Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 18 марта 2011 г. N А-22 /10-11
Резолютивная часть решения оглашена "04" марта 2011 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
В полном объеме решение изготовлено "18" марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Башкортостанского УФАС России), в составе:__
, рассмотрев на заседании Комиссии дело N А-22/10-11, возбужденное по заявлению АНО "Инновационный учебно-научный центр" по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
УСТАНОВИЛА:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства N А-22/10-11 возбуждено приказом Башкортостанского УФАС России N 42 от 24.02.2011 года в отношении ОАО "Трест"Уфажилремстрой" (450078, РБ, г. Уфа, ул. Революционная, 154/1).
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела явилось заявление АНО "Инновационный учебно-научный центр" (далее-Заявитель) и представленная дополнительная информация.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 01.02.2011 г. поступило заявление АНО "Инновационный учебно-научный центр" на действия ОАО "Трест"Уфажилремстрой" связанные с отключением электроэнергии.
Как следует из заявления и представленных вместе с ним документов, 01.02.2011 года ОАО "Трест"Уфажилремстрой" произвело отключение объектов электроснабжения, расположенных на 4-м этаже административного здания по адресу: г. Уфа, ул. Революционная 154/1(о чем свидетельствует акт от 01.02.2011 г., подписанный представителями организаций, расположенных на 4 этаже административного здания. Представитель ОАО "Трест"Уфажилремстрой" отказался от подписи). Более того, никакого предупреждения собственникам о предстоящем отключении электроэнергии не было сделано.
На 31 января 2011 г. ни один из собственников помещений на 4-ом этаже, указанного здания не имеет никакой задолженности перед ОАО "Трест"Уфажилремстрой" ни по оплате коммунальных платежей, ни по оплате общих эксплуатационных расходов на содержание здания.
По мнению Заявителя целью этих действий со стороны ОАО "Трест"Уфажилремстрой" является принуждение всех остальных собственников помещений к заключению договора о коллективной ответственности, согласно которому за возможные задержки коммунальных платежей любым из собственников материальную ответственность будут нести те, кто подобных задолженностей не имеет.
На рассмотрении комиссии дела представитель ОАО "Трест"Уфажилремстрой" представил договор на эксплуатационное и коммунальное обслуживание помещений и мест общего пользования от 01 марта 2011 года, согласно которому следует, что ОАО "Трест"Уфажилремстрой" оказывает коммунальные услуги Заказчику- АНО "Инновационный учебно-научный центр"
Заслушав доводы сторон и изучив материала дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N35- ФЗ "Об электроэнергетике" на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В силу части 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. От 08.11.2007) "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии (то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передачи электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятие доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.
ОАО "Трест"Уфажилремстрой" действует в условиях естественной монополии, поэтому является субъектом естественной монополии по оказанию услуг при передаче электрической энергии.
Согласно п.4 ст.26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Также в соответствии с пунктами 6, 33 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861):
- собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
- перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому, энергетическому и атомному надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности.
Поскольку ОАО "Трест"Уфажилремстрой" является владельцем объектов электросетевого хозяйства, то естественно ОАО "Трест"Уфажилремстрой" определяется доминирующим, исходя из требований Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" то есть ОАО "Трест"Уфажилремстрой" оказывает услуги, которые отнесены к естественным монополиям.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Трест"Уфажилремстрой" является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом, через сети которого Заявитель может получить электрическую энергию на свой объект расположенных на 4-м этаже административного здания по адресу: г. Уфа, ул. Революционная 154/1. Указанное позволяет сделать вывод, что ОАО "Трест"Уфажилремстрой" имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения.
На основании вышеизложенного Комиссия Башкортостанского УФАС считает, что отключение электроэнергии произвелось в нарушении статей 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г.N530, ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);
в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) возникновение внерегламентных отключений;
ж) наличие обращения потребителя.
Представителем ОАО "Трест"Уфажилремстрой" не представлено доказательства наличия хотя бы одного из вышеуказанных оснований, позволяющего ввести ограничение в отношении Заявителя. Таким образом, ОАО "Трест"Уфажилремстрой" не вправе было прекращать подачу электрической энергии на объект Заявителя.
Вышеуказанные действия прямо запрещены Федеральным законом от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
Однако, на рассмотрении комиссии дела Заявитель заявил ходатайство о том, что АНО "Инновационный учебно-научный центр" просит отозвать жалобу на действия ОАО "Трест"Уфажилремстрой" поданную 1 февраля 2011 года, вх N1002, в связи с устранением разногласий в договорных отношениях. Также на заседании комиссии директор АНО "Инновационный учебно-научный центр" Богорад В.М. пояснил, что суть конфликта была в не урегулировании в договорных отношениях, и поскольку вопросы сложившиеся с ОАО "Трест"Уфажилремстрой" решены, в связи с этим отзывает жалобу.
1 марта 2011 года между ОАО "Трест"Уфажилремстрой" и АНО "Инновационный учебно-научный центр" подписан договор на эксплуатационное и коммунальное обслуживание помещения и мест общего пользования. Подача электрической энергии на объекты, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Революционная 154/1, 4 этаж административного здания общей площадью 228,8 кв. возобновлена.
Учитывая данное обстоятельство и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия УФАС по РБ решила:
1. Рассмотрение дела NА-22/10-11, возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Трест"Уфажилремстрой" (450078, РБ, г. Уфа, ул. Революционная, 154/1) в связи с добровольным устранением нарушения прекратить.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 марта 2011 г. N А-22 /10-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016