Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
(опубликовано 24 января 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена
"
29
"
декабря
2010
г.
В полном объеме решение изготовлено
"
20
"
января
2011
г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии: Бердниковой Татьяны Николаевны - главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Лопатина Владимира Александровича - специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителей ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" по доверенности от 17.08.2010 N; Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Томской области по доверенности от 21.11.2010 N, по доверенности от 21.10.2010 N, департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области (удостоверение N от 27.04.2010), рассмотрев дело N 02-10/164-10 о нарушении ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, г. Новосибирск, ул.Советская, 5) п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В Томское УФАС России поступило заявление Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Томской области (далее Комитет, Абонент) о том, что между Комитетом и Томским филиалом ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее ОАО "ТГК-11", ЭСО) в стадии согласования находится Государственный контракт от 01.01.2010 N 114 "На пользование тепловой энергией в горячей воде". Между сторонами возникли разногласия по пункту 6.1 указанного госконтракта, который регулирует способ доставки платежных документов до Абонента за потребленные энергоресурсы.
Заявитель считает, что ОАО "ТГК-11", настаивая на условии контракта в редакции ОАО "ТГК-11", навязывает Комитету невыгодные условия, тем самым нарушает антимонопольное законодательство.
В заседании комиссии представитель Комитета пояснил, что при согласовании Государственного контракта от 01.01.2010 N 114 "На пользование тепловой энергией в горячей воде" ОАО "ТГК-11" настаивает на следующей редакции п. 6.1: "В срок до 15-го числа текущего месяца Абонент обязан получить в ЭСО счет на оплату тепловой энергии, которую он обязан в течение трёх дней предоставить в обслуживающие его банки для перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО".
Представитель Комитета предполагает, что расходы ОАО "ТГК-11" по доставке платежных документов до потребителя, учитываются в тарифе на тепловую энергию. В связи с указанным, Комитет предлагает следующую редакцию указанного пункта: "Оплата потребленной тепловой энергии Абонентом в соответствии с настоящим контрактом производится по платежным документам Энергоснабжающей организации, которые она доводит до Абонента (почтовой связью) один раз в месяц, в течении 5 дней с момента получения счет-фактуры за оказанные услуги".
По мнению представителя Комитета, ОАО "ТГК-11", пользуясь своим доминирующим положением на рынке и навязывая Комитету невыгодные условия, касающиеся способа доставки платежных документов, нарушает ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В заседании Комиссии представитель ОАО "ТГК-11" пояснил, что согласно ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Между ОАО "ТГК-11" и Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Томской области подписан государственный контракт N114 от 01.01.2010 г. на пользование тепловой энергией в горячей воде с протоколом урегулирования разногласий. Пунктом 6.1. государственного контракта предусмотрено, что расчетным периодом является месяц. Оплата за потребленную тепловую энергию и горячую сетевую воду при разрешенном открытом водоразборе производится Абонентом по платежным документам ЭСО.
Оплата потребленной тепловой энергии производится в следующие периоды:
а) в срок до 15-го числа текущего месяца Абонент обязан получить в ЭСО счет на оплату тепловой энергии, которую он обязан в течение трех дней предоставить в обслуживающие его банки для перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО;
б) в срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, ЭСО производит окончательный расчет количества и стоимости потребленной тепловой энергии и выставляет счет и счет-фактуру за теплоэнергию, которые Абонент обязан получить в ЭСО с 5-го по 8-ое число каждого месяца. Если дата окончательных расчетов приходится на выходные или праздничные дни, то днем выставления платежных документов является день, следующий за ними.
Срок окончательного платежа - 15 число месяца, следующего за расчетным.
В протоколе разногласий данный пункт Абонент предложил изложить в следующей редакции: "Оплата потребленной тепловой энергии Абонентом в соответствии с настоящим договором производится по платежным документам Энергоснабжающей организации, которые она доводит до Абонента (почтовой связью) один раз в месяц, в течении 5 дней с момента получения счета-фактуры за оказанные услуги",
14.09.2010 сторонами обсуждался протокол разногласий, предложенный Абонентом. Сторонами было принято решение изложить п. 6.1. государственного контракта в следующей редакции:
"Расчетным периодом является месяц.
Оплата за потребленную тепловую энергию и горячую сетевую воду при разрешенном открытом водоразборе производится Абонент по платежным документам ЭСО.
Оплата потребленной тепловой энергии производится в следующие периоды:
а) В срок до 15-го числа текущего месяца АБОНЕНТ вправе получить в ЭСО счет на оплату тепловой энергии, которую он обязан в течение трех дней предоставить в обслуживающие его банки для перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО;
б) В срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, ЭСО производит окончательный расчет количества и стоимости потребленной тепловой энергии и сетевой воды и выставляет платежные требования.
Если дата окончательных расчетов приходится на выходные или праздничные дни, то днем выставления платежных требований является день, следующий за ним.
При окончательном расчете к платежным требованиям прилагаются счета-фактуры и акты приема-передачи, которые ЭСО направляют вместе с платежными требованиями в банк Абонента.
Срок окончательного платежа - 15 число месяца, следующего за расчетным.
При не поступлении окончательного платежа до указанного числа, ЭСО имеет право ограничить теплоснабжение. По истечении пяти дней после ограничения, в случае не погашения задолженности, ЭСО вправе прекратить полностью подачу энергии до оплаты потребленной энергии и возмещения затрат по принудительному ограничению, отключению."
Таким образом, стороны пришли к вышеизложенному соглашению по порядку расчетов по государственному контракту.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что фактически ОАО "ТГК-11" не производит выставление платежных документов для оплаты до 15-го числа текущего месяца.
В связи с вышеизложенным, представитель ОАО "ТГК-11" считает, что действия ОАО "ТГК-11" не ущемляют законные права и интересы Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Томской области и не содержат состава административного правонарушения.
Исходя из указанного и на основании ст. 29.10, ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях представитель ОАО "ТГК-11" просит производство по делу прекратить.
В заседании Комиссии представитель департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области пояснил, что в тарифе на тепловую энергию учтены затраты ОАО "ТГК-11" на доставку квитанций потребителям (физическим лицам - населению). Расходы по доставке платежных документов потребителям (юридическим лицам) при утверждении тарифа на тепловую энергию для ОАО "ТГК-11" не учитывались.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.07.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "ТГК-11" осуществляет производство тепловой энергии, ее транспортировку и продажу конечным потребителям, следовательно, ОАО "ТГК-11" является субъектом естественной монополии на рынке тепловой энергии в географических границах города Томска и занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по передаче тепловой энергии в географических границах города Томска.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Комиссией установлено, что между Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Томской области (далее Комитет, Абонент) и Томским филиалом ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее ОАО "ТГК-11", ЭСО) подписан Государственный контракт от 01.01.2010 N 114 "На пользование тепловой энергией в горячей воде". Комитетом данный контракт подписан с учетом протокола разногласий. Вместе с тем, Сторонами подписан протокол согласования разногласий, п. 6.1 которого согласован в следующей редакции: "В срок до 15-го числа текущего месяца АБОНЕНТ вправе получить в ЭСО счет на оплату тепловой энергии, которую он обязан в течение трех дней предоставить в обслуживающие его банки для перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО.".
Тем не менее, Комитет считает, что данное условие приводит к дополнительным расходам из бюджета и ущемляет интересы Комитета.
Комиссией установлено, что предположения Комитета о том, что почтовые расходы на доставку платежных документов до Абонента учтены в тарифе на тепловую энергию, не подтвердились.
Изучив материалы дела и выслушав мнения представителей сторон, Комиссия делает вывод о том, что ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" не ущемило интересы Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Томской области, а действовало в рамках Федерального закона "О защите конкуренции", поэтому действия ОАО "ТГК-11" не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
производство по делу N 02-10/164-10, возбужденному в отношении ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Председатель Комиссии |
|
|
Бутенко И.В. |
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
Бердникова Т.Н. |
|
|
|
|
|
|
|
Лопатин В.А. |
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (опубликовано 24 января 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016