Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 12 ноября 2010 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 168 в отношении Коммандитного товарищества "ООО "Бауэр СНГ" и компания" <_> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении рекламы лекарственных средств без пометки о необходимости получения консультации специалистов и наличии противопоказаний к применению,
в отсутствии лица (уведомленного надлежащим образом), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, установила:
В журнале "Планета женщины" в выпуске N 6 за июнь 2010 г. на стр. 54 размещены изображения лекарственных препаратов для глаз (Слеза натуральная, Визин, Рени, Видисик), а на стр. 77 изображения лекарственных средств (Супрастин, Тавегил, Но-Шпа, Фенистил, Золотая звезда, р-р бриллиантового зеленого) без пометки о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Данная информация выполнена в виде отчетливых иллюстраций лекарственных препаратов с расположенными ниже комментариями редакции журнала и рекомендациями по применению, к примеру, "_в солнечные дни мы стараемся больше времени проводить на воздухе. Но в городах он загрязнен. Поэтому воспользуйтесь каплями для чувствительных глаз, например Визином. Если носите контактные линзы или есть склонность к аллергии, увлажняйте глаза специальной жидкостью ("Рени", "Искусственная слеза")_".
Но глаз очень чувствителен к любому воздействию, поэтому глазные капли нужно закапывать строго в соответствии с назначением офтальмолога. Глазные капли - это прежде всего лекарственные препараты, а значит - обладают не только различными механизмами действия, но и способны вызывать нежелательные побочные реакции. Так, в инструкции по медицинскому применению препарата ВизинR (VISINE), рекомендуемого редакцией журнала, имеются следующие противопоказания:
"_ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Детский возраст до 2 лет.
Препарат ВизинR Классический не следует назначать больным с повышенной чувствительностью к компонентам препарата, больным с закрытоугольной глаукомой и эндотелиально-эпителиальной дистрофией роговицы.
С осторожностью
Применяется у больных с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, аритмии, аневризма), гипертиреозом, феохромоцитомой, сахарным диабетом и у больных, получающих ингибиторы моноаминооксидазы или другие средства, способные повысить артериальное давление.
БЕРЕМЕННОСТЬ И ЛАКТАЦИЯ
Учитывая риск общих реакций, применять препарат во время беременности и лактации можно только в том случае если, по мнению врача, предполагаемая польза превышает возможный риск_"
Таким образом, просто "_обзор рынка глазных капель, средств при укусах насекомых" по мнению редакции Коммандитного товарищества "ООО "Бауэр СНГ" и компания", указанного в объяснениях на определение о возбуждении дела, может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.
Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона "О рекламе".
Позиция КТ "ООО "Бауэр СНГ" заключается в том, что размещение вышеуказанных продуктов является редакционным материалом, а не рекламой.
Позиция же антимонопольного органа заключается в следующем. Реклама данных лекарственных средств на страницах журнала не адресована конкретным читателям, а направлена неопределенному кругу лиц. Данные фотографические изображения лекарственных препаратов привлекают внимание широкого круга потребителей, формируют и поддерживают их интерес к определенной лекарственной продукции.
Согласно п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Данные выводы антимонопольного органа подтверждаются также и судебными актами, например решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-79100/10-72-337 в отношении ЗАО "Аксель Шпрингер Раша", решение Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-7223/2008-21 в отношении ООО "Баско".
Таким образом, данная информация с изображением лекарственных средств является рекламой, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 указанного закона ответственность за данное нарушение несет рекламораспространитель. Рекламораспространителем по материалам дела является Коммандитное товарищество "ООО "Бауэр СНГ" и компания" <_>
Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащими рекламы, размещенные в журнале "Планета женщины" в выпуске N 6 за июнь 2010 г. на стр. 54 лекарственных препаратов для глаз (Слеза натуральная, Визин, Рени, Видисик), а на стр. 77 - лекарственных средств (Супрастин, Тавегил, Но-Шпа, Фенистил, Золотая звезда, р-р бриллиантового зеленого), поскольку они не соответствуют требованиям ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Коммандитного товарищества "ООО "Бауэр СНГ" и компания" <_>
Решение изготовлено в полном объеме "13" ноября 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"12" ноября 2010 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от "12" ноября 2010 г. по делу N 168 в отношении Коммандитного товарищества "ООО "Бауэр СНГ" и компания" <_> о признании ненадлежащих рекламных объявлений лекарственных средств, размещенных без пометки о необходимости получения консультации специалистов и наличии противопоказаний к применению,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Коммандитному товариществу "ООО "Бауэр СНГ" и компания" в 15-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: привести рекламы, размещенные в журнале "Планета женщины" в выпуске N 6 за июнь 2010 г. на стр. 54 лекарственных препаратов для глаз (Слеза натуральная, Визин, Рени, Видисик), а на стр. 77 - лекарственных средств (Супрастин, Тавегил, Но-Шпа, Фенистил, Золотая звезда, р-р бриллиантового зеленого) в соответствие с требованиями ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
2. Коммандитному товариществу "ООО "Бауэр СНГ" и компания" представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в 30-дневный срок со дня получения настоящего предписания.
В соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание изготовлено в полном объеме "13" ноября 2010 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии:
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016