Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(опубликовано 16 марта 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 16 марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления З
член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б.;
член Комиссии - специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б
рассмотрев дело N 03-18/8 по признакам нарушения ООО "Наша аптека" ХХХХ части 7, статьи 24 Федерального закона о рекламе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), при размещении на 24 странице газете "Марийская правда" N 215 (23335) от 23 ноября 2010 года (далее - Газета) реклама, следующего содержания:
"ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ" цены действительны с 18 ноября по 1 декабря
НАША АПТЕКА
Низкие цены
Арбидол 183-30
Оксолин мазь назальная 16-70
ПроПроТен - 100 108-80
Лиц. N 12-01-000012 от 23.08.07
Лиц. N ЛО-12-02-000001 от 26.03.08
Лиц NЛО - 12-02-000047 от 24.07.09
Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом. Реклама".
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Наша аптека" - юрисконсульта, Г,
в присутствии представителя заинтересованного лица ОАО "Газета "Марийская правда" - юрисконсульта, Ф.
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мониторинга рекламы, размещенной в газете "Марийская правда" N 215 (23335) от 23 ноября 2010 года (далее - Газета) специалистами Марийского УФАС России была обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе).
На 24 странице размещена реклама следующего содержания:
"ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ" цены действительны с 18 ноября по 1 декабря
НАША АПТЕКА
Низкие цены
Арбидол 183-30
Оксолин мазь назальная 16-70
ПроПроТен - 100 108-80
Лиц. N 12-01-000012 от 23.08.07
Лиц. N ЛО-12-02-000001 от 26.03.08
Лиц NЛО - 12-02-000047 от 24.07.09
Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом. Реклама".
Результат мониторинга зафиксирован актом по результатам проведения мониторинга от 13 декабря 2010 г.
Антимонопольным органом установлено и подтверждается материалами дела, что указанная рекламная информация размещалась в Газете 23 ноября 2010 года N 215 (23335), на основании договора, на размещение рекламно-информационных материалов заключенного между ООО "Наша аптека" и ОАО "Газета" Марийская правда" от 01 ноября 2010 года.
Определением от 08 февраля 2011 года было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" N 03-18/8 в отношении ООО "Наша аптека".
Представитель ООО "Наша аптека" - Г на заседании Комиссии Марийского УФАС России факт нарушения ООО "Наша аптека" законодательства Российской Федерации о рекламе признал. Поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении от 02 марта 2010 года (вх.1213). Дополнительно пояснил, что в соответствии с требованиями ст. 24 Закона о рекламе, в рекламе была включена предупредительная надпись о рекламе, однако при изготовлении рекламы не был учтен размер предупредительной надписи. В связи с этим размер предупредительной надписи "Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом", составляет менее 5 %.
Размер предупредительной надписи "Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом" рассчитывался как процентное соотношение площади прямоугольника с верхней границы проходящей надписи Лиц. N 12-01-000012 от 23.08.2007 Лиц N ЛО -12-02-00001 от 26. 03.08г. Лиц N ЛО 24.07.09, с нижней границей проходящей по надписи "Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом" и боковыми границами слева: Лиц. N 12-01-000012 и соответственно справа - Лиц N ЛО -12-02-000047 от 24.07.2009 ко всему рекламному модулю и составил 6,15 %.
Представитель ОАО "Газета "Марийская правда" - Ф. на заседании Комиссии Марийского УФАС России поддержала доводы, изложенные в письменном объяснении от 14.01.2011 года (вх.143).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив содержание рекламы, представленные материалы и документы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; при этом объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; а товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
ООО "Наша аптека" зарегистрировано в качестве юридического лица ХХХХ
Информация, размещенная в Газете является рекламой:
- распространяется посредством размещения в средствах массовой коммуникации - Газете в форме рекламной информации о лекарственных средствах;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (сети аптек "Наша аптека низких цен", продукции реализуемой аптеками "Наша аптека низких цен");
- направлена на формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижения на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Согласно пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
При изучении представленных материалов установлено, что в рекламе ООО "Наша аптека" надпись "Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом" действительно присутствует на рекламе.
Надпись "Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом" выполнена мелким шрифтом, белыми буквами на светло-зеленом фоне).
Комиссией Марийского УФАС России было установлено, что общая площадь рекламного полотна в Газете составляет 234 кв. см. (ширина 9 см., длина 26 см.). Площадь предупредительной надписи составляет 3,99 кв.см. (ширина 0,3 см., длина 13,3 см.) Следовательно, размер предупредительной надписи составляет 2,41% от общей площади рекламного полотна размещенного в Газете (х = 3,99 кв.см. х 100 %/234 кв. см.).
Измерение размера предупредительной надписи "Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом" проводилось школьной линейкой ГОСТ - 17435-72.
Таким образом, с учетом манеры исполнения надписи, размера рекламного полотна в Газете и размера площади, отведенной для предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости проконсультироваться со специалистом менее 5%, что не соответствует требованиям, установленным часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе несет рекламодатель
Согласно п.п. 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из материалов дела следует, что заявка ООО "Универсал" на изготовление рекламы была сделана ООО "Наша аптека" в устной форме в рамках Соглашения о коммерческом партнерстве заключенного 09 января 2009 года между ООО "Наша аптека" и ООО "Универсал". Письменная заявка на размещение рекламной информации была направлена в адрес ОАО "Газета "Марийская правда" 27 октября 2010 года за подписью директора ООО "Наша аптека".
Макет рекламной информации предназначенной для размещения дополнительно с ОАО "Газета "Марийская правда" не согласовывался и был принят для исполнения в электронной форме полученной от ООО "Наша аптека" на электронном носителе.
Актом N 2669 от 24 ноября 2010 года и соглашением о зачете взаимной задолженности от 01 ноября 2010 года подтверждается, что заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг к исполнению не имеет
ООО "Наша аптека" определило объект рекламирования и содержание рекламы, оплатило услуги по изготовлению и размещению рекламы в Газете. Таким образом, ООО "Наша аптека" является рекламодателем.
ОАО "Газета "Марийская правда", получив от ООО "Наша аптека" по электронной почте заявку на размещение рекламы, разместило рекламную информацию в Газете. Таким образом, ОАО "Газета "Марийская правда", является рекламораспространителем.
Таким образом, нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя ООО "Наша аптека".
Следовательно, ООО "Наша аптека" является рекламодателем и несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Антимонопольным органом установлено, что рекламная информация была размещена в Газете, только один раз 23 ноября 2010 года, что подтверждается письменными объяснениями директора ООО "Наша аптека"
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Наша аптека" размещенную на 24 странице в газете "Марийская правда" N 215 (23335) от 23 ноября 2010 года (далее - Газета) специалистами Марийского УФАС России следующего содержания:
"ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ" цены действительны с 18 ноября по 1 декабря
НАША АПТЕКА
Низкие цены
Арбидол 183-30
Оксолин мазь назальная 16-70
ПроПроТен - 100 108-80
Лиц. N 12-01-000012 от 23.08.07
Лиц. N ЛО-12-02-000001 от 26.03.08
Лиц NЛО - 12-02-000047 от 24.07.09
Препараты имеют противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом. Реклама".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2011 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 16 марта 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016