Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 9 февраля 2011 г. N 6987/04-2010
Резолютивная часть решения оглашена 26.01.2011
В полном объеме решение изготовлено 09.02.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель |
зам. руководителя управления - начальник отдела И.И. Спиридонов, |
члены |
- начальник отдела М.С. Степанова, специалист - эксперт А.В. Федорова, |
рассмотрев дело N 6887/04-2010 по признакам нарушения Главой МО "Радищевский район" (433910, Ульяновская область, пгт Радищево, пл. 50 лет ВЛКСМ, 11), Администрацией МО "Радищевский район" (433910, Ульяновская область, пгт Радищево, пл. 50 лет ВЛКСМ, 11), Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Радищевский район" (433910, Ульяновская область, пгт Радищево, пл. 50 лет ВЛКСМ, 11) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее - Закон "О защите конкуренции") установила:
18.10.2010 в Ульяновское УФАС России поступило заявление Почечуева А.Е. о наличии в действиях Администрации МО "Радищевский район" по наделению МУП "Кадастровое бюро" полномочиями органов местного самоуправления нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13.12.2010 N 340 возбуждено дело по признакам нарушения Главой муниципального образования "Радищевский район", Комитетом по управлению муниципального имущества и земельным отношениям администрации муниципального образования "Радищевский район" части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в наделении МУП "Кадастровое бюро" полномочиями органов местного самоуправления по выполнению работ по инвентаризации земель Радищевского района, формированию земельного архива райкомзема, что создает преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
23.12.210 (вх. N 10125) Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Радищевский район" представлены письменные пояснения, из которых следует, что МУП "Кадастровое бюро" создано на основании распоряжения Главы Радищевского района Ульяновской области от 21.11.2001 N 420-р в целях проведения геодезических и картографических и других работ, связанных с отводом земельных участков на местности. Геодезическая и картографическая деятельность осуществляется на основании лицензий, выданных Федеральным агентством геодезии и картографии Министерства транспорта РФ. В соответствии с лицензиями МУП "Кадастровое бюро" вправе выполнять работы по формированию и ведению банка данных топографических планов, составление, обновление кадастровых карт и планов, топографическую съемку общего назначения при проведении инженерных изысканий, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, расположенными на территории Радищевского района, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, а распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселений, осуществляется органами местного самоуправления поселений. Полномочиями по распоряжению земельными участками МУП "Кадастровое бюро" не наделялось.
Кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и выдачу сведений государственного кадастра на территории МО "Радищевский район" осуществляется ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области.
Представитель МУП "Кадастровое бюро" пояснила, что МУП "Кадастровое бюро" создано путем реорганизации в порядке преобразования государственного унитарного предприятия "Кадастровое бюро" при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Радищевского района Ульяновской области 10.12.2010.
Учредителем предприятия является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Радищевский район".
Предприятие является коммерческой организацией и осуществляет деятельность на полном хозяйственном расчете.
Основной вид деятельности по ОКВЭД 74.20.31 - топографо-геодезическая деятельность. По заявкам физических и юридических лиц предприятие осуществляет оформление документов по сделкам с земельными участками с обязательным выполнением геодезических работ по обмерам земельных участков в натуре. Работ по инвентаризации земель предприятие не выполняло, как и не участвовало в формировании земельного архива. Деятельность предприятия осуществляется на основе лицензии от 31.07.2007 N СРГ-0634 Г на осуществление геодезической деятельности и лицензии от 31.07.2007 N СРГ-00635К на осуществление картографической деятельности. Срок действия лицензии - 5 лет.
Расценки на услуги физическим лицам утверждаются руководителем предприятия, для юридических лиц - составляются сметы на основании сборника цен на ОНЗТ ни изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.
За 11 месяцев 2010 года оказано услуг по виду деятельности 74.30.31 на сумму 635 тыс. рублей, в том числе юридическим лицам - на сумму 115 тыс. руб., населению - 520 тыс. рублей.
22.12.2010 от Главы МО "Радищевский район" поступили письменные пояснения, в которых указано, что в соответствии с уставом МО "Радищевский район" вопросы создания муниципальных унитарных предприятий и утверждения их уставов не входят в компетенцию Главы МО "Радищевский район".
На заседании комиссии председатель КУМИЗО МО "Радищевский район" пояснила, что в настоящее время полномочия по определению целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений отнесено к полномочиям администрации МО "Радищевский район". Инвентаризация земель района, формирование земельного архива МУП "Кадастровое бюро" не осуществляется. Работы по инвентаризации земель района проводятся комиссией, созданной администрацией района. В состав комиссии входит представитель КУМИЗО МО "Радищевский район". По результатам инвентаризации земель формируются списки налогоплательщиков и арендной платы за землю. Данные списки формируются специалистами КУМИЗО МО "Радищевский район". Признала, что устав противоречит действующему законодательству. Пояснила, что работы по ведению электронной карты состояния земель на территории МО "Радищевский район", подготовке и выдаче справок, содержащих земельно-кадастровую информацию, осуществляются территориальным подразделением Росреестра по Ульяновской области.
В настоящее время решается вопрос о ликвидации предприятия. Данный вопрос решится только после сдачи квалификационного экзамена работниками предприятия на кадастрового инженера.
Определением от 24.12.2010 к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МО "Радищевский район".
Входящим от 26.01.2011 N 582 администрацией МО "Радищевский район" представлены письменные пояснения, из которых следует, что в целях проведения геодезических, картографических и других работ, связанных с отводом земельных участков на местности, на основании распоряжения Главы Радищевского района Ульяновской области от 21.11.2001 N420-Р было создано МУП "Кадастровое бюро". МУП "Кадастровое бюро" осуществляет геодезическую и картографическую деятельность на основании лицензий, выданных Федеральным агентством геодезии и картографии Министерства транспорта РФ. Согласно имеющимся лицензиям МУП "Кадастровое бюро" может выполнять работы по формированию и ведению банка данных топографических планов, составлению, обновлению кадастровых карт и планов, топографическую съёмку общего назначения при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межеванию земель, ведению кадастров.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, а распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселений, осуществляется органами местного самоуправления поселений. Полномочия по распоряжению земельными участками МУП "Кадастровое бюро" не передавались. Инвентаризацией земель района, формированием земельного архива муниципальное унитарное предприятие не занимается. Работы по инвентаризации земель района проводятся рабочей группой, состав которой утвержден постановлением Главы Администрации от 16.04.2008 N138 "Об инвентаризации территорий муниципального образования "Радищевский район". Рабочая группа выявляет объекты (земельные участки, иные объекты недвижимости), не состоящие на налоговом учете. Результатом работы по осуществлению инвентаризации земель района является формирование списков налогоплательщиков и арендной платы за землю. Данные списки формируются непосредственно специалистами КУМИЗО МО "Радищевский район".
Кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и выдача сведений государственного кадастра на территории муниципального образования "Радищевский район" осуществляется ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области. Работы по ведению электронной карты состояния земель на территории муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области, подготовке справок, содержащих земельно-кадастровую информацию, осуществляются территориальным подразделением Росреестра по Ульяновской области.
Далее пояснено, что в настоящее время устав МУП "Кадастровое бюро" приведён в соответствие с действующим законодательством и утверждён постановлением Администрации муниципального образования "Радищевский район" от 21.01.2011 N21 в новой редакции.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении части 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" Главой МО "Радищевский район", Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Радищевский район", Администрацией МО "Радищевский район", что выразилось в наделении МУП "Кадастровое бюро" полномочиями органов местного самоуправления по выполнению работ по инвентаризации земель Радищевского района, формированию земельного архива.
При этом комиссия исходила из следующего.
Согласно распоряжению Главы Радищевского района Ульяновской области от 21.11.2001 N 420-р "О создании МУП "Кадастровое бюро" Радищевского района" в целях проведения геодезических и картографических работ, территориального землеустройства, включающего в себя образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, межевание объектов землеустройства, совершение сделок с земельными участками, инвентаризации земель района было указано создать путем реорганизации в порядке преобразования ГУП "Кадастровое бюро при комитете по земельным ресурсам и землеустройству Радищевского района" в МУП "Кадастровое бюро" Радищевского района Ульяновской области (далее - МУП "Кадастровое бюро", предприятие) (п. 1).
Уставом МУП "Кадастровое бюро" (в редакции от 2003 года) предусмотрено, что предприятие является коммерческой организацией и основано на муниципальной собственности с правом хозяйственного ведения.
На момент создания предприятия учредителем предприятия являлся Комитет по управлению имуществом МО "Радищевский район", который и утвердил устав предприятия.
Согласно уставу основными задачами и функциями МУП "Кадастровое бюро" являются, в том числе выполнение работ по инвентаризации земель Радищевского района, формирование земельного архива райкомзема.
В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 N 659 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель.
Согласно указанному Положению органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения (пункт 2); для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии; их состав утверждается главой местной администрации (пункт 3); результаты оформляются в самостоятельное дело, с подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель. Форма акта утверждается Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 6); обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя земельного комитета. области и направляются в органы исполнительной власти. области для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель (пункт 7).
В пункте 3 Положения указывается, что в состав комиссий включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно - градостроительной и санитарно - эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.
Таким образом, работы по инвентаризации земель, расположенных в пределах муниципального района, должны вестись комиссией, состав которой утверждается главой местной администрации, то есть проведение инвентаризации земель является функцией органа местного самоуправления.
Из содержания п. 16 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений.
Таким образом, действия Главы Радищевского района, Комитета по управлению имуществом Радищевского района по наделению МУП "Кадастровое бюро" полномочиями органов местного самоуправления по выполнению работ по инвентаризации земель Радищевского района, формированию земельного архива райкомзема создают преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
Частью 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Поскольку уставом МУП "Кадастровое бюро" предоставлено право осуществлять функции органов местного самоуправления по выполнению работ по инвентаризации земель Радищевского района, формированию земельного архива, следовательно, то обстоятельство, что предприятие фактически не осуществляет инвентаризацию земель района, а также формирование земельного архива, не исключает возможность осуществления МУП "Кадастровое бюро" указанных видов деятельности в будущем.
Согласно ст. 41 Устава муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области от 22.11.2006 N 12/134 администрация Радищевского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Радищевского района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Радищевского района федеральными законами и законами Ульяновской области, в частности определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений Радищевского района (п. 4).
Следовательно, уставом района полномочиями учредителя муниципальных предприятий и учреждений в настоящее время наделена администрация МО "Радищевский район".
На заседании комиссии 26.01.2011 представителем администрации МО "Радищевский район", даны аналогичные пояснения, содержащиеся в ранее представленных письменных пояснениях. Представлены копии постановления Главы администрации МО "Радищевский район" от 16.04.2008 N 138 "Об инвентаризации территории муниципального образования "Радищевский район"", постановления администрации МО "Радищевский район" от 15.02.1010 N 72 "О внесении изменений в постановление Главы администрации МО "Радищевский район" от 16.04.2008 N 138", постановления Администрации МО "Радищевский район" от 21.01.2011 N 21 "Об утверждении устава МУП "Кадастровое бюро" в новой редакции" от 21.01.2011 N 21.
Согласно представленной редакции устава МУП "Кадастровое бюро" из содержания п. 2.2, предусматривающего виды деятельности предприятия, исключены функции органов местного самоуправления по выполнению работ по инвентаризации земель Радищевского района, формированию земельного архива.
Таким образом, администрацией МО "Радищевский район" устранено нарушение антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что Главы г. Ульяновска и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Радищевский район" в настоящий момент не наделены полномочиями учредителя муниципальных предприятий, а нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено уполномоченным лицом, администрацией МО "Радищевский район", Комиссией принято решение указанным лицам предписание не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать действия Главы МО "Радищевский район", Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Радищевский район", Администрации МО "Радищевский район", выразившиеся в наделении МУП "Кадастровое бюро" полномочиями органов местного самоуправления по выполнению работ по инвентаризации земель Радищевского района, формированию земельного архива, нарушением части 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции"
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства дело N 6987/04-2010 в отношении Администрации МО "Радищевский район" производством прекратить.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
М.С. Степанова
А.В. Федорова |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 9 февраля 2011 г. N 6987/04-2010
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016