Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 12 августа 2015 г. N 06-11/48-15
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Бутенко, заместитель руководителя Томского УФАС России - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: А.Д. Рылов - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н. Петрова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев материалы дела N06-11/48-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы лекарственного средства; в присутствии представителя ООО "Хозяин-пресс" Б., действующей на основании Устава; без участия ООО НПЦ "БИОЭПЛ", надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, установила:
В ходе осуществления полномочий по надзору за соблюдением законодательства о рекламе, сотрудниками отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем.
В газете "Томский огород. "Хозяин" по средам" N 5 (285) за июнь 2015 года размещена реклама товара - АБИСИБ с указанием на его лечебные свойства.
Из информации, представленной на сайте abisib-tomsk.ru, указанное средство является лекарственным.
По данному факту определением от 07.07.2015 в отношении ООО "Хозяин-пресс", ООО НПЦ "БИОЭПЛ" возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Представитель ООО НПЦ "БИОЭПЛ" на заседании Комиссии 16.07.2015, а также в письменных пояснениях нарушение закона о рекламе не признал. Пояснил, что в рекламе идет речь о пищевом продукте, а не о лекарственном средстве. Размещение рекламы не заказывал.
Представитель ООО "Хозяин-пресс" на заседании Комиссии 10.08.2015 нарушение признала и пояснила, что при подготовке рекламы полагала, что товар "Абисиб" не является лекарственным средством. Реклама размещена по собственной инициативе с целью информирования читателей о полезных товарах.
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная в любой форме, любым способом и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Информация, размещенная в газете "Томский огород. "Хозяин" по средам" N 5 (285) за июнь 2015 года предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к товару "Абисиб", формирует и поддерживает интерес к нему, следовательно, является рекламой.
Материалами дела установлено, что согласно информации, содержащейся в Государственном реестре лекарственных средств, препарат "Абисиб" (пихты сибирской экстракт) является лекарственным средством, имеет регистрационное удостоверение Р001124/01 от 06.09.2007, что подтверждается письмом Росздравнадзора по Томской области от 06.08.2015 исх.N И70-718/15.
Отсутствие в рекламе лекарственных препаратов предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, предусмотренного ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе", свидетельствует о нарушении требований указанной статьи.
В соответствии с ч.4 ст.3 ФЗ "О рекламе" рассматриваемая реклама является ненадлежащей.
Согласно чч. 6, 7 ст.38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение указанных требований закона ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (п.5 ст.3 ФЗ "О рекламе") является ООО НПЦ "БИОЭПЛ", рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 ФЗ "О рекламе") является ООО "Хозяин-пресс", что подтверждается свидетельством о регистрации СМИ ПИ N12-1731 от 17.03.2003, письменными (вх.N 4169 от 10.08.2015) и устными пояснениями представителя ООО "Хозяин-пресс" (протокол заседания комиссии от 10.08.2015), письменными и устными пояснениями представителя ООО НПЦ "БИОЭПЛ" (протокол заседания Комиссии от 16.07.2015).
Комиссия Томского УФАС России решила выдать предписание о прекращении нарушения рекламораспространителю - ООО "Хозяин-пресс", поскольку реклама размещена по инициативе рекламораспространителя без согласования без согласования с рекламодателем.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п.37-п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Томский огород. "Хозяин" по средам" лекарственного средства - "Абисиб" с указанием на его лечебные свойства, поскольку в ней нарушены положения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Хозяин-пресс" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены Комиссии А.Д. Рылов
М.Н. Петрова
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе по делу N06-11/48-15
12.08.2015 г.Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Бутенко - заместитель руководителя Томского УФАС России - начальник отдела контроля монополистической деятельности;
члены Комиссии: Рылов А.Д. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н. Петрова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования на основании своего решения от 10.08.2015 по делу N06-11/48-15 о признании ненадлежащей рекламы, лекарственного средства с нарушением требований ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Хозяин-пресс" в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы лекарственного средства - "Абисиб" с указанием на его лечебные свойства в газете "Томский огород. "Хозяин" по средам" с нарушением требований ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Хозяин-пресс" представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания в десятидневный срок с момента его получения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены Комиссии А.Д. Рылов
М.Н. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 августа 2015 г. N 06-11/48-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016