Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
(опубликовано 29 октября 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2010 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: - <_>
Члены комиссии:
<_>
<_>
<_>
В присутствии:
<_>- представителя ИП 1<_>, ИП2 <_>дов. <_>
<_> - представителя ИП1 <_> ИП 2<_>дов. <_>
рассмотрев дело N 189 по признакам нарушения ИП1 <_>,; ИП 2<_> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.06г. "О защите конкуренции" установила
Брянским УФАС России установлено, что 13,14 сентября 2010 года ИП 1 <_> ИП 2 <_> занимающиеся розничной реализацией сжиженного газа на АГЗС, на территории Брянской области синхронно установили одинаковые розничные цены на моторное топливо - газ сжиженный углеводородный.
Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами на рынке сжиженных углеводородных газов.
ИП 1 <_>12 сентября 2010 года цены на СУГ на АГЗС ИП 1<_> были изменены в сторону увеличения и составили:
- на АГЗС N 1, <_> -12,75 рублей/л (07.09.10 - 12,05 рублей/л; рост 5,8%);
- N 7 <_> - 12,75 рублей/л ( 07.09.10 - 12,05 рублей/л);
14 сентября 2010 года цены на СУГ на АГЗС ИП1 <_> были изменены в сторону снижения и составили:
- на АГЗС N 1, <_> -12,70 рублей/л.;
- N 7 <_>- 12,70 рублей/л;
ИП 2 <_>
13 сентября 2010 года цены на СУГ на АГЗС на АГЗС ИП2 <_>были изменены в сторону увеличения и составили:
- N 2 км. <_> -12,70 рублей/л (07.09.10г- 12,05 рублей/л);
- N 3 км. <_> -12,70 рублей/л (07.09.10г- 12,05 рублей/л);
- на АГЗС N 6, <_>- 12,70 рублей/л. (07.09.10г было 12,05 рублей/л; рост 5,4%);
- на АГЗС N 9, <_>- 12,70 рублей/л (07.09.10 - 12,05 рублей/л).
Цены на СУГ у ИП 1 <_> по сравнению с 12 сентября 2010 года снизились на 0,4% и оказались в одинаковом диапазоне с ИП2 <_>
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются cоглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
ИП1 <_>и ИП 2<_> синхронно на указанные даты:
а/ установили до одной величины розничную цену на СУГ, т.е до 12,70 руб/л;
б/ поддерживали на одном и том же уровне розничные цены на СУГвплоть до 11 октября 2010 года, следовательно, это соответствовало экономическим интересам каждого из них.
Следствием синхронного установления и поддержания одинакового уровня цен ИП1 <_> и ИП 2 <_>является устранение конкурентных отношений между ними, а именно - ценовой состязательности при розничной реализации СУГ.
Информация о ценах на АГЗС, на которых осуществляется розничная реализация СУГ публична и участники рынка, в том числе ИП 2<_> и ИП1 <_> отслеживают действия друг друга по установлению розничных цен на СУГ и корректируют цены на собственных АГЗС.
Как установлено, действия ИП2 <_> и ИП1 <_>по синхронному установлению одинаковых цен заранее были известны каждому из них, минуя письменные соглашения и договоренности, вследствие наличия и осознания каждым взаимного влияния друг на друга, влияния на общие условия обращения СУГ на рынке СУГ Брянской области.
Установлено, что закупочные цены на СУГ, приобретаемые участниками розничного рынка для дальнейшей реализации на АГЗС, в сентябре возросли по сравнению с предыдущим месяцем у ИП1 <_>на 2,6%, у ИП2 <_>на 2,6%, однако данный рост не мог привести к синхронному увеличению розничных цен на АГЗС указанных хозяйствующих субъектов, поскольку свою деятельность они осуществляют в разных экономических условиях.
На территории Брянской области нет газовых месторождений и заводов по переработке природного газа в СУГ. СУГ на территорию Брянской области поступает из других регионов.
В процессе рассмотрения дела участниками рынка СУГ розничные цены были изменены в сторону снижения, так на АГЗС N 1,7 ИП 1<_>11 октября с 12,70 руб/л до 12,45 руб/л; 14 октября на АГЗС N 1 с 12,45 руб/л до 12,10 руб/л.
На АГЗС ИП2 <_> N 2,3,6 12 октября 2010 года с 12,70 руб/л до 12,40 руб/л; на АГЗС N 9 12 октября с 12,70 руб/л до 11,40 руб/л; 14,15 октября 2010 года соответственно 11,10 руб/л и 10,60 руб/л.
При анализе представленных материалов установлено, что закупочная цена на СУГ для ИП1 <_> и ИП 2 <_>в сентябре увеличилась на 2,6%. В соответствии с приложением N <_>от 01.08.10 к договору N <_>от 28.01.2010 и <_>от 01.09.10 к договору N <_>от 28.01.10 между "ОАО "Газэнергосеть" и ИП <_> (Принципал ИП1 <_> и ИП 2<_>) цена на СУГ с НДС составила в августе 15 500 руб/тн, в сентябре 15 900 руб/тн.
ИП 1<_>и ИП2 <_> имеют агентские соглашения от 01.07.2009 г. с ИП <_> ("Принципал") в соответствии с которыми ИП <_> за вознаграждение принимает на себя обязательства по совершению определенной деятельности, в т.ч. по осуществлению закупки СУГ. За оказанные услуги ИП1 <_> и ИП <_> выплачивают ИП <_> агентское вознаграждение в размере <_> руб. за 1 тн СУГ.
По поводу существенных обстоятельств, влияющих на ценообразование и деятельность ИП 1<_>, и ИП 2<_> представлена информация расчета себестоимости на 1 литр СУГ, по которой существенной частью затрат в себестоимости СУГ при розничной реализации является оптовая закупочная цена на СУГ соответственно 73,5 % и 76,0%, при рентабельности от 6,72% и 10,40 %.
Только изменение закупочной цены на 2,6% увеличило себестоимость СУГ на 22 коп. за 1 л., не учитывая другие статьи затрат себестоимости.
По фактам синхронного установления и поддержания одинаковых розничных цен 13,14 сентября 2010 года представители ИП 2<_> пояснили, что ИП2 <_>осуществляет самостоятельную независимую ценовую политику. Цена реализации СУГ для покупателей на АГЗС была увеличена с 13.09.2010 г. до 12,70 руб/л. На АГЗС в сентябре 2010 года по сравнению с августом на 6,1% снизилась реализация СУГ.
Обстоятельством повышения цен явилось повышение цен у поставщика, а также тарифов на услуги сторонних организаций, цен на ГСМ. Цены на СУГ меняются на основании распоряжений после тщательного мониторинга рынка и анализа финансовых результатов деятельности.
По фактам синхронного установления и поддержания одинаковых розничных цен 13,14 сентября 2010 года представители ИП 1<_>пояснили, что ИП 1 <_> осуществляет самостоятельную независимую ценовую политику. Цена реализации СУГ для покупателей на АГЗС изменилась в сторону увеличения 12 сентября с 12,05 руб/л до 12,75 руб/л, однако, 14 сентября цена на СУГ была снижена до 12,70 руб/л.
Обстоятельством повышения цен явилось повышение цен у поставщика, а также тарифов на услуги сторонних организаций, цен на ГСМ. Изменение цен на СУГ производится на основании устного распоряжения. На АГЗС в сентябре 2010 года по сравнению с августом на 11,9% снизилась реализация СУГ.
Брянское УФАС России провело сравнение динамики роста (снижения) розничных цен реализации СУГ с динамикой роста (снижения) оптовых закупочных цен на СУГ. Установлено, что оптовая закупочная цена на СУГ составляет основную часть себестоимости розничной реализации СУГ и является основной составляющей структуры розничной цены реализации СУГ, однако, при увеличении закупочной цены на СУГ от поставщиков на 2,6%, розничная цена у хозяйствующих субъектов увеличилась на 5,4%.
В период изучения материалов по делу, Брянским УФАС России была запрошена информация о розничных ценах на СУГ у территориальных Управлений Федеральной антимонопольной службы по Орловской, Калужской областям. По состоянию на 13 сентября 2010 года цены розничной реализации СУГ в г.Орле находились в диапазоне 11,50 руб/л, 11,70 руб/л, 11,80 руб/л, в г.Калуга -11,90 руб/л, 12,00 руб/л, что значительно ниже, чем в г.Брянске, Брянской области.
На основании проведенного исследования материалов, пояснений по делу, комиссия Брянского УФАС пришла к выводу о наличии в действиях ИП2 <_>и ИП1 <_>нарушения пункта 1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в синхронном установлении и поддержания одинакового уровня цен на СУГ в размере 12,70 руб/л.
Осуществление согласованных действий по установлению или поддержанию цен не могут рассматриваться как допустимые в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассматриваемое нарушение антимонопольного законодательства совершено на рынке розничной реализации СУГ, реализуемого для заправки автомобилей как на территории Брянской области, так и в географических границах города Брянска.
Руководствуясь статьей 23, частью 1, статьи 39, частями 1-4, статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ИП2 <_> и ИП1 <_>нарушившими пункт 1 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления согласованных действий по синхронному установлению и поддержанию одинакового уровня цен на СУГ в размере 12,70 руб/л. с 13,14 сентября 2010 года.
2. В связи с добровольным устранением нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и его последствий т.е установлением цен на АГЗС в разном диапазоне и в сторону снижения до 12,45 руб/л, 12,10 руб/л на АГЗС ИП1 <_> и до 12,40 руб/л, 11,40 руб/л, 11,10 руб/л, 10,60 руб/л на АГЗС ИП 2<_>производство по делу - прекратить.
3. Передать материалы дела N 189 должностному лицу Брянского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ИП1 <_> и ИП 2<_> в соответствии со 14.32 КоАП РФ.
4. В течение 2010, 2011 гг. ИП1 <_> и ИП2 <_>уведомлять Управление федеральной антимонопольной службы по Брянской области об изменении цен на СУГ с объяснением обоснованных причин их изменения.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (опубликовано 29 октября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016