Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 15 декабря 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "30" ноября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" декабря 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии
Члены Комиссии:
рассмотрев дело N590-10-а по признакам нарушения Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (г. Пермь, ул. Уральская, 108а) ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), установила:
30.04.2010 г. в Пермское УФАС России поступило заявление ООО "Доминант" (вх.N5231-10)о нарушении Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (далее также - Департамент) антимонопольного законодательства при организации транспортного обслуживания населения г. Перми.
В заявлении в частности указано, что согласно протокола N5 от 07.02.2010 г. Комиссия по проведению конкурса на право заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных маршрутах перевозок г. Перми по лоту N3 (маршрут N8 "Детский дом культуры им. Кирова - ЦКР") присвоила первый порядковый номер заявке ООО "Макдэн", признав его победителем торгов.
Заявке ООО "Доминант" был присвоен второй порядковый номер.
15.04.2010 г. между Департаментом и ООО "Макдэн" заключен договор на осуществление пассажирских перевозок N4-2010.
По смыслу положений раздела 15 конкурсной документации в случае, если между Департаментом и победителем конкурса, в установленный срок не будет заключен договор на осуществление пассажирских перевозок, право на заключение договора переходит участнику конкурса, конкурсной заявке которого присвоен второй номер.
На момент подписания договора N4-2010 ООО "Макдэн" не были представлены все необходимые, для осуществления пассажирских перевозок документы, в частности не были представлены лицензионные карточки на используемые для осуществления пассажирских перевозок автобусы.
Следовательно, Департамент, обязан был отказать ООО "Макдэн" в заключении договора N4-2010, а право на его заключение должно перейти к ООО "Доминант".
Учитывая изложенное ООО "Доминант" просит Комиссию Пермского УФАС России признать факт нарушения Департаментом ст. 15 Закона о защите конкуренции и выдать предписание, направленное на устранение допущенного нарушения.
Из устных и письменных пояснений представителей Департамента следует, что перед подписанием договора N4-2010 ООО "Макдэн" были представлены все необходимые для осуществления пассажирских перевозок документы, в том числе договора аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без экипажа).
Также ООО "Макдэн" были представлены лицензионные карточки на используемые для перевозки пассажиров автобусы, выданные арендодателям таких транспортных средств.
На момент заключения договора N4-2010 сложилась практика, согласно которой уполномоченный на выдачу лицензионных карточек орган (Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю), отказывал перевозчикам (арендаторам) в выдаче лицензионных карточек, на используемые для перевозки пассажиров транспортные средства, в случае, если, лицензионные карточки, уже выданы иным лицам (арендодателям, собственникам) обладателям прав на указанные автобусы, т.е. действовал принцип "Один автобус - Одна лицензионная карточка".
Проанализировав сложившеюся ситуацию, Департамент пришел к выводу, что для заключения договора на осуществление пассажирских перевозок (арендованными транспортными средствами) достаточным будет представление перевозчиком, помимо прочего лицензионных карточек, выданных иным правообладателям таких транспортных средств.
Таким образом, при заключении договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом Департамент строго руководствовался требованиями действующего законодательства, а также письменными и устными разъяснениями должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю (далее также - Управление) и не совершал действий направленных на ограничение, устранение конкуренции на рынке пассажирских перевозок в г. Перми, в связи с чем просят Комиссию Пермского УФАС России рассмотрение данного дела производством прекратить.
В письменной и устной позиции представители ООО "Макдэн" поддержали позицию Департамента, и также просили рассмотрение данного дела производством прекратить.
В письменной и устной позиции представитель Управления указал, что перевозчик, осуществляющий пассажирские перевозки автомобильным транспортом обязательно должен иметь лицензионные карточки на используемый им транспорт.
При этом, лицензионные карточки должны быть выданы непосредственно самому перевозчику, в рассматриваемом случае ООО "Макдэн".
По данным Управления на сегодняшний день ООО "Макдэн" выданы лицензионные карточки на 7 транспортных средств.
С заявлением о выдаче дополнительных лицензионных карточек ООО "Макдэн" в 2010 г. не обращалось.
Также представитель Управления пояснил, что все поступающие заявления на выдачу дополнительных лицензионных карточек рассматриваются в строгом соответствии с действующим законодательством РФ.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах городского округа относится к вопросам местного значения.
Для решения вопроса местного значения Пермской городской Думой принято Решение от 29.06.2006 г. N138 "Об утверждении Положения об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок г. Перми".
Согласно п. 4.1 указанного Положения допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми осуществляется на основе торгов.
Во исполнение данного Положения Администрацией г. Перми постановлением от 15.07.2009 г. N442 утвержден Порядок проведения конкурса (далее также - Порядок), а также утвержден состав Конкурсной комиссии.
31.12.2009 г. и.о. начальника Департамента утверждена конкурсная документация на проведение Конкурса.
В этот же день в сети "Интернет" размещено извещение о проведении Конкурса по 18 лотам.
По лоту N3 (маршрут N8 "Детский дом культуры имени Кирова - Центральный рынок") конкурсной комиссией были оценены и сопоставлены заявки ООО "Макдэн", ООО "Доминант" (Протокол N5 от 27.02.2010 г.).
По результатам оценки и сопоставления заявок победителем было признано ООО "Макдэн", заявке ООО "Доминант присвоен второй порядковый номер.
Согласно п. 8.1 Порядка победитель конкурса в течение 40 календарных дней со дня размещения протокола проведения второго этапа конкурса на сайте www.gorodperm.ru представляет Организатору конкурса (Департаменту) транспортные средства, с характеристиками не ниже, чем у транспортных средств, заявленных на участие в конкурсе по лоту и принятых к расчету при оценке заявки, в количестве не менее указанного в конкурсной документации (с учетом резервных автобусов), а также документы на них, необходимые для подписания договора на осуществление пассажирских перевозок.
В соответствии с п. 62 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N637 (далее также - Порядок лицензирования).
В силу п.п. а) п. 6 Порядка лицензирования для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию.
Пунктами 10, 11, 12 Порядка установлено, что в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются сведения о транспортных средствах лицензиата, используемых для перевозок пассажиров, в том числе их марки, модели и государственные регистрационные знаки.
Одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
При изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящего Положения.
Таким образом, законодательно установлено, что для заключения договора победитель конкурса по лоту N3 - ООО "Макдэн", помимо прочего должен был представить в Департамент лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а также приложение к ней (лицензионные карточки на заявленные транспортные средства).
15.04.2010 г. между Департаментом и ООО "Макдэн" заключен договор N4-2010 на осуществление пассажирских перевозок на маршруте N8 "Детский дом культуры имени Кирова - Центральный рынок".
В приложении N2 к договору указан перечень используемого подвижного состава (25 транспортных средств).
Согласно п. 2 Положения о лицензировании лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с п. 5.4.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта также обладает полномочиями по выдаче иных разрешительных документов в сфере автомобильного транспорта.
В силу п. 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Управлением в материалах дела представлены документы и сведения, согласно которых, на момент подписания договора N4-2010 ООО "Макдэн" выдана лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом NАСС-59-411527 от 14.10.2009 г. и два приложения к ней (лицензионные карточки), в общей сложности на 6 транспортных средств.
Иного в материалы дела представлено не было.
Согласно п. 3 раздела 15 Конкурсной документации в случае отказа организатора конкурса от подписания договора с победителем торгов, право на заключение договора переходит к участнику конкурса, конкурсной заявке которого присвоен второй номер.
В рассматриваемом случае, непредставление лицензионных карточек фактически означает невозможность для ООО "Макдэн" осуществлять перевозки по регулярным маршрутам г. Перми, и переход права на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N8 к ООО "Доминант", как участнику конкурса, конкурсной заявке которого по лоту N3 присвоен второй порядковый номер.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В данном случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключить договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам пассажирских перевозок г. Перми.
Ранее указано, что осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом является лицензируемым видом деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Следовательно, любой хозяйствующий субъект для осуществления им деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом должен обеспечить не нанесение ущерба, в частности правам, законным интересам, здоровью граждан.
Обеспечивается вышеуказанное условие путем соблюдения всеми перевозчиками процедур, предусмотренных, в том числе Порядком лицензирования.
Заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом с одним из перевозчиков без соблюдения им процедур, предусмотренных Порядком лицензирования, создает такому перевозчику, преимущественные условия осуществления деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами (перевозчиками) осуществляющими деятельность на данном рынке оказания услуг.
Таким образом, Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми допустил нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся, в необоснованном создании ООО "Макдэн" преимущественных условий осуществления деятельности, путем заключения с ним договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом N4-2010 от 15.04.2010 г. без оснований, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Перми.
Довод представителей Департамента, согласно которого указанное нарушение было допущено, в том числе по причине отказов Управления выдавать лицензионные карточки арендаторам автобусов, в случаях, если на указанные транспортные средства лицензионные карточки уже выданы иным лицам Комиссией Пермского УФАС России отклоняется как несостоятельный, поскольку в материалы дела документов свидетельствующих, что ООО "Макдэн" было отказано в получении лицензионных карточек на используемые для перевозки пассажиров по маршруту N8 автобусы не представлено.
Также материалами дела не подтверждается наделение ООО "Макдэн" функциями и правами органа местного самоуправления по привлечению перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в необоснованном создании ООО "Макдэн" преимущественных условий деятельности, путем заключения с им договора на осуществления пассажирских перевозок N4-2010 г от 15.04.2010 г., без оснований, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок в г. Перми.
2. Поскольку в дальнейшем указанные неправомерные действия могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг на рынке пассажирских перевозок в г. Перми, рекомендовать Департаменту дорог и транспорта администрации г. Перми в дальнейшем при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок строго руководствоваться требованиями действующего антимонопольного законодательства, в том числе ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 15 декабря 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016