Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
от 4 марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - и.о. руководителя управления Коваленко Г.Б.,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Крук Е.Н.,
в присутствии представителей государственного заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - Заказчик) Ослоповой А.В. (по доверенности от11.01.2011 N 06-Д), Коваленко А.И. (по доверенности от 11.01.2011 N 05-Д),
в отсутствие представителя ООО "АВС ЛТД" (далее - Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по электронной почте,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при размещении заказа путем запроса котировок на оказание услуг по изготовлению печатей и штампов на автоматической оснастке из материала исполнителя, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура размещения заказа путем запроса котировок на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по изготовлению печатей и штампов на автоматической оснастке из материала исполнителя"; начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 140 000 рублей. Извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2011; установлен срок окончания подачи котировочных заявок: до 17-30 28.02.2011. В связи с обжалованием ООО "АВС ЛТД" 28.02.2011 действий Заказчика размещение заказа по требованию Камчатского УФАС России приостановлено.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заявитель 24.02.2011 в 08:24:02 по московскому времени направил на электронный адрес Заказчика котировочную заявку в форме электронного документа, по состоянию на 6:30 по московскому времени 28.02.2011 не получил от Заказчика подтверждение о получении заявки. Заказчик, не направив участнику размещения заказа подтверждение получения его заявки, поданной в форме электронного документа, в день получения данной заявки, нарушил тем самым часть 2 статьи 46 Закона о размещении заказов.
2. Заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил требование: качество оснастки должно быть подтверждено международным сертификатом ISO 9001:2000 и международным сертификатом OQS Certificate of Conformity. Заказчик просит подтвердить сертификатом качество не самих изделий - печати, штампа, а качество одной из составляющих данных изделий - оснастки. Упомянутые международные сертификаты являются добровольными и подтверждают не качество оснастки, а менеджмент качества на предприятии - производителе оснастки и качество системы управления в этом предприятии. Сертификатом OQS Certificate of Conformity обладает только фирма Colop. На рынке представлены не уступающие по качеству оснастки других фирм (Trodat, GRM, Shiny), соответствующие требованиям Заказчика, но не имеющие требуемых сертификатов. Установление Заказчиком требования о подтверждении качества оснастки вышеуказанными международными сертификатами нарушает пункт 4 статьи 43 и часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
3. В запросе котировок Заказчик указал сведения о сроке и условиях оплаты поставки товаров следующим образом: "Заказчик осуществляет расчеты по факту оказанных услуг, на основании подписанного между сторонами акта оказанных услуг и счета-фактуры, при условии поступления средств федерального бюджета на счет заказчика, в течение 5 дней". Условие "при поступлении средств федерального бюджета на счет заказчика" делает неопределенным срок оплаты оказанных услуг. Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Заказчик установил срок оплаты выполненных работ не от момента выполнения работ, а от поступления бюджетного финансирования, которое зависит от воли людей, следовательно, не является неизбежным. Не указание Заказчиком срока оплаты услуг, определяемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, нарушает п.10 статьи 43 Закона о размещении заказов.
4. Заказчик установил требование об указании в котировочной заявке цены контракта с учетом НДС. Данное требование ограничивает участие в запросе котировок предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в нарушение части 2 статьи 8 Закона о размещении заказов.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Представили доказательства об отправке 25.02.2011 на электронный адрес Заявителя eds21@mail.ru письма о получении его котировочной заявки. Пояснили, что требование о подтверждении качества оснастки международными сертификатами ISO 9001:2000 и OQS Certificate of Conformity установлено в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов, согласно которому в запросе котировок должны быть указаны требования и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, которые Заказчик вправе самостоятельно сформировать. При этом требование о представлении документов, подтверждающих качество оснастки вышеуказанными международными сертификатами, в запросе котировок не установлено. Учитывая, что на день окончания срока подачи котировочных заявок поступило 6 заявок, доводы Заявителя о нарушении п. 4 статьи 43 и ч. 2 статьи 45 несостоятельны.
Считают, что поскольку на момент подготовки извещения о проведении запроса котировок Управлению Россельхознадзора было подтверждено выделение и направление денежных средств на оказание услуг по изготовлению печатей и штампов на автоматической оснастке, указанное событие должно было неизбежно наступить.
Также пояснили, что требование об указании цены контракта с учетом НДС, затрат на транспортировку, доставку, страхование, уплату иных налогов, таможенных пошлин, сборов установлено в соответствии с п. 7 статьи 43 Закона о размещении заказов; соответственно с учетом указанных расходов сформирована начальная (максимальная) цена контракта. Контракт подлежит заключению по цене, указанной в котировочной заявке участника размещения заказа, признанного победителем.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 2 статьи 46 Закона о размещении заказов, в случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшего такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
Котировочная заявка ООО "АВС ЛТД" поступила Заказчику 25.02.2011 в 09-10 по местному времени, зарегистрирована под первым порядковым номером; 25.02.2011 в 9-50 с электронного адреса Заказчика slobodyan@rail.kamchatka.ru на электронный адрес Заявителя eds21@mail.ru отправлено письмо о получении котировочной заявки. Нарушение Заказчиком части 2 статьи 46 Закона о размещении заказов не подтверждено.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов, в запросе котировок должны быть указаны требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заказчик в п. 4 Извещения о проведении запроса котировок установил требования к оснастке печатей и штампов, в числе которых требование о подтверждении качества оснастки международным сертификатом ISO 9001:2000 и международным сертификатом OQS Certificate of Conformity.
Изготовление печатей и штампов не подлежит обязательной сертификации, за исключением печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, изготовление которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1995 N 1268 вправе осуществлять только штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанной продукции на должном качественном уровне.
ISO 9000, согласно информации из Интернета: Википедии, - это серия международных стандартов, регламентирующих управление способностями организации. Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии ISO 9001, содержащему набор требований к системам менеджмента качества (текущая версия - "ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования"; в Российской Федерации действует абсолютно идентичный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008). Соответствие стандарту ISO 9001 не гарантирует высокое качество продукции, а подтверждает только способность предприятия поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. Требование о подтверждении качества оснастки международным сертификатом ISO 9001:2000 ограничивает количество участников размещения заказа, которые данный сертификат не имеют.
О международном сертификате OQS Certificate of Conformity в Интернете упоминается только в связи с австрийской фирмой COLOP, которая получила указанный сертификат в 2001 году. Иных сведений о сертификате, в том числе о предмете его регламентации, в Интернете не имеется. Таким образом, требование подтвердить качество оснастки международным сертификатом OQS Certificate of Conformity фактически является требованием об оснастке печатей и штампов конкретного производителя - австрийской фирмы COLOP.
Заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок требование о подтверждении качества оснастки международными сертификатами ISO 9001:2000 и OQS Certificate of Conformity, косвенно указал на производителя оснастки - фирму COLOP и ограничил количество участников размещения заказа, тем самым нарушил часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
3. Запрос котировок, в соответствии с пунктом 10 статьи 43 Закона о размещении заказов, должен содержать сведения о сроке и условиях оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые включаются в проект контракта.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о размещении заказов, государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса РФ, срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами; может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Заказчик в извещении о проведении запроса котировок обусловил срок оплаты полученного товара поступлением средств федерального бюджета. Комиссия не принимает довод Заказчика о неизбежном наступлении события поступления бюджетных средств. Если бы, как утверждает Заказчик, на момент подготовки извещения о проведении запроса котировок ему было достоверно известно о направлении бюджетных средств под размещаемый заказ, неопределенность сроков поступления указанных средств отсутствовала бы.
Не установление Заказчиком срока оплаты поставки товаров в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации нарушает пункт 10 статьи 43 Закона о размещении заказов.
4. Требование Заказчика об указании в котировочной заявке цены контракта с учетом НДС и других затрат и обязательных платежей не нарушает Закон о размещении заказов, поскольку не препятствует участию в размещении заказа участников, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данным участникам в своих заявках при указании сведений о включенных в цену контракта расходах и обязательных платежах достаточно продекларировать, что они не являются плательщиками НДС.
На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 10 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о размещении заказов, в том числе об отмене запроса котировок.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 21-06/37-11Ж
об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
04 марта 2011 г. г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - и.о. руководителя управления Коваленко Г.Б.,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Крук Е.Н.,
на основании решения от 04.03.2011 по делу N 21-06/37-11Ж, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "АВС ЛТД" на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу при размещении заказа путем запроса котировок на оказание услуг по изготовлению печатей и штампов на автоматической оснастке из материала исполнителя, руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает
Государственному заказчику - Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
1. Прекратить нарушение пункта 10 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
2. Отменить запрос котировок.
3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 25 марта 2011 года с представлением доказательств.
Примечание.
Предписание подлежит исполнению в установленный данным предписанием срок.
Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 4 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016