Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 14 августа 2015 г. N ИП-04/12752
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе: <_>
в присутствии представителя уполномоченного органа Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам - <_> в присутствии представителя заявителя ИП <_> рассмотрев жалобу <_> на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам при проведении электронного аукциона N 0111200000915000750 на предмет: "Право заключения гражданско-правовых договоров на поставку изделий лёгкой промышленности для нужд автономных учреждений Республики Татарстан", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111200000915000750 на предмет: "Право заключения гражданско-правовых договоров на поставку изделий лёгкой промышленности для нужд автономных учреждений Республики Татарстан" было размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 10.07.2015 года.
Уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам.
Заказчик 1 - ГАУЗ "Альметьевская стоматологическая поликлиника"
Начальная (максимальная) цена контракта - 46 841.00 руб.
Заказчик 2 - ГАУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Астра" в Елабужском муниципальном районе"
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 022.00 руб.
Суть жалобы: заявитель считает, что комиссия уполномоченного органа неправомерно отклонила вторую часть заявки заявителя.
Представитель заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Заслушав представителей сторон, а также изучив материалы, Комиссия установила следующее.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Заказчиками положение о закупках не размещено. Следовательно, вышеуказанные заказчики при проведении электронного аукциона N0111200000915000750 руководствуются требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N750/1 от 04.08.2015 года, вторая часть заявки заявителя была признана несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, а именно ввиду непредставления копии сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республика Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах, в соответствии с Приложением N1 к приказу ТПП РФ N64 от "25" августа 2014 года "Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Во второй части заявки заявителя приложен сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) выданный ООО "МК Текс".
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), которое содержит перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объектом закупки согласно техническому заданию электронного аукциона N0111200000915000750 является поставка медицинской одежды, которая согласно перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд подпадает под действие Постановления N102.
Так, в извещении о проведении электронного аукциона установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 Постановления N102 установлено, что подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Так, в аукционной документации (пункт 5 раздела 1.4) установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать копию сертификата о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров.
Изучив вторую часть зяавки заявителя установлено, что в ее составе приложен вышеназванный сертификат по форме СТ-1, выданный ООО "МК Текс".
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что отклоняя заявку заявителя комиссия руководствовалась Приказом Торгово-промышленной палаты РФ N29 от 10.04.2015 года "О положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий)" (далее - Приказ N29), в котором в части 3.1 установлено, что сертификаты формы СТ-1 выдаются уполномоченными ТПП заинтересованным участникам закупок (заявителям) на товары, указанные в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение на допуск при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный приложением к постановлению Правительства РФ от 5 февраля 2015 года N 102.
Таким образом, комиссия уполномоченного органа недопустила заявку заявителя ввиду отсутствия копии сертификата по форме СТ-1, выданного самому заявителю, то есть ИП Чернышовой Е.В.
Вместе с тем, в копии сертификата по форме СТ-1, выданного ООО "МК Текс" и имеющейся в составе второй части заявки заявителя - ИП Чернышовой Е.В., указано, что срок его действия составляет до 01.09.2015 года.
Датой выдачи данного сертификата является 02.06.2015 года, то есть сертификат по форме СТ-1 выдан сроком на три месяца.
В части 6.1 Приказа N29 указано, что сертификаты формы СТ-1 сроком действия до трех месяцев выдаются уполномоченными ТПП исключительно производителям товаров, указанных в пункте 3.8 настоящего Положения, при условии наличия Годового акта экспертизы на такие товары.
Частью 6.3 Приказа N29 определено, что производитель товара, получивший сертификат формы СТ-1 сроком действия до трех месяцев, вправе предоставлять заверенную им копию такого сертификата заинтересованным лицам - участникам закупок в целях его использования при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом срок применения такой копии не может превышать срока действия оригинала сертификата.
Следовательно, исходя из вышеуказанного, копия сертификата по форме СТ-1, выданная ООО "МК Текс" и имеющаяся в составе второй части заявки заявителя - ИП Чернышовой Е.В., полностью соответствует всем требованиям, установленным действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, комиссия уполномоченного органа допустила нарушение требований части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Чернышовой Е.В. на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам при проведении электронного аукциона N 0111200000915000750 на предмет: "Право заключения гражданско-правовых договоров на поставку изделий лёгкой промышленности для нужд автономных учреждений Республики Татарстан" обоснованной.
2. Признать комиссию уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам нарушившей требования части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 августа 2015 г. N ИП-04/12752
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016