Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 18 августа 2015 г. N 126-К/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе <_>
в присутствии представителей заявителя ОАО "Сибмост" начальника отдела маркетинга <_> по доверенности N227/ю от 14.08.2015 г.; заказчика Казенного учреждения "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" ведущего эксперта дорожного хозяйства отдела контрактной службы <_> по доверенности от 18.08.2015 г., уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай председателя аукционной комиссии <_> (приказ N618-ГЗ от 03.07.2015 г.), специалиста - эксперта отдела по регулированию контрактной системы и государственным закупкам <_> по доверенности от 24.07.2015 г., рассмотрев жалобу ОАО "Сибмост" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай при проведении открытого конкурса "Строительство мостового перехода через р. Мульта на автомобильной дороге Мульта- Маральник 1 км 9+990" (N 0177200000915001367). установила:
В Алтайское республиканское УФАС России 11.08.2015 г. поступила жалоба ОАО "Сибмост" (ИНН 5407127899, г. Новосибирск, Проспект Димитрова, 16) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай при проведении открытого конкурса "Строительство мостового перехода через р. Мульта на автомобильной дороге Мульта- Маральник 1 км 9+990" (N 0177200000915001367).
Заявитель считает, что конкурсная комиссии нарушила порядок оценки заявок общества по критерию квалификация участника закупки.
Не согласившись с доводами, изложенными в жалобе Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай и КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" 13.08.2015 г. представили возражения на жалобу ОАО "Сибмост", согласно которым считают доводы жалобы участника закупки необоснованными.
Комиссия, рассмотрела материалы дела, ознакомилась с доводами, изложенными в жалобе, заслушала объяснения представителей сторон, установила следующее:
14.07.2015 г. уполномоченным органом - Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса "Строительство мостового перехода через р. Мульта на автомобильной дороге Мульта- Маральник 1 км 9+990".
Согласно извещению N 0177200000915001367:
- начальная (максимальная) цена контракта - 172 929 650 рублей;
- дата окончания срока подачи заявок - 04.08.2015 г. 10:00 часов;
- дата и время вскрытия конвертов с заявками -04.08.2015 г. 10:00 часов;
- дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 05.08.2015 г.
Заказчиком данного открытого конкурса является КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, заказчик в конкурсной документации установил критерии оценки заявок:
1. цена контракта - значимость критерия составляет 60%;
2. квалификация участника закупки - значимость критерия составляет 10%;
3. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки 30%.
Критерии оценки заявок и их значения установлены в соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок оценки конкурсных предложений определен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2 приложение 1 к разделу 1 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки". Так для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) установлено предельно необходимое минимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается в сумме 100 баллов. В случае несоответствия таким критериям (показателям) участникам закупки присваивается 0 баллов. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется согласно п.24 Правил по формуле:
а) в случае если, - по формуле:
б) в случае если, - по формуле:
при этом,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение характеристик;
- количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Согласно доводу заявителя, установленный заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок участников конкурса по показателю "Квалификация участников закупки" не соответствует законодательству о контрактной системе, поскольку в конкурсной документации установлен только показатель в баллах без указания интервалов его изменения, или порядка его определения, Комиссией УФАС по РА установлено следующее:
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Таким образом, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Так, в п. 2.1 приложения 1 к разделу 1 информационной карты конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки", в том числе:
2.1.1. опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера, с ценой контракта не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта, где участник предоставляет копии контрактов и акты выполненных работ, которые надлежаще оформлены (подписаны) не позднее 3-х лет до момента подачи заявки на настоящий объект. Под успешным выполнением работ понимаются государственные контракты, которые были исполнены участником открытого конкурса без нарушения сроков;
2.1.2. обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, предлагаемых для выполнения работ, в количестве не менее 7 специалистов (сотрудников) с соответствующим и (или) сопутствующим (автомобильные дороги и сооружения) образованием, по данной закупке, с предоставлением копии дипломов об образовании, трудовых книжек и (или) трудовых договоров;
2.1.3. обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, где должны быть представлены документы, подтверждающие данное основание в соответствии с Приложением N1 к конкурсной документации.
Максимальное количество баллов по данному критерию - 100 баллов.
- отсутствие информации или отсутствие государственных контрактов или отсутствие копий подтверждающих документов - 0 баллов;
Наибольшие количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по данному критерию.
Комиссия УФАС по РА проанализировала вышеуказанный порядок и установила, что заказчиком не установлены значения баллов при предоставлении одного и более государственных контрактов. Следовательно, установленный порядок оценки не позволяет определить заявку с лучшими предложениями по критерию "квалификация участников закупки".
Следовательно, заказчик нарушил требования п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по нестоимостным критериям оценки "Качественные, функциональные, экологические и иные характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Конкурсной комиссией необоснованно присвоена низкая оценка в баллах заявке Заявителя на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок участников закупи, установленным Конкурсной документацией, не подлежит рассмотрению Комиссией.
Комиссия, оценив изложенные обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частями 6 и 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ОАО "Сибмост" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай при проведении открытого конкурса "Строительство мостового перехода через р. Мульта на автомобильной дороге Мульта- Маральник 1 км 9+990" (N 0177200000915001367) необоснованной.
2. На основании части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе довод жалобы Заявителя в отношении результатов оценки сопоставления заявок на участие Конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок оставить без рассмотрения. Результаты оценки сопоставления заявок на участие Конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
3. Признать в действиях заказчика Казенного учреждения "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0177200000915001367 и повторно провести процедуру рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений
законодательства о контрактной системе
"18" августа 2015 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок в составе <_>
на основании решения N 126-К/15 от 18.08.2015 г., принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ОАО "Сибмост" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай при проведении открытого конкурса "Строительство мостового перехода через р. Мульта на автомобильной дороге Мульта-Маральник 1 км 9+990" (N 0177200000915001367), руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предписывает:
1. Заказчику Казенному учреждению "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор", уполномоченному органу Министерству экономического развития и туризма Республики Алтай прекратить нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем:
1.1 отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0177200000915001367.
1.2 размещения информации об отмене протокола на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru);
1.3 повторно провести процедуру рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательство об исполнении настоящего Предписания:
- по пунктам 1.1 и 1.2 Предписания не позднее 25.08.2015 г.;
- по пункту 1.3 Предписания не позднее трехдневного срока с момента исполнения.
В случае неисполнения настоящего предписания, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 18 августа 2015 г. N 126-К/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016