Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 9 ноября 2010 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации "О рекламе" в составе <_> <_> <_> <_> рассмотрев, дело NР-172-10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по обращению <_> (вх. N 9061 от 04.10.2010 г.), а именно социальную рекламу, размещенную на стр. 3-4 "На защите детства" рекламу на стр.4 " Урал-ЛОТО Джек-Пот более 7 500 000 рублей! _Тираж N49 от 29.08.2010 г." в газете "Октябрьский нефтяник" N 213 (10697) от 1 сентября 2010 года, рекламораспространитель ГУП РБ Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" установила:
Социальная реклама, размещенная на стр. 3-4 "На защите детства" реклама на стр.4 " Урал-ЛОТО Джек-Пот более 7 500 000 рублей! _Тираж N49 от 29.08.2010 г." в газете "Октябрьский нефтяник" N 213 (10697) от 1 сентября 2010 года, рекламораспространителем которой является ГУП РБ "Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" имеет признаки нарушения ст.16 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы"
В вышеуказанном рекламном материале, размещенном в вышеуказанной газете, рекламораспространителем которого является ГУП РБ "Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" пометки "реклама" и "на правах рекламы" отсутствуют.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 указанного закона несет рекламораспространитель.
08.11.2010 г. в управление поступили объяснения ГУП РБ Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" (вх. N10380 от 08.11.2010 г.) о том, что текст "На защите детства" подготовлен штатными сотрудниками редакции и размещен в газете "Октябрьский нефтяник" бесплатно. Текст ни с кем не согласовывался, договор на его подготовку и распространение не заключался. Данный текст в виде бумажного документа не существует ( в связи с использованием редакцией технологий цифровой верстки). В связи с этим, документов, относящихся к данной публикации не имеется. По ст.16 ФЗ "О рекламе" реклама в печатных СМИ должна сопровождаться пометкой "реклама" Из данного положения Закона не следует, что реклама в печатных СМИ должна предваряться пометкой "реклама" Следовательно, размещение пометки "реклама" в окончании текста рекламы в печатном СМИ является буквальным соблюдением ст.16 ФЗ "О рекламе" В тексте "На защите детства" таковая пометка установлена в окончании текста. Текст рекламы "Урал-лото. Джек-пот более 7500000 рублей!" получен ГУП РБ Редакцией газеты "Октябрьский нефтяник" 29.08.2010 г. Копия текста прилагается. Данный текст в связи с несоответствием его законодательству РФ о рекламе был отвергнут редакцией с направлением рекламодателю мотивированного отказа. Копия текста прилагается. После этого в адрес редакции поступил измененный текст рекламы. Копия текста прилагается. Данный текст был опубликован без какой-либо правки или внесения в него других изменений. 30.08.2010 г. ГУП РБ выставило рекламодателю счет N1267 на оплату данного рекламного текста. Копия счета прилагается. 03.09.2010 г. на расчетный счет ГУП РБ поступили денежные средства рекламодателя по оплате распространения рекламы. Копия выписки прилагается. Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Из содержания текста "Урал-лото. Джек-пот более 7500000 рублей 1. " следует, что в нем сообщается наименование организатора лотереи, размер суперприза, результаты последнего (по хронологии) розыгрыша выигрышей и дата следующего розыгрыша выигрышей. Никаких других сведений в данном тексте не содержится. По п.2 ч.2 ст.2 ФЗ "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. По ч.5 ст.18 Закона РФ "О лотереях" результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации. Следовательно, сообщение о результатах розыгрыша не урегулируется законодательством РФ о рекламе. Из п.1 ч.2 ст.20 Закона РФ "О лотереях" следует, что организатор лотереи не вправе скрывать от участников лотереи условия лотереи, Вт Ом числе размер суперприза и дату розыгрыша выигрышей. Учитывая, что эти обстоятельства непостоянны в период проведения лотереи, доведение их до сведения участников лотереи путем опубликования в СМИ является исполнением требования Закона РФ "О лотереях" не урегулированным законодательством РФ о рекламе. Сведений рекламного характера (направленных на увеличение числа участников лотереи или указывающих на преимущества лотереи "Урал-лото" перед другими аналогичными лотереями, либо о высокой вероятности выигрыша или о большом количестве участников лотереи и т.д.) в данном тексте не содержится. В связи с тем, что данный текст является частью текста "Урал-лото" Джек-пот более 7500000 рублей!" он не является рекламным текстом и не должен сопровождаться пометкой "реклама" Текст "Урал-лото. Джек-пот более 7500000 рублей!" отмечен пометкой "реклама" в сноске, в связи с чем не нарушает законодательство РФ о рекламе. В связи с невозможностью прибыть в г.Уфу на рассмотрение данного дела, прошу рассмотреть дело NР-172-10 без моего участия. Представлены следующие материалы: рекламный модуль, которые был предложен для размещения, электронная переписка - письмо ГУП РБ Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" об устранении нарушений, имеющихся в рекламном модуле "Урал-лото" от 30.08.2010 г., ответ рекламодателя от 30.08.2010 г., рекламный модуль рекламы "Урал-лото" с внесенными изменениями, копия счета 31267 от 30.08.2010 г., копия распечатки оплаты рекламодателя ООО АМК "Семь вершин" копия доверенности представителя по доверенности от ГУП РБ редакция газеты "Октябрьский нефтяник" <_> исх. N48 от 27.04.2010 г.
Анализ представленной информации и материалов дела NР-172-10 показал следующее.
1. Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Социальная реклама, размещенная на стр. 3-4 "На защите детства" в газете "Октябрьский нефтяник" N 213 (10697) от 1 сентября 2010 г., рекламораспространителем которой является ГУП РБ "Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" размещена на двух страницах данного номера газеты (на стр.3 и на стр.4), т.е. это один рекламный информационный материал, который размещен на двух страницах данного печатного издания (т.е. это одна реклама), и этот рекламный материал имеет пометку "Социальная реклама" которая размещена в конце данной статьи "На защите детства" на стр.4 в газете "Октябрьский нефтяник" N 213 (10697) от 1 сентября 2010 г. Таким образом, при размещении данной социальной рекламы соблюдены требования статьи 16 Федерального закона "О рекламе"
2. В рекламе на стр.4 " Урал-ЛОТО Джек-Пот более 7 500 000 рублей! _Тираж N49 от 29.08.2010 г." в газете "Октябрьский нефтяник" N 213 (10697) от 1 сентября 2010 года, рекламораспространителем которой является ГУП РБ "Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" присутствует пометка "реклама" размещенная в конце текстовой части данного рекламного модуля. Текст "Джек-пот более 7500000 рублей!" и информация о Тираже N49 от 29.08.2010 г., в рамках этой же рекламы, объединены единой информационной направленностью и выделены единой рамкой "Урал-лото Возможно все!" Выделение информации о тираже N49 от 29.08.2010 г. отдельной рамкой, не противоречит ФЗ "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и не требует отдельной пометки, т.к. согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. А в данном случае имеет место единый объект рекламирования, единая информация, отвечающая содержанию рекламы: "Джек-пот более 7500000 рублей!" Таким образом, признаки нарушения статьи 16 ФЗ "О рекламе" в рекламе на стр.4 " Урал-ЛОТО Джек-Пот более 7 500 000 рублей! _Тираж N49 от 29.08.2010 г." в газете "Октябрьский нефтяник" N 213 (10697) от 1 сентября 2010 года, рекламораспространителем которой является ГУП РБ "Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" отсутствуют.
В связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе со стороны рекламораспространителя ГУП РБ Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" руководствуясь пунктом 36 "а" Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия определила:
Производство по делу N Р-172-10 в отношении ГУП РБ Редакция газеты "Октябрьский нефтяник" - ПРЕКРАТИТЬ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016