Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 1 марта 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "15" февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя комиссии Поповой И.Н. - и.о. руководителя управления; членов комиссии: Полищук М.С. - начальника отдела контроля органов власти, Журавлева А.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства, Рединой Е.Н. - специалиста 1-го разряда отдела контроля органов власти;
в присутствии представителя:
от государственного учреждения здравоохранения "Мурманский областной онкологический диспансер" - (доверенность N б/н от 10.02.2011), (доверенность N б/н от 10.02.2011).
от Управления государственного заказа Мурманской области - (доверенность N 07/11 от 14.02.2011 г.)
от заявителей - не присутствовали, извещены.
рассмотрев материалы дела N 11, возбужденного в отношении Государственного учреждения здравоохранения "Мурманский областной онкологический диспансер" (183047, г. Мурманск, ул. Павлова, д. 6 корпус 2,) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Мурманское УФАС России поступило ходатайство ОАО "Институт Мурманскгражданпрпоект" привлеченного к участию в рассмотрении дела N 11 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица, о рассмотрении дела в отсутствии представителя организации в связи с невозможностью явки в указанное время.
Комиссия Мурманского УФАС России рассмотрев представленные документы находит ходатайство подлежащим удовлетворению.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 29 октября 2010 года поступила жалоба N 01-02/678 от ЗАО "М-строй" на неправомерные действия ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", являющегося государственным заказчиком в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации для ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер". По мнению заявителя, государственный заказчик при проведении открытого конкурса ограничил конкуренцию среди участников путем установления в конкурсной документации заранее невыполнимого срока проведения работ по лоту N 1 "разработка проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция здания ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" исходя из следующего. Оценка и сопоставление заявок состоялось 30.11.2010 года, срок заключения контракта в течение 10 дней со дня выбора подрядчика (то есть до 10 декабря 2010 года), а срок выполнения работ установлен до 20 декабря 2010 года. Таким образом, общий срок выполнения работ составляет всего 10 календарных дней. Вместе с тем, конкурсной документацией предусмотрено обязательное получение подрядчиком положительного заключения органа государственной вневедомственной экспертизы на разработанную проектно-сметную документацию по лоту N 1. При этом согласно Постановлению Правительства Мурманской области N 134-ПП от 06.04.2010 срок проведения государственной экспертизы проектной документации может достигать 60 дней. Таким образом, разработать проектно-сметную документацию в таком объеме и получить на нее положительное заключение органа государственной вневедомственной экспертизы за 10 календарных дней не представляется возможным, что свидетельствует о внесении в конкурсную документацию заранее невыполнимых условий и приводит к нарушению антимонопольного законодательства.
Комиссией Мурманского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
23 октября 2010 года Управлением государственного заказа Мурманской области на официальном сайте www.gz-murman.ru было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации для ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер".
Открытый конкурс проводился по следующим лотам:
Лот N 1 "Разработка проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция здания ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер".
Лот N 2 "Разработка проектно-сметной документации системы приточно-вытяжной вентиляции главного корпуса ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер".
Лот N 3 "Разработка проектно-сметной документации по капитальному ремонту централизованного оперблока и реанимационных палат ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер".
Лот N 4 "Разработка проектно-сметной документации по объекту капитальный ремонт помещений централизованного буфета ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер".
Как следует из материалов дела в открытом конкурсе по лоту N 1 принял участие только один хозяйствующий субъект - ОАО "Институт Мурманскгражданпроект", что подтверждается Протоколом N 347/1/10 вскрытия конвертов от 23.11.2010 г.
Согласно Тому N 3 Конкурсной документации, содержащей техническое задание, срок выполнения работ по каждому лоту установлен с момента заключения контракта до 20 декабря 2010 года.
Согласно пункту 7 Тома 3 Конкурсной документации, в состав работы по всем лотам входит - разработка проектной документации, разработка сметной документации, получение соответствующих согласований. Пунктом 10 Конкурсной документации предусмотрено обязательное получение положительного заключения органа государственной вневедомственной экспертизы на разработанную проектно-сметную документацию по лоту N 1.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что извещение о проведении конкурса опубликовано 23 октября 2010 года. В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон "О размещении заказов") извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе должно было состояться 23 ноября 2010 года, рассмотрение заявок на участие в конкурсе должно было состояться 26 ноября 2010 года, а оценка и сопоставление заявок - 30 ноября 2010 года.
Фактическая дата исполнения указанных мероприятий совпадает с датой установленной в извещении о проведении открытого конкурса и подтверждается Протоколами заседания конкурсной комиссии N 347/1/10 от 23.11.10, N 347/2/10 от 26.11.10, N 347/3/10 от 30.11.10.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Закона "О размещении заказов" контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, учитывая, что оценка и сопоставление заявок должна была состояться 30 ноября 2010 года, подписание контракта могло произойти не ранее 10 декабря 2010 года, то максимальный срок выполнения работ по государственному контракту составлял всего 10 дней. При этом в указанный срок необходимо было не только разработать проектно-сметную документацию, но и получить положительное заключение органа государственной вневедомственной экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 утвержден "Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", в соответствии с пунктом 30 которого субъектам Российской Федерации предоставлена возможность устанавливать более короткие сроки проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями.
Пунктом 1 Постановления Правительства Мурманской области от 06.04.2010 N 134-ПП "О сроках проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлено, что срок проведения государственным областным учреждением "Управление государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области" государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не может превышать 60 дней. При этом минимальные сроки указанным Постановлением не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона "О размещении заказов" конкурсная документация разрабатывается и утверждается заказчиком. Следовательно, заказчик, при разработке конкурсной документации, должен был учитывать реальные сроки выполнения работ, в том числе сроки по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Согласно пояснению главного врача ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" (исх N 27/257 от 14.02.2011 г.) при составлении конкурсной документации учитывался срок проведения государственной экспертизы проектной документации сроком 60 дней. При этом, учитывалось, что это максимальный срок, поэтому срок проведения экспертизы мог составлять и менее 60 дней. Конечный срок выполнения работ до 20 декабря 2010 года вызвано тем, что окончание финансирования подведомственных учреждений осуществляется до 25.12.2010 г.
Документов, подтверждающих, что ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" владел сведениями о реальных сроках проведения государственной экспертизы проектной документации по объекту "Реконструкция здания ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" представлено не было, следовательно, о реальных сроках проведения государственной экспертизы государственный заказчик не знал. При таких обстоятельствах ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" при разработке конкурсной документации должен был руководствоваться предельными сроками, установленными для проведения государственной экспертизы, и, учитывая данные обстоятельства, устанавливать реальные сроки выполнения работ по государственному контракту. При этом государственный заказчик мог предположить, сделав соответствующие запросы в ГОУ "Управление государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области", что получение положительного заключения органа государственной вневедомственной экспертизы на разработанную проектно-сметную документацию займет больше времени, чем общий срок выполнения работ, установленный в Конкурсной документации.
Вместе с тем, согласно пояснениям ГОУ "Управление государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области" сроки проведения государственной экспертизы с выдачей положительного заключения зависят от объема, сложности и качества проектной документации представленной на экспертизу, при этом минимальный срок проведения государственной экспертизы проектной документации по объекту "Реконструкция здания ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер, учитывая объем и сложность данного объекта составляет 60 дней.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При этом перечень действий, указанный в статье не является исчерпывающим.
Таким образом, Мурманское УФАС России приходит к выводу о том, что действия государственного заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации заранее неосуществимых сроков выполнения работ привели к ограничению конкуренции (устранению) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации для ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", так как в конкурсе по лоту N 1 принял участие только один хозяйствующий субъект, хотя могли принять участие и другие хозяйствующие субъекты работающие на рынке услуг по разработке проектно-сметных документаций, в том числе и ЗАО "М-строй". Однако, представители ЗАО "М-строй" знали о невозможности исполнения контракта в установленный срок, таким образом не подали заявку на участие в конкурсе из-за возможных в связи с неисполнением контракта последствий (включение в реестр недобросовестных поставщиков, штрафы предусмотренные контрактом и т.д.), хотя имели возможность выполнить указанную работу.
Комиссия приходит к выводу, что вина ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" в совершении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" заключается в том, что заказчик в период разработки конкурсной документации и ее утверждении имел возможность узнать о реальных сроках выполнения работ, установить в конкурсной документации выполнимые сроки работ, тем самым соблюсти антимонопольное законодательство, но не предпринял для этого все зависящие от него меры.
Согласно протоколу N 347/2/10 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, Конкурсная комиссия в соответствии с частью 2 статьи 27 Закона "О размещении заказов" и пунктом 2 части 1 статьи 12 участнику - ОАО "Институт Мурманскгражданпроект" отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по лоту N 1.
Согласно письму ОАО "Институт Мурманскгражданпроект" от 07.12.2010 г. N 01/297 направленному в адрес Министерства экономического развития Мурманской области и главного врача ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", общество имеет лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и готово взять на себя обязательство заключить государственный контракт с ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" в соответствии с условиями конкурсной документации.
Согласно письму ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" N 20/С-2364 от 07.12.10 г., направленному в Министерство экономического развития Мурманской области, администрация лечебного учреждения просит согласовать заключение государственного контракта с единственным поставщиком в соответствии с Законом "О размещении заказов".
Рассмотрев пакет представленных документов Министерство экономического развития письмом N 04-07/5923-ЮВ от 07.12.10 г., с учетом наличия у участника размещения заказа лицензии на право деятельности в области использования атомной энергии, согласовывает размещение заказа у единственного поставщика и заключение государственного контракта по лоту N 1 с ОАО "Институт Мурманскгражданпроект".
Таким образом, согласно пояснениям представителей ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", государственный контракт N 29/10-МЭ от 10.12.2010 г. был заключен в соответствии с частью 2 статьи 55 Закона "О размещении заказов" с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных конкурсной документацией.
В связи с тем, что статьей 449 ГК РФ для признания торгов недействительными предусмотрен судебный порядок обжалования результатов торгов, при указанных обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствует возможность выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Государственного учреждения здравоохранения "Мурманский областной онкологический диспансер" (183047, г. Мурманск, ул. Павлова, д. 6 корпус 2,) факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в ограничении (устранении) конкуренции при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта по лоту N 1 "Разработка проектно-сметной документации по объекту Реконструкция здания ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", извещение о проведении которого было опубликовано Управлением государственного заказа Мурманской области 23.10.2010 г. на официальном сайте www.gz-murman.ru, путем установления в конкурсной документации заранее неосуществимых сроков выполнения работ, а именно: с момента заключения контракта до 20 декабря 2010 года, учитывая, что государственный контракт мог быть заключен не ранее 10 декабря 2010 года.
2. Предписание ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" не выдавать поскольку между ГУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер" и ОАО "Институт Мурманскгражданпроект" в соответствии с частью 2 статьи 55 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" как с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных конкурсной документацией был заключен государственный контракт N 29/10-МЭ от 10.12.2010 г. и законодательством Российской Федерации предусмотрен судебный порядок расторжения договоров и признания торгов недействительными.
Председатель Комиссии: И.Н.Попова
Члены Комиссии: М.С.Полищук, А.А.Журавлев, Е.Н.Редина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016