руб./мес. |
2 190 |
464 280 |
- |
4. |
Промывка контейнеров |
руб./мес. |
350 |
129850 |
- |
|
ИТОГО |
руб./мес. |
|
1 776 203 |
1 637 409 |
|
Сбор и вывоз КГО |
|
|
|
|
|
Среднемесячный объем вывоза КГО |
куб./мес. |
|
1844 |
2752 |
в т.ч. с использованием бункеров - накопителей (8 куб.м) |
30% |
545 |
0 |
||
|
Бестарно |
70% |
1299 |
2752 |
|
5. |
Стоимость вывоза и захоронения КГО |
руб./мес. |
|
1 015 787 |
1 577 379 |
с использованием бункеров-накопителей (8 куб.м) |
433,10 |
235 946 |
- |
||
пользование бункеров накопителей (8 куб.м) |
2 300 |
35 276 |
- |
||
бестарно (с учетом поправочного коэффициента 1,08) |
530,80 |
744 565 |
1 577 379 |
||
|
ИТОГО |
руб./мес. |
|
1 015 787 |
1 577 379 |
|
|
руб./мес. |
|
2 791 990 |
3 214 789 |
|
руб./куб.м |
|
417,01 |
320,55 |
Согласно представленному расчету, в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО и КГО включена стоимость подбора ТБО в 5 - метровой зоне вокруг площадки в размере 2190 руб./м (при контейнерном способе вывоза ТБО).
Решением Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 N 833 введено Положение о порядке сбора, вывоза, вывода, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов (далее - Положение), являющееся приложением к правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов.
Пунктом 2 части 2 статьи 4 Положения установлено, что собственники контейнерной площадки (контейнеров) и других емкостей-накопителей временного хранения либо уполномоченные ими лица обеспечивают уборку территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим емкостям - накопителям хранения.
Частью 6 статьи 4 Положения предусмотрено, что границы территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим местам - накопителям временного хранения, подлежащие уборке лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, определяются постановлением Администрации города Тамбова, но не менее 5 метров.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 11.06.2013 по делу N 2-1621/2013 признаны недействующими со дня их принятия пункт 2 части 2 статьи 4 и часть 6 статьи 4 Приложения к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденные решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949, в редакции от 26.12.2012 N 833. Данное решение вступило в законную силу 16.09.2013. Суд указал, что возложение на собственников, владельцев, пользователей обязанности по содержанию территории, уборке прилегающей к контейнерной площадке территории, не находящейся в их собственности, владении, пользовании, является незаконным. Данная позиция отражена в определении Верховного суда РФ от 30.05.2012 N81-АПГ12-1.
Решением Тамбовской городской Думы от 27.11.2013 N 1091 пункт 2 части 2 статьи 4 и часть 6 статьи 4 Приложения к Правилам благоустройства признаны утратившими силу.
По данным администрации города Тамбова (исх. от 18.11.2014 N 2-30-5410/14, вх. от 19.11.2014 N 11305, исх. от 15.12.2014 N 2-30-5410/14-1, вх. от 15.12.2014 N 12611, исх. от 03.02.2015 N 2-30-10/15, вх. от 03.02.2015 N 990), места сбора ТБО и способы их вывоза на территории города Тамбова определяются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "санитарные правила содержания территории населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 N 4690-88. Администрацией города Тамбова места сбора ТБО и КГО по Б. Энтузиастов на пересечении с ул. Щорса, ул. Правды, ул. Новоселов не определены, поскольку по данным адресам сбор мусора осуществляется бестарным способом, сведениями о собственниках контейнеров для сбора ТБО, установленных по Б. Энтузиастов на пересечении с ул. Щорса, ул. Правды, ул. Новоселов г. Тамбова, администрация не располагает. В настоящее время администрацией ведется работа по выявлению владельцев данных контейнеров.
Также администрация сообщила, что права на земельные участки, на которых размещены контейнеры для сбора ТБО, принадлежащие ООО "ТЭКО-Сервис", в том числе на пересечении улиц Щорса, Правды, Новоселов и бул. Энтузиастов, администрацией города Тамбова не представлялись. Указанные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
По данным ООО "ТЭКО-Сервис" (исх. от 15.12.2014), места сбора ТБО и КГО по Б.Энтузиастов на пересечении с ул. Щорса, ул. Правды, ул. Новоселов г.Тамбова определены комиссией Комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова актом от 09.09.2010 (копия акта имеется в материалах дела). Земельные участки под местами сбора ТБО и КГО по Б.Энтузиастов на пересечении с ул. Щорса, ул. Правды, ул. Новоселов г.Тамбова ООО "ТЭКО-Сервис" не принадлежат.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (пункт 25 части 1).
Под благоустройством территории городского округа в силу статьи 2 вышеуказанного закона понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
По данным ООО "ТЭКО-Сервис" (исх. от 02.02.2015, вх. от 02.02.2015 N 961) земельные отношения с администрацией города Тамбова на размещение контейнеров, принадлежащих ООО "ТЭКО-Сервис" и предназначенных для обслуживания индивидуального жилищного фонда, не оформлены, поскольку контейнеры являются оборудованием, размещение которого носит временный характер, контейнеры установлены в интересах жителей города Тамбова в местах общего пользования и относятся к элементам благоустройства города.
Учитывая, что земельные участки, расположенные в 5 м зоне вокруг контейнерной площадки (контейнеров), не находятся в собственности (пользовании) ООО "ТЭКО-Сервис", то у Общества отсутствует обязанность по подбору ТБО в 5 м зоне вокруг контейнерной площадки.
В ходе рассмотрения дела ООО "ТЭКО - Сервис" опубликовало в газете "Наш город Тамбов" от 25.11.2014 N 87 (989) публичную оферту "О внесении изменений в договор оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов (опубликован в редакции от 01.07.2012 в газете "Наш город Тамбов" N39 (754) от 29.05.12) согласно которой с 01.01.2015 обязанность Исполнителя по вывозу ТБО по уборке территории прилегающей к контейнерным площадкам территории в пределах 5-ти метров исключена.
Таким образом, ООО "ТЭКО-Сервис" неправомерно включало в расчет тарифа на вывоз ТБО затраты по подбору ТБО в 5 м зоне вокруг площадки в размере 2190 руб./мес. (при контейнерном способе вывоза ТБО), чем ущемляло интересы граждан, поскольку они оплачивали работы, которые не являются обязательными и необходимыми ни для ООО "ТЭКО-Сервис", ни для граждан.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО "ТЭКО-Сервис" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действиями по ущемлению интересов лиц - жителей индивидуального жилого фонда, в том числе гр.<__> путем неправомерного включения в тариф на вывоз ТБО затрат по подбору ТБО в 5 м зоне вокруг площадки в размере 2190 руб./мес. (при контейнерном способе вывоза ТБО).
3. Увеличение стоимости услуги по вывозу ТБО с 01.07.2013 с 61,26 руб./чел. до 119,89 руб./чел., что составляет 95,7 % (при контейнерном способе вывоза), произошло в результате увеличения нормы накопления с 0,208 до 0,2875, также увеличен тариф на вывоз ТБО с 294,50 руб./куб.м до 417,01 руб./куб.м, что составляет 41,6 % (при контейнерном способе вывоза).
По данным ООО "ТЭКО-Сервис", данное увеличение норм накоплений подтверждается проведенной независимой экспертизой от 29.03.2013.
Комиссия Тамбовского УФАС России не может согласиться с обоснованностью и доказанностью увеличения норм накоплений с 0,208 до 0,2875 куб.м./мес. с 1 чел. в силу следующего.
В рамках рассмотрения судебного дела N64-1183/2014 рассматривался вопрос о правомерности принятия администрацией г. Тамбова постановления от 28.06.2013 N 5490 "О введении в действие рекомендуемых норм накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда".
В приложении к постановлению администрации г.Тамбова указаны нормы накопления твердых бытовых отходов для населения, проживающего в жилищном фонде:
N п/п |
Категория жилищного фонда |
Норма накопления, м3 |
||
1. |
Многоквартирный жилищный фонд |
на 1 кв.м |
в год |
0,1256 |
в месяц |
0,0105 |
|||
2. |
Индивидуальный жилищный фонд с приусадебными участками |
на 1 кв.м |
в год |
0,1573 |
в месяц |
0,0131 |
|||
на 1 чел. |
в год |
3,45 |
||
в месяц |
0,2875 |
Суд первой инстанции указал, что постановление администрации г. Тамбова от 28.06.2013 No5490 было принято по результатам проведенной ООО "Экоаудит и инновации" экспертизы удельных объемов накопления ТБО на территории г. Тамбова от 29.03.2013, которой были учтены показатели деятельности только одного хозяйствующего субъекта ООО "ТЭКО-Сервис" при наличии иных организаций, оказывающих услуги по вывозу ТБО в г. Тамбове (ООО "Чистый город" и ООО МБУ "Спецдорсервис"), в связи с чем, суд Тамбовской области пришел к выводу, что рекомендуемые нормы накопления ТБО для жилищного фонда нельзя считать надлежащими.
Суды апелляционной, кассационной и высшей инстанций оставили без изменения решение суда первой инстанции.
В материалы настоящего дела ООО "ТЭКО-Сервис" в обоснование увеличения норм накоплений ТБО представлена экспертиза удельных объемов накопления ТБО на территории г. Тамбова от 29.03.2013, проведенная ООО "Экоаудит и инновации" в период первого квартала 2013 года, на основе статистических данных сбора и вывоза отходов за период 2011 - 2012 годы. Другие документы и информация, подтверждающие увеличение объема образующихся ТБО у жителей, в том числе у гр.<__> Обществом не представлены.
Таким образом, ООО "ТЭКО-Сервис" необоснованно увеличило с 01.07.2013 норму накопления ТБО с 0,208 до 0,2875 куб.м./мес. с 1 чел, что привело к значительному росту стоимости вывоза ТБО для жителей индивидуального жилого фонда.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что действия ООО "ТЭКО-Сервис" по необоснованному увеличению норм накоплений ТБО, приведшему к увеличению стоимости вывоза ТБО, ущемляет интересы лиц, в том числе Липецкого А.Г., что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (пункт 1 статья 435 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Публичная оферта должна отвечать всем признакам оферты, указанным в статье 435 Гражданского Кодекса Российской Федерации, отличие в том, что оферта обращена к неопределенному кругу лиц, соответственно, в ней выражается воля оферента заключить договор с любым кто отзовется.
Согласно части 1 статья 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон (часть 2 статьи 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (часть 3 статьи 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Однако, частью 4 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (далее - Правила N155).
Согласно пункту 7 Правил N155 заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.
Согласно пункту 4 Правил N 155 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу пункта 14 Правил N155 исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами.
Заказ на услуги по вывозу ТБО в письменной форме путем составления документа (договора, квитанции, талона и т.п.) с собственниками жилых помещений, в том числе с гр. Липецким А.Г., ООО "ТЭКО-Сервис" не оформлялся. Соответственно, цена, порядок оплаты и другие условия вывоза ТБО, в том числе объемы вывоза, нормы накопления ТБО, сторонами не согласовывались.
В связи с чем, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что действия ООО "ТЭКО-Сервис" по выставлению в ежемесячных платежно-расчетных документах сумм к оплате за вывоз ТБО, увеличение нормы накоплений ТБО в одностороннем порядке без оформления письменного заказа на данную услугу, ущемляет интересы лиц, в том числе гр. Липецкого А.Г., что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
5. ООО "ТЭКО-Сервис" использует в своей хозяйственной деятельности способ заключения договоров на услуги по вывозу ТБО путем опубликования в газете "Наш город Тамбов" публичных оферт о заключении договора оказания услуг по вывозу ТБО. Дальнейший порядок предусматривает включение услуги по вывозу ТБО в единую квитанцию на оплату жилищно-коммунальных для жителей г. Тамбова, после оплаты которой договор считается заключенным, на протяжении неопределенного периода времени.
Так, Общество публичные оферты о заключении договора оказания услуг по вывозу ТБО и внесении изменений в него опубликовывало в следующих номерах газеты "Наш город Тамбов": от 21.05.2007 N21, от 21.07.2009 N 53, от 29.05.2012 N 39(745), от 31.05 2013 N38(843), от 25.11.2014 N87(989). Об изменениях цены вывоза одного куб. метра ТБО Общество публиковало информацию также в газете "Наш город Тамбов" в следующих номерах: от 03.12.2007 N 49, от 30.11.2009 N 92, от 30.11.2010 N88(597).
Избранный ООО "ТЭКО-Сервис" способ заключения договоров на услуги по вывозу ТБО с собственниками жилых помещений г. Тамбова (жилых домов, их частей, комнат в жилых домах) и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление, не соответствует обязательным требованиям, установленным Правилами N155 и ограничивает право собственников жилых помещений на свободный выбор исполнителя услуг по вывозу ТБО.
Рассматриваемые действия ООО "ТЭКО-Сервис" направлены на сохранение и усиление доминирующего положения Общества на рынке услуг по вывозу ТБО, поскольку незаконный способ заключения договоров на вывоз ТБО с жителями г. Тамбова - выбор контрагента по договору Исполнителем услуги, а не наоборот, как предусмотрено Правилами N155, может привести к созданию препятствий доступа на рынок услуг по вывозу ТБО другим хозяйствующим субъектам, что приводит или может привести к недопущению, устранению и ограничению конкуренции на рынке.
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО "ТЭКО-Сервис" в отношении собственников жилых помещений г. Тамбова (жилых домов, их частей, комнат в жилых домах) и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление по опубликованию публичной оферты о заключении договора оказания услуг по вывозу ТБО и внесении изменении в него, и выставлению в единых квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг за вывоз ТБО без заключения договора, предусмотренного Правилами N155, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по вывозу ТБО в географических границах города Тамбова, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках рассмотрения судебного дела N А64-5376/2014 суды сделали вывод, что ни Федеральный закон от 30.04.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ни Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", ни Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" не содержат четких законопредписаний, которые бы устанавливали обязанность региональных регулирующих органов учитывать затраты операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на первичную переработку (сортировку) при регулировании тарифов на услуги организаций коммунального комплекса".
В ходе рассмотрения дела признаки нарушения ООО "ТЭКО-Сервис" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - установление и поддержание монопольно высокой цены на услуги по вывозу ТБО для собственников жилых помещений г. Тамбова (жилых домов, их частей, комнат в жилых домах) и для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление, не подтвердились.
Руководствуясь статьей 10, статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "ТЭКО-Сервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по вывозу (транспортировке) ТБО действиями по:
- неправомерному взиманию с потребителей услуг по вывозу ТБО г. Тамбова платы за уборку территории в радиусе 5 метров вокруг контейнерной площадки в составе тарифа за вывоз ТБО в период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года;
- несоблюдению установленного Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155) порядка заключения договоров на услуги по вывозу ТБО с собственниками жилых помещений г. Тамбова (жилых домов, их частей, комнат в жилых домах) и с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление,
что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по вывозу ТБО и ущемлению интересов лиц (в т.ч. гр.<__>).
2. Выдать ООО "ТЭКО-Сервис" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 1 марта 2016 года, а именно: обеспечить заключение договоров на услуги по вывозу ТБО в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155.
3. Сообщить об исполнении предписания в пяти дневный срок со дня его исполнения.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: С.В. Мазаева
Н.Н. Колодина
Е.Н. Дедова
М.А. Козырева
Е.Г. Великанова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 января 2016 г. N А4-16/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016