Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 27 декабря 2010 г.
Для полного и объективного рассмотрения заявления Управлением был направлен запрос дополнительной информации в ООО "ВЕСТ". Согласно представленной информации (вх. N 12601-10 от 30.09.2010 г) ООО "ВЕСТ" не имеет возможности предоставить информацию о количестве заказов в день, так как не ведет такую статистику; ООО "ВЕСТ" не имеет на балансе и в собственности транспортные средства. Также, ООО "ВЕСТ" предоставило информацию о количестве своих работников (водителей) - 45 человек.
Заявитель ссылается на ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), согласно которой право распоряжения имуществом может возникнуть только на основании принадлежности имущества на праве собственности.
Таким образом, информация о том, что "в распоряжении ООО "ВЕСТ" около 3500 автомобилей по всему городу" не соответствует действительности, поскольку ООО "ВЕСТ" не имеет ни в собственности, ни на ином вещном праве, транспортные средства.
Также представитель <_> представил распечатку с сайта www.taxiwest.ru от 16.11.2010 г, на котором содержится информация, аналогичная статье в газете "Вестник таксиста".
На заседание Комиссии по рассмотрению дела N734-10-р ООО "ВЕСТ" представило письменные пояснения, согласно которым информация, содержащаяся в газете "Вестник таксиста", предназначена для определенного круга лиц - работников ООО "ВЕСТ" и водителей, сотрудничающих с ООО "ВЕСТ", т.е. является корпоративной газетой. Также ООО "ВЕСТ" указало, сто в настоящий момент с ООО "ВЕСТ" сотрудничает 12 служб такси в г. Перми, а также созданы обособленные подразделения в г. Екатеринбург, Челябинск, Самара, Н. Новгород, Уфа. Кроме того, с более чем 3500 водителей заключены договоры на оказание информационных услуг, по этому критерию ООО "ВЕСТ" является крупнейшей таксомоторной компанией.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ООО "ВЕСТ", представителя заявителя - <_>, Комиссия по рассмотрению дела N734-10-р пришла к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее также - ФЗ "О рекламе", закона о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация, размещенная в газете "Вестник таксиста" N 1 (1) август 2010 г. не соответствует критериям, относящим ее к рекламной информации, т.к. она предназначена для определенного круга лиц.
Основная цель размещения информации на сайте www.taxiwest.ru - привлечение внимания неопределенного круга лиц - посетителей сайта к службе такси "ВЕСТ" и оказываемым ею услугам. Следовательно, данная информация является рекламой в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" реклама должны быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
ООО "ВЕСТ" не представило документально подтвержденную информацию о том, что Общество является крупнейшей таксомоторной компанией города и имеет в своем распоряжении крупнейший в городе таксопарк; также не представлено информации, подтверждающей, что такси "ВЕСТ" является самым популярным такси в городе.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, на заседании Комиссии по рассмотрению дела N734-10-р 17.11.2010 г, установлено нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Так, во фразе "всего же в распоряжении ООО "ВЕСТ" около 3500 автомобилей по всему городу" отсутствует часть существенной информации о рекламируемых услугах ООО "ВЕСТ", искажается смысл информации и вводится в заблуждение потребители рекламы, поскольку правомочием распоряжения автомобилями ООО "ВЕСТ" не обладает, т.к. заключает с водителями - собственниками автомашин - договоры гражданско-правового характера на оказание услуг, по которым ООО "ВЕСТ" предоставляет водителю информацию о поступивших заказах, а водитель, исполнив заказ, оплачивает часть полученной от исполнения заказа суммы ООО "ВЕСТ".
Таким образом, на заседании Комиссии по рассмотрению дела N734-10-р 17.11.2010 г установлено также нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "ВЕСТ" (<_>).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ).
В действиях ООО "ВЕСТ" содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а именно:
1) объект административного правонарушения - имущественные отношения в сфере предпринимательской деятельности;
2) объективная сторона административного правонарушения - действия ООО "ВЕСТ" по размещению рекламы с нарушением требований Федерального закона "О рекламе".
3) субъект административного правонарушения - рекламодатель ООО "ВЕСТ" (<_>);
4) субъективная сторона административного правонарушения - вина ООО "ВЕСТ".
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "ВЕСТ" как рекламодатель, имело возможность соблюсти требования п. 1 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законом требований к содержанию рекламы. Доказательств отсутствия возможности соблюсти требования законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "ВЕСТ" не представлено.
Таким образом, вина в действиях ООО "ВЕСТ" установлена.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ООО "ВЕСТ" является грубым нарушением, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере распространения рекламы, а также права потребителей рекламы.
Таким образом, с учетом характера совершенного ООО "ВЕСТ" правонарушения и степени его общественной опасности оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.
Вместе с тем, смягчающим обстоятельством можно считать тот факт, что ООО "ВЕСТ" впервые привлекается к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.3 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановила:
1. Признать ООО "ВЕСТ" (<_>) виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ).
2. Назначить ООО "ВЕСТ" административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Постановление объявлено 27 декабря 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 26000 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
В тридцатидневный срок ООО "ВЕСТ" обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
Заместитель руководителя управления
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016