Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 30 марта 2011 г.
резолютивная часть оглашена 17 марта 2011 г.
изготовлено в полном объёме 30 марта 2011 г.
г. Ижевск
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N СЮ04-03/2011-4Р, возбуждённое в отношении ООО "Ижтрейдинг" и ИП, по факту распространения на странице 1 рекламного буклета Торговой группы "Ижтрейдинг" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года) рекламы пива "Green beer" с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии представителя ООО "Ижтрейдинг", действующей на основании доверенности от 28.01.2011 г. N юр5-11-2011,
в присутствии представителя ИП, действующей на основании доверенности от 09.03.2011 г. N 20, установила:
В ходе мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике установлен факт распространения на странице 1 рекламного буклета Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года) рекламы пива "Green beer" 0,5л. 16-90 с изображением бутылки, без предупреждения о вреде чрезмерного потребления данной продукции.
По факту распространения вышеуказанной рекламы Удмуртским УФАС России определением от 21.01.2011 г. в отношении ООО "Ижтрейдинг" было возбуждено дело N СЮ04-03/2011-4Р по признакам нарушения части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"; рассмотрение дела было назначено на 16 февраля 2011 года в 10 часов 30 минут. Во исполнение пункта 4 определения о возбуждении дела ООО "Ижтрейдинг" представило копии следующих документов: свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 18 N 1679786, свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия 18 N 001888127, Устав Общества, Решение единоличного участника ООО "Ижтрейдинг" N 1 от 06.10.2005 г., ассортиментный перечень пива, реализуемого в магазинах ООО "Ижтрейдинг", за период с 16 по 31 января 2011 года, а также письменные пояснения по обстоятельствам дела, из которых следует, что ООО "Ижтрейдинг" не является рекламораспространителем рекламного буклета Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка". Торговую деятельность по реализации пива в магазинах Торговой группы "Ижтрейдинг" осуществляет ООО "Ижтрейдинг" в соответствии с агентским договором, однако собственником реализуемого товара Общество не является. Рекламные акции (по распространению рекламных буклетов) производятся собственником товара - Индивидуальным предпринимателем на основании соответствующих договоров с поставщиками или производителями товаров, либо самостоятельно. Также ООО "Ижтрейдинг" пояснило, что рекламные буклеты в магазинах ООО "Ижтрейдинг" не распространяются.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, сведения о рекламодателе/ рекламопроизводителе/ рекламораспространителе рекламы пива "Green beer", размещенной в рекламном буклете Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка", копию договора на размещение рекламы, копии актов выполненных работ по указанному договору и письменное подтверждение произведённых между сторонами расчётов, копию согласованного с рекламодателем и (или) рекламопроизводителем макета вышеуказанной рекламной акции, копию приказа либо иного документа, содержащего условия (положение) об установлении в период с 16 по 31 января 2011 года стоимости бутылки пива "Green beer" 0,5л. за 16 руб. 90 коп., а также информацию о сроках и местах распространения рекламных буклетов Торговой группы "Ижтрейдинг" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года), - ООО "Ижтрейдинг" представить не может по причине их отсутствия.
На заседании Комиссии, состоявшемся 16.02.2011 г., представитель ООО "Ижтрейдинг" поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, пояснив, при этом, что рекламные буклеты Торговой группы "Ижтрейдинг" ни внутри магазинов, ни на кассовых терминалах не распространяются.
Определением от 16.02.2011 г. рассмотрение дела N СЮ 04-03/2011-4Р было отложено на 17 марта 2011 года в 10-00 часов, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - Индивидуального предпринимателя.
Письмом от 09.03.2011 г. (исх. N 2011-0061) ИП представил копии следующих документов: свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 г. серии 18 N 1677272, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 18 N 1662679, договора на изготовление полиграфической продукции N 2-2011 от 01.08.2010 г., платежного поручения N 4973 от 24.12.2010 г., счета N 340 от 16.12.2010 г., согласованного макета, а также письменные пояснения, согласно которым информацию на отдельные группы товаров (в том числе пива "Green bear") в рекламном буклете Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" в период с 16 по 31 января 2011 года размещал ИП самостоятельно в целях продвижения товаров. Указанный буклет был распространен сотрудниками отдела рекламы индивидуального предпринимателя в период с 11 по 14 января 2011 года путем размещения их в почтовых ящиках жителей города Ижевска методом случайной выборки. Изготовлен и напечатан рекламный буклет ООО "Стандарт" по договору на изготовление полиграфической продукции N 2-2011 от 01.08.2010 г. Оплата по данному договору произведена ИП платежным поручением N 4973 от 24.12.2010 г. Тираж рекламных буклетов - 150 000 экземпляров, счет на оплату N 340 от 16.12.2010 г. на сумму 234 000 рублей. Макет рекламного буклета разработан самостоятельно специалистами отдела рекламы ИП и дополнительно с кем-либо не согласовывался, соответственно, договоры и акты выполненных работ отсутствуют. Положение и иные документы об установлении в период с 16 по 31 января 2011 года стоимости бутылки пива "Green bear" 0,5л за 16 руб. 90 коп. ИП не разрабатывались и предоставлены быть не могут. Договорные отношения между ИП и ООО "Ижтрейдинг" на распространение в рекламном буклете под названием "Удачная покупка" информации о товарах недели и акциях Торговой группы "Ижтрейдинг" отсутствуют. ООО "Ижтрейдинг" не занимается разработкой, размещением и распространением рекламного буклета.
На заседании Комиссии 17.03.2011 г. представитель ИП и ООО "Ижтрейдинг" поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Исследовав материалы дела, изучив пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
На странице 1 рекламного буклета Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года), распространенных в городе Ижевске, была размещена реклама пива "Green beer" 0,5л. 16-90 с изображением бутылки, без предупреждения о вреде чрезмерного потребления данной продукции.
Указанный рекламный буклет был изготовлен на основании договора на изготовление полиграфической продукции N 2-2011 от 01.08.2010 г., заключенного между ООО "Стандарт" и ИП. В соответствии с условиями данного договора, Исполнитель (ООО "Стандарт") обязуется изготовить полиграфическую продукцию Заказчику (ИП ). Заказчик предоставляет Исполнителю для изготовления утвержденные оригиналы-макеты и письмо-заявку.
Из п.1.4. Договора следует, что Исполнитель вправе изготовить продукцию, отличную от оригинала-макета, только с согласия Заказчика. Рекламные буклеты "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года) были изготовлены в количестве 150 000 штук на общую сумму 234 000 рублей.
Из пояснений ИП следует, что макет рекламного буклета "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года) был разработан самостоятельно специалистами отдела рекламы ИП, согласования с кем-либо указанный макет не проходил. Таким образом, ИП является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы пива "Green beer" 0,5л. 16-90 с изображением бутылки, размещенной на странице 1 рекламного буклета Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года), поскольку определил объект рекламирования и содержание рекламы, а также осуществил распространение рекламных буклетов "Удачная покупка" (цены действительны с 16 по 31 января 2011 года).
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" определено, что понимается под рекламой, - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования в соответствии с п.2) ст.3 ФЗ "О рекламе" признаётся товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
- предназначаться для неопределённого круга лиц;
- привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
- способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Информация, размещенная на странице 1 рекламного буклета Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года), адресована неопределенному кругу лиц (жителям города Ижевска), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пиву "Green beer" 0,5л. за 16 руб. 90 коп.), способствует продвижению данного товара в магазинах Торговой группы "Ижтрейдинг", следовательно, отвечает законодательному определению рекламы, определенному в ст.3 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При чем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
При распространении рекламы пива "Green beer" 0,5л. 16-90 с изображением бутылки, в рекламном буклете Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года), предупреждение о вреде чрезмерного потребления данной продукции отсутствует, что является нарушением части 3 статьи 22 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 1 и 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 22 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, рекламодатель и рекламораспространитель Индивидуальный предприниматель, определив объект рекламирования и содержание рекламы пива "Green beer", размещенной на странице 1 рекламного буклета Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года), с отсутствием предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, и осуществив распространение данной рекламы, нарушил часть 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Исследовав материалы дела, изучив пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, на основании абз.а) п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о необходимости прекращения производства по делу N СЮ04-03/2011-4Р в отношении ООО "Ижтрейдинг" в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая, что рекламные буклеты Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" (цены действительны с 16 по 31 января 2011 года), содержащие рекламу пива "Green beer" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления данной продукции, распространялись в период с 11 по 14 января 2011 года, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о нецелесообразности выдачи ИП предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пп. 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п.п. 3.55, 3.55.1-3.55.6, 3.56, 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу пива "Green beer" 0,5л. 16-90 с изображением бутылки, размещенной в рекламном буклете Торговой группы "Ижтрейдинг" под названием "Удачная покупка" (с указанием о том, что цены действительны с 16 по 31 января 2011 года), без предупреждения о вреде чрезмерного потребления данной продукции, ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать Индивидуального предпринимателя рекламодателем и рекламораспространителем, нарушившим часть 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Не выдавать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Производство по делу в отношении ООО "Ижтрейдинг" прекратить, в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 30 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016