Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 15 февраля 2011 г.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Балабаев С.А., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 04-04/02А-11о распространении рекламы пива сети магазинов ПiВНОВЪ без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива на рекламных конструкциях около торгового дома "Эстет" (здание института "Гипродвигатель") и на Октябрьской площади, возбужденного в отношении Индивидуального предпринимателя Рудницкой И.В. (далее ИП Рудницкая И.В.), , в присутствии (представителя по доверенности),
УСТАНОВИЛ:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства сотрудниками Ярославского УФАС России 5 июля 2010 года установлено распространение следующей рекламы:
- на рекламной щитовой конструкции рядом с торговым домом "Эстет" (здание института "Гипродвигатель") по адресу: проспект Октября, д. 2/61, размещалась реклама следующего содержания: "Разливное ПИВО, хорошее пиво для хороших людей! Импортное, Российское 50 сортов (изображена пивная кружка с пеной). ПiВНОВЪ сеть магазинов разливного пива. Стрелка-указатель 300 м ул. Щапова, 1";
- на рекламной щитовой конструкции на Октябрьской площади, справа при съезде с моста (место N 3) размещена реклама следующего содержания: "Разливное ПИВО. Хорошее пиво для хороших людей! Импортное, Российское 40 сортов (изображена пивная кружка с пеной). ПiВНОВЪ сеть магазинов разливного пива. Изогнутая стелка-указатель 50 м ул. Республиканская, 18".
Кроме того, 21 октября 2010 года было установлено, что реклама "Разливное ПИВО. Хорошее пиво для хороших людей! Импортное, Российское 40 сортов (изображена пивная кружка с пеной). ПiВНОВЪ сеть магазинов разливного пива. Изогнутая стелка-указатель 50 м ул. Республиканская, 18", размещенная на рекламной щитовой конструкции на Октябрьской площади, справа при съезде с моста (место N 3) продолжает распространяться.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой разливного пива, которое реализуется в сети магазинов разливного пива ПiВНОВЪ, 50 сортов импортного и российского пива, реализуемого в магазине этой сети, расположенного по адресу: ул. Щапова, 1, а также 40 сортов импортного и российского пива, реализуемого в магазине этой сети, расположенного по адресу: ул. Республиканская, д. 18.
В соответствии с частью 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При данном способе распространения рекламы площадь такого предупреждения должна составлять не менее чем десять процентов рекламной площади.
Рассматриваемая реклама пива в нарушение требований части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе" не сопровождалась предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" за нарушение части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
Согласно пункта 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором N 177 от 01.06.2010 г. на распространение рассматриваемой рекламы, заключенным между ИП Ковинской О.С. (Исполнитель) и ИП Рудницкой И.В. (Заказчик), актом N 00000761 от 31.07.2010 выполненных работ, платежным поручением N 415 от 28.06.2010, счетами за размещение рекламных изображений N 728 от 21.06.2010 и N 865 от 06.08.2010, счетом на изготовление рекламных изображений N 130 от 21.06.2010 рекламодателем является ИП Рудницкая И.В. В соответствии с пунктами 2.1.1. и 2.2.1. вышеуказанного договора рекламные изображения предоставлены Заказчиком.
Таким образом, ИП Рудницкая И.В. в нарушение требований части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе" допустила распространение рекламы пива следующего содержания: "Разливное ПИВО, хорошее пиво для хороших людей! Импортное, Российское 50 сортов с изображением пивной кружки с пивом", а также рекламы "Разливное ПИВО. Хорошее пиво для хороших людей! Импортное, Российское 40 сортов с изображением пивной кружки с пеной" без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, которое при данном способе распространения рекламы должно составлять не менее чем десять процентов рекламной площади.
В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, субъектом правонарушения является рекламодатель ИП Рудницкая И.В.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Неисполнение (ненадлежащее исполнения) ИП Рудницкой И.В. своих обязанностей как рекламодателя выражается в том, что указанное лицо допустило размещение рекламы пива с нарушением действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Неосторожная вина состоит в том, что, совершая то или иное деяние, виновное лицо как субъект административного правонарушения не осознает его противоправности, однако при должной осмотрительности оно должно было и могло предвидеть наступление неблагоприятных последствий для правоотношений, охраняемых административным правом.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что в действиях рекламодателя ИП Рудницкой И.В. по допущению ненадлежащей рекламы содержится вина в форме неосторожности.
В ходе рассмотрения дела, объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ИП Рудницкой И.В. требований по соблюдению действующего законодательства о рекламе, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из смысла статьи 2.9 КоАП РФ с учетом пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда, либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, в связи с чем, антимонопольный орган считает невозможным применение к правонарушителю критерия малозначительности.
В соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания учитывался характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на ИП Рудницкую И.В. штраф в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма штрафа, уплачиваемого за нарушения законодательства о рекламе, в полном объеме подлежит зачислению на единый счет по учету доходов Управления федерального казначейства по Ярославской области. При оформлении платежного документа необходимо указывать следующие реквизиты:
Получатель: ИНН 7604009440, КПП 760401001
УФК МФ РФ по Ярославской области (администратор Ярославское
УФАС России)
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль
БИК 047888001
Счет N 40101810700000010010
Кроме того, полях 104, 105 платежного документа необходимо указывать код бюджетной классификации 16111626000010000140 и код ОКАТО 78401000000.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Постановление вступает в законную силу "____" _____________20____ г.
Срок предъявления к исполнению 1 (один) год со дня вступления постановления в законную силу.
Заместитель руководителя
управления С.А. Балабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016