Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 2 февраля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена: 19 января 2011 года г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено: 02 февраля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель - Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее - Комиссия);
в присутствии представителей:
- администрации городского поселения город Кашин по доверенности;
- Муниципального унитарного предприятия городского поселения - город Кашин "Коммунальное хозяйство" (далее - МУП КХ) по доверенности;
- ООО "Кашинритуалсервис": Бутина Р.С. по доверенности от 30.12.2010,
рассмотрев дело N 04-06/34-2010 по признакам нарушения администрацией городского поселения город Кашин (171640, Тверская область, г. Кашин, ул. Карла Маркса, д. 24/23) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции),
установила:
Дело N 04-6/34-2010 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении администрации городского поселения город Кашин (далее - администрация) по признакам нарушения статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в установлении пунктами 1 и 23 Правил содержания мест погребения на территории городского поселения - город Кашин Тверской области, утв. постановлением администрации городского поселения город Кашин от 27.07.2010 N 221 (далее - Правила), положений, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению.
Согласно:
- пункту 1 Правил: копку могил и погребение на территории кладбищ городского поселения город Кашин осуществляют специализированные юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - специализированные службы по вопросам похоронного дела) на основании постановлений администрации городского поселения город Кашин, наделяющих специализированные юридические лица и индивидуальных предпринимателей статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела;
- пункту 23 Правил: специализированные службы, осуществляющие копку могил и погребение умерших, обязаны обеспечивать: соблюдение норм отвода каждого земельного участка для захоронения, установленных настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами; соблюдение правил подготовки могил, установленных настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами; предоставление посетителям кладбищ напрокат инвентаря для ухода за могилами (лопаты, грабли, ведра и т.п.)
Таким образом, пунктами 1 и 23 Правил специализированным службам по вопросам похоронного дела г.Кашина предоставляется исключительное право на оказание услуг по копке могил и погребению.
В городе Кашине статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела наделены ООО "Кашинский похоронный дом" и ООО "Кашинритуалсервис" соответственно постановлением Главы администрации городского поселения - город Кашин от 19.07.2006 N 19 (далее - постановление N 19) и постановлением Главы администрации городского поселения - город Кашин от 01.06.2007 N 47 (далее - постановление N 47), которые обязаны на безвозмездной основе осуществлять гарантированный перечень услуг, предусмотренный статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", а также осуществляют копку могил и погребение умерших.
Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, как самостоятельного вида деятельности, предусматривающего создание органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Однако, Закон о погребении не предусматривает, что иные юридические и физические лица, а также хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела иных муниципальных образований, лишены права заниматься этой деятельностью.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Вышеуказанное положение подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 23.09.2008 N 12027/07.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление отдельному хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) необоснованных преимуществ осуществления деятельности, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следовательно, предоставление пунктами 1 и 23 Правил специализированным службам по вопросам похоронного дела г.Кашина исключительного права на оказание услуг по копке могил и погребению создает для специализированных служб по вопросам похоронного дела преимущества на рынках погребения и оказания ритуальных услуг г. Кашина и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке, что является нарушением статьи 15 Закона.
Кроме того, представленные администрацией и участвующими в деле лицами сведения свидетельствуют о следующем.
Похоронное дело в г. Кашине организовано следующим образом.
В городе Кашине созданы две специализированные службы по вопросам похоронного дела: ООО "Кашинский похоронный дом" и ООО "Кашинритуалсервис", согласно постановлению N 19 и постановлению N 47 соответственно.
Пунктами 4 и 5 постановления N 19 о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Кашинский похоронный дом" рекомендуется:
- военному комиссару Объединенного военного комиссариата г. Кашина Карюгину В.Ю. обеспечить взаимодействие с ООО "Кашинский похоронный дом" в вопросах организации погребения умерших военнослужащих и иных приравненных к ним категорий умерших, а также компенсации расходов по оказанию ритуальных услуг;
- главному врачу Кашинской центральной районной больницы Карагезову Г.Н обеспечить взаимодействие с ООО "Кашинский похоронный дом" по приему и исполнению заказов на реставрацию, бальзамирование, санитарную и косметическую обработку тел умерших.
При этом, директором ООО "Кашинский похоронный дом" является Карагезов Д.Г., сын главного врача МУ "Кашинская Центральная районная больница".
В постановлении N 47 о создании второй специализированной службы ООО "Кашинритуалсервис" рекомендации отсутствуют. Следовательно, данными постановлениями две специализированные службы, осуществляющие деятельность на одном товарном рынке, поставлены в неравные условия, создающие преимущества для деятельности ООО "Кашинский похоронный дом", что является нарушением статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
На МУП "Коммунальное хозяйство" (далее МУП КХ) возложены функции органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение по стандартной форме заявления в МУП КХ и учета захоронений (ведение книги (журнала) захоронений). При этом МУП КХ не осуществляет копку могил и погребение.
Согласно информации администрации (письмо от 29.12.2010 N 1032), МУП КХ (письмо от 27.12.2010 N 917), ООО "Кашинский похоронный дом" и ООО "Кашинритуалсервис" (письмо от 25.12.2010 N б/н) на городских кладбищах г. Кашина в 2009 году произведено 381 захоронение, из которых 19 захоронений осуществлено ООО "Кашинритуалсервис", 268 - ООО "Кашинский похоронный дом", 94 - иными юридическими и физическими лицами; в 2010 году произведено 320 захоронений, из которых 9 захоронений произвел ООО "Кашинритуалсервис", 206 - ООО "Кашинский похоронный дом", а 105 захоронений - иными юридическими и физическими лицами.
Анализ ситуации на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг г. Кашина в динамике показал стабильную долю ООО "Кашинский похоронный дом" на указанных рынках, которая в течение 2009-2010 годов колеблется от 65% до 70%, что может являться следствием взаимодействия между ООО "Кашинский похоронный дом" и МУ "Кашинская Центральная районная больница".
Кроме того, согласно устным пояснениям представителя администрации МУП КХ осуществляет содержание городских кладбищ г. Кашина на основании ежегодного договора, заключаемого без учета требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно выпискам из бюджетной росписи расходов местного бюджета администрации городского поселения - город Кашин за 2010 и 2011 годы на содержание кладбищ в 2010 году было выделено 800 000 рублей (по кварталам МУП КХ выделено соответственно: 150 000 рублей, 300 000 рублей, 230 000 рублей, 120 000 рублей), в 2011 году - 500 000 рублей (на 1 квартал - 290 000 рублей, на 2 квартал -210 000 рублей).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать администрацию городского поселения город Кашин нарушившей статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления пунктами 1 и 23 Правил содержания мест погребения на территории городского поселения город Кашин Тверской области, утв. постановлением администрации городского поселения город Кашин от 27.07.2010 N 221, положений, реализация которых может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению;
2. Признать администрацию городского поселения город Кашин нарушившей статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания постановлениями Главы администрации городского поселения - город Кашин от 19.07.2006 N 19 и от 01.06.2007 N 47 разных условий деятельности для специализированных служб по вопросам похоронного дела г.Кашина ООО "Кашинский похоронный дом" и ООО "Кашинритуалсервис" на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг;
3. Выдать администрации городского поселения город Кашин предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг в г.Кашине:
- внести изменения в пункты 1 и 23 Правил содержания мест погребения на территории городского поселения город Кашин Тверской области, утв. постановлением администрации городского поселения город Кашин от 27.07.2010 N 221, исключающие создание преимуществ специализированным службам по вопросам похоронного дела г. Кашина на рынке оказания услуг по погребению;
- внести изменения в постановление Главы администрации городского поселения город Кашин от 19.07.2006 N 19, исключив пункты 4 и 5, и довести до сведения военного комиссариата и МУ "Кашинская Центральная районная больница" о создании второй специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Кашинритуалсервис" и имеющей равные с ООО "Кашинский похоронный дом" права и обязанности в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг.
Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии: Л. К Красюкова, М.Ю. Шуклина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание по делу N 04-06/34-2010
2 февраля 2011 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель - Демина И.С., руководитель управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 19 января 2011 г. по делу N 04-6/34-2010 о нарушении администрацией городского поселения город Кашин (171640, Тверская область, г. Кашин, ул. Карла Маркса, д. 24/23) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
Администрации городского поселения город Кашин:
1. В срок до 21.03.2011 прекратить нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем:
- внесения изменений в пункты 1 и 23 Правил содержания мест погребения на территории городского поселения город Кашин Тверской области, утвержденных постановлением администрации городского поселения город Кашин от 27.07.2010 N 221, исключающих положения, ограничивающие доступ на рынок оказания услуг по погребению и ритуальных услуг хозяйствующим субъектам, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела в городе Кашине или иным образом устранить данное нарушение;
- внесения изменений в постановление Главы администрации городского поселения город Кашин от 19.07.2006 N 19, исключив пункты 4 и 5, и довести до сведения военного комиссариата и МУ "Кашинская Центральная районная больница" о создании второй специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Кашинритуалсервис" и имеющей равные с ООО "Кашинский похоронный дом" права и обязанности в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг.
2. В срок до 25.03.2011 проинформировать Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области о выполнении настоящего предписания, с приложением заверенных копий подтверждающих документов.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.
Председатель Комиссии: И.С. Демина
Члены Комиссии: Л. К Красюкова, М.Ю. Шуклина
Предписание может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 2 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016