Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 27 декабря 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2010 года г. Волгоград
Решение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Т.В. Косяк - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее - Управление), начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
Р.А. Литвинова - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
Е.А. Чернавина - члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела экономического анализа Управления,
рассмотрев дело N 10-01-10-04/382 по признакам нарушения общества с ограниченной ответственностью "Родник" (ИНН: 3415008718) п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
М.В. Лищук - представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО РЖД, заявитель) на основании доверенности N 206 от 08 июля 2010 года,
Н.А. Кожанова - представителя общества с ограниченной ответственностью "Родник" (далее - ООО "Родник", общество, ответчик) на основании протокола N 5 от 23 ноября 2007 года,
Н.А. Жарковой - представителя общества с ограниченной ответственностью "Ленинская управляющая компания" на основании доверенности N 03 от 18 октября 2010 года,
Н.И. Финогеновой - представителя общества с ограниченной ответственностью "Ленинская управляющая компания" на основании доверенности N 02 от 18 октября 2010 года, установила:
Поводом для возбуждения настоящего дела послужило заявление Астраханской дистанции гражданских сооружений филиала "Приволжская железная дорога" ОАО "РЖД", которое было передано письмом (вх. N 620 от 05 февраля 2010 года) Управления Федеральной антимонопольной службы России по Астраханской области в Управление на основании п. 3.29.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2007 года N 447. Кроме того, дополнительно 09 февраля 2010 года (ф. N 118) в Управление поступило письмо от и.о. начальника Астраханской дистанции гражданских сооружений филиала "Приволжская железная дорога" ОАО "РЖД" с жалобой на действия ООО "Родник". В соответствии с п. 5.6.5. Положения об Астраханской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Приволжской железной дороги филиала ОАО "РЖД" начальник указанного подразделения представляет интересы ОАО "РЖД" в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы.
Заявитель указал, что при заключении договора "на вывоз мусора и твердых бытовых отходов" между ОАО "РЖД" и ООО "Родник", ответчиком на 2010 год были установлены цены на оказываемые услуги в 1,5 раза превышающие цены на 2009 год. По утверждению заявителя, ООО "Родник" является "монополистом по оказанию услуг "на вывоз мусора и ТБО". Заявитель просит провести проверку правомерности установления цен на 2010 год.
В письме, поступившем в Управление 12 февраля 2010 года (вх. N 802), ООО "Родник" пояснило, что на вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) тариф на 2009 год составлял 240,84 рубля за 1 куб.м. Ответчик указал, что на 2010 год, руководствуясь сложившейся практикой вывоза ТБО 2009 года, заявителю был предложен новый тариф на вывоз ТБО в размере 408 рублей за 1 куб.м. Данный расчет был основан на том, что объемы вывозимого ТБО не позволяют набрать полный кузов самосвала, в связи с чем было предложено собирать ТБО по кольцевому заезду от каждого "природопользователя", заключившего договор с ООО "Родник". В письме (вх. N 1550 от 22 марта 2010 года) ответчик сообщил, что осуществляет вывоз ТБО 4 и 5 классов опасности по г. Ленинску Волгоградской области с 2009 года. Заявитель выступал единственной организацией, с который был заключен договор на вывоз ТБО в 2009 году. Ответчиком был представлен перечень организаций, с которыми были заключены договоры об оказании услуг по вывозу ТБО в 2010 году.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", регулирующего соответствующую деятельность, вывоз отходов определен как транспортирование отходов. На основании анализа представленной информации и материалов Управление установило наличие признаков доминирующего положения ООО "Родник" на рынке транспортировки отходов в г. Ленинске Волгоградской области (служебная записка N 660 от 01.09.2010 года).
По результатам рассмотрения заявления в действиях ООО "Родник" были усмотрены признаки нарушения п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в установлении ООО "Родник" монопольно высокой цены на услуги по транспортировке отходов в г. Ленинске Волгоградской области в 2010 году.
Определением от 16.09.2010 года (исх. N 04-16/5169) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 19 октября 2010 года.
В соответствии с определением о назначении дела ответчиком было представлено письмо (вх. N 6200 от 11.10.2010 года), в котором ООО "Родник" пояснило, что стоимость вывоза 1 куб. м. отходов была определена ориентировочно. Обществом был определен тариф "на перевозку" ТБО - 256,50 рублей за 1 куб.м. для муниципальных предприятий и 408,22 рублей для индивидуальных предпринимателей и "небольших организаций".
Определением об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от 19 октября 2010 года (исх. N 04-7/5979) на ответчика помимо прочего была возложена обязанность представить экономическое обоснование установления различных тарифов для отдельных групп потребителей. Различия в установленных тарифах были обоснованы ООО "Родник", в том числе в письме (вх. N 7081 от 19 ноября 2010 года) на определение Управления от 19 октября 2010 года, различиями во времени, необходимому для транспортировки отходов.
Управлением в целях проверки представленных материалов и информации при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения антимонопольного законодательства ООО "Родник". По результатам проведения контрольного мероприятия актом проверки N 04-9/76 в действиях ООО "Родник", выразившихся в установлении различных цен (тарифов) на одни и те же услуги по вывозу твердых бытовых отходов, были установлены признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства заявитель указал (письмо от 16.12.2010 года), что ООО "Родник" не представило документы, подтверждающие обоснованность начисления тарифа в сумме 408 рублей за 1 куб. м. По мнению заявителя, ответчик злоупотребляет доминирующим положением, устанавливая незаконно для ОАО "РЖД" тариф на вывоз ТБО в сумме 408 рублей за 1 куб. м.
Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.
Для признания лица, нарушившим требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции, необходимо установить, что данное лицо является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
В соответствии с п. 3.7. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 17.01.2007 N 5, был подготовлен аналитический отчет N 914 от 29.11.2010 года. На основании данного аналитического отчета в совокупности с материалами настоящего дела Комиссия определила, что доля ООО "Родник" во временном периоде с 01.01.2010 г. по 01.10.2010 г. составляет 87,97% и, что положение ООО "Родник" во временном периоде с 01.01.2010 г. по 01.10.2010 г. на рынке услуг транспортировки отходов 4-5 класса опасности на территории г. Ленинска является доминирующим, в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании представленных материалов и информации Комиссией были сделаны следующие выводы.
В соответствии с договором N 53-с от 01 января 2009 года, заключенным между заявителем и ответчиком, стоимость транспортировки отходов (вывоза ТБО) в 2009 году составила 240,84 рублей за 1 куб.м. На основании оферты договора на оказание услуг по вывозу мусора (ТБО) на 2010 год, направленной ООО "Родник" заявителю, стоимость транспортировки отходов, предложенная ответчиком на 2010 год, составила 408 рублей за 1 куб.м. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривалось.
На основании анализа документов и информации, представленных в материалы дела и приобщенных при проведении внеплановой проверки ООО "Родник", Комиссия Управления не обнаружила в указанных действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении и/или поддержании "монопольно высокой" цены товара/услуги (служебная записка N 962 от 16.12.2010 года отдела экономического анализа Управления).
Однако действия ООО "Родник", выразившиеся в установлении различных цен (тарифов) на одни и те же услуги по транспортировке отходов, являются нарушением п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Комиссией в соответствии с заключенными договорами на транспортировку отходов установлено, что по тарифу 408 руб. за 1 куб. м. услуги оплачивают индивидуальные предприниматели: Самсонов А.В., Шуваев А.А., Пастухов В.Г., Фалина С.В. с годовыми нормами образования отходов от 6 до 16 куб.м. На основании представленного в Управление (в письме вх. N 6200 от 11.10.2010 года) перечня предприятий с указанием объема вывозимых отходов и стоимости, с которыми ответчик заключил договоры на транспортировку отходов на первое полугодие 2010 года, следует, что для других потребителей с годовыми нормами образования отходов также до 20 куб. м. применяется тариф 256,5 руб.: МДОУ Д/с N3 "Колокольчик" (12 куб.м. в год), МУ ФСК "Атлант" (20 куб. м. в год), МУП "Ленинская АПБ", МОУ ДОД "Ленинский ДЮЦ" (16 куб.м. в год), Магазин "Водолей" (20 куб.м. в год), МУК "Ленинская ЦМБС" (11,6 куб.м. в год). Также для ИП Ярова А.М. тариф составляет 432,4 руб. за 1 куб.м. отходов при годовой норме образования отходов 60 куб.м., для ИП Феденко находящегося в том же микрорайоне тариф составляет 256,5 руб. за 1 куб. м. отходов при годовой норме образования отходов 23 куб.м. Для ФБУ ИК-28 и ФБУ ИЗ-34/5 УФСИН России по Волгоградской области установлены индивидуальные тарифы в размере 361,24 руб. за 1 куб. м. при годовой норме образования отходов 268 и 115 куб.м. соответственно. Исходя из изложенного, четкое разделение на группы приобретателей по принципу величины накопления отходов отсутствует. При одинаковой величине накопления отходов для субъектов применяются различные тарифы.
Различия в установленных тарифах обосновывались ООО "Родник" различиями во времени, необходимому для транспортировки отходов:
1) для приобретателей оплачивающих услугу транспортировки отходов по тарифу 408 руб. время погрузки, разгрузки и транспортировки составляет 50 мин. (0,843 часа).
2) для приобретателей оплачивающих услугу транспортировки отходов по тарифу 256,5 руб. время погрузки, разгрузки и транспортировки составляет 32 мин. (0,53 часа).
3) для приобретателей оплачивающих услугу транспортировки отходов по тарифу 361,24 руб. время погрузки, разгрузки и транспортировки составляет 45 мин. (0,75 часа).
4) расчет тарифа для ИП Ярова А.М. отсутствует.
Тарифы рассчитаны как произведение стоимости 1 машино-часа устанавливаемого в соответствии протоколом "об утверждении показателей по ценообразованию в строительстве", подготовленным ГУ "Региональный центр по ценообразованию в строительстве" (для автомобилей грузоподъемностью до 5 тонн) на время погрузки, перевозки и разгрузки и утвержденный заместителем Главы Администрации Волгоградской области Л.А. Алферовым 17 апреля 2009 года:
1) 0,843 часа (50 мин) * 410,09 руб +НДС (18%) = 408 руб.
2) 0,53 часа (32 мин) * 410,09 руб + НДС (18%) = 256,50 руб.
3) 0,75 часа (45 мин) * 410,09 руб + НДС (18%) = 361,24 руб.
Согласно графику сбора и вывоза отходов, а также замеров расстояний по маршрутам движения автотранспорта, представленных в материалы дела, по вывозу отходов ООО "Родник" транспортировка отходов от различных групп потребителей осуществляется в один день по одному маршруту. Следовательно, установление различного времени и соответственно различных цен на транспортировку отходов для отдельных приобретателей в данном случае не правомерно.
На основании изложенного, Комиссия определила, что установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар/услугу ответчиком экономически, технологически и иным образом не обоснованно.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами не предусматривается установление различных цен/тарифов на транспортировку отходов. Кроме того, следует отметить, что согласно п. 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 и регулирующих отношения между потребителями (гражданами) и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, цена услуг по вывозу бытовых отходов устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
На заседании Комиссии 17 декабря 2010 года представитель ООО "Родник" - директор Н.А. Кожанов указал, что в настоящее время общество признает неправомерность применения различных тарифов на транспортировку отходов, пояснив, что должностные лица общества не знали о необходимости установления одинаковых цен для всех потребителей.
Следовательно, действия ООО "Родник", выразившиеся в установлении различных цен (тарифов) на одни и те же услуги по транспортировке отходов, в отсутствие экономического, технологического или иного обоснования и в отсутствие возможности установления различных цен, предусмотренной федеральным законом, являются нарушением п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Родник", нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Родник" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении выявленных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 27 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016