Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 8 апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
специалиста первого разряда отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.
В присутствии представителей: от заявителя жалобы - , от государственного заказчика - , от уполномоченного органа - ,
Рассмотрев жалобу ООО "АК-Проект" на действия государственного заказчика - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственному заказу, конкурсную комиссию комитета Ставропольского края по государственному заказу по факту размещения государственного заказа путём проведения открытого конкурса N10-К на право заключения государственного контракта с Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на оказание услуг по разработке раздела научно-проектной документации (рабочая проектно - сметная документация) по объекту "Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова" в г. Ставрополе для государственных нужд Ставропольского края. установила:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "АК-Проект" на действия государственного заказчика - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственному заказу, конкурсную комиссию комитета Ставропольского края по государственному заказу по факту размещения государственного заказа путём проведения открытого конкурса N 10-К на право заключения государственного контракта с Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на оказание услуг по разработке раздела научно-проектной документации (рабочая проектно - сметная документация) по объекту "Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова" в г. Ставрополе для государственных нужд Ставропольского края. Заявитель считает, что конкурсная документация и действия уполномоченного органа по отказу в участии в открытом конкурсе заявки ООО "АК-Проект" нарушают требования Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд", а также его законные права и интересы.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
В конкурсной документации государственным заказчиком были установле-ны следующие требования в части квалификации участников: качество работ и (или) квалификация участника конкурса:
Опыт: оказание услуг по разработке научно - проектной документации по реставрации, приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), разработке проекта реставрации, разработке рабочей проектно-сметной документации. Подтверждается наличием: заключенного контракта (договора) и положительного заключения государственной экспертизы к контракту (договору) после окончания разработки научно-проектной документации по реставрации, приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), разработке проекта реставрации, разработке рабочей проектно-сметной документации, за последние 3 года (2008-2010г.г.).
Указанные требования предъявлены в соответствии с положениями Гра-достроительного кодекса Российской Федерации (статьи 6.1. и 49) и свода реставрационных правил (СРП-2007) Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Общие положения.
Так в соответствии с пунктом 7.3. раздела 7. СРП 2007- научно-проектная документация по сохранению объектов культурного наследия подлежит государственной экспертизе научно-проектной документации (проекта реставрации) в соответствии с действующим законодательством и установленными регламентами в сфере сохранения объектов культурного на-следия.
При проведении государственной экспертизы осуществляется оценка обоснованности принятой номенклатуры показателей, а также их количест-венных и качественных характеристик. При этом делается вывод об их опти-мальности и достоверности.
Результатом государственной экспертизы научно-проектной документа-ции (проекта реставрации) является заключение о соответствии (положи-тельное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) науч-но-проектной документации требованиям технических регламентов в облас-ти сохранения объектов культурного наследия.
Пунктом 7.4. раздела 7. (СРП-2007) научно-проектная документация утверждается застройщиком только при наличии положительного заключе-ния государственной экспертизы научно-проектной документации (проекта реставрации) и согласования соответствующего органа государственной ох-раны объектов культурного наследия. Также в соответствии с частью 15 ста-тьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная доку-ментация утверждается застройщиком или заказчиком, при наличии положи-тельного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Сохранение объекта культурного наследия включает в себя ремонтно-реставрационные работы, связанные с его восстановлением, и работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использо-вания. В большинстве случаев указанные работы затрагивают надежность и безопасность объекта, регламентированные национальным стандартом ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований" и Феде-ральным законом от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и следовательно необходимо направ-лять проектную документацию и результаты инженерных изысканий для осуществления таких работ на государственную экспертизу проектной доку-ментации в соответствующие органы по проведению государственной экс-пертизы РФ.
Следовательно, если предположить, что работы (услуги) по заключен-ным контрактам ООО "АК-Проект") затрагивают надежность и безопас-ность объекта, то и заключения о соответствии (положительное заключение) научно-проектной документации требованиям технических регламентов в области сохранения объектов культурного наследия должны быть представ-лены в соответствии с требованиями конкурсной документации.
По результатам открытого конкурса N10-к заключен государственный контракт с НЛП "ДонПроектРеставрация" от 04.04.2011 N 742/40.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее:
Комитет Ставропольского края по государственному заказу действия государственного заказчика, комитета и комиссии по размещению государственного заказа на право заключения государственного контракта с министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на оказание услуг по разработке раздела научно-проектной документации (рабочая проектно-сметная документация) по объекту "Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю.Лермонтова" в г. Ставрополе для государственных нужд Ставропольского края законными и обоснованными, соответствующими законодательству.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя внеплановую проверку размещения заказа отмечает:
1. На основании документации об открытом конкурсе, разработанной и утвержденной государственным заказчиком - Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, в соответствии с Положением о взаимодействии комитета Ставропольского края по государственному заказу и государственных заказчиков Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 08 июня 2006 г. N 342 (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Ставропольского края от 28 декабря 2010 г. N 763), Комитетом Ставропольского края по государственному заказу на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru в соответствии с приказом комитета от 02 марта 2011 г. N 01-08/856 был размещен государственный заказ путём проведения открытого конкурса N 10-К (0121200002811000428) на право заключения государственного контракта с Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на оказание услуг по разработке раздела научно-проектной документации (рабочая проектно - сметная документация) по объекту "Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова" в г. Ставрополе для государственных нужд Ставропольского края.
2. В соответствии с ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Предметом размещаемого заказа является разработка раздела научно-проектной документации (рабочая проектно-сметная документация) по объекту "Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю.Лермонтова".
Краевая библиотека им. М.Ю. Лермонтова является объектом культурного наследия, поставлена на учет и государственную охрану постановлением главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 N 600 "О дополнении Списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от 01.10.1981 N 702".
Разделом 19 Информационной карты документации об открытом конкурсе установлены критерии оценки заявок, одним из которых является:
- опыт оказания услуг по разработке научно-проектной документации по реставрации, приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), разработке проекта реставрации, разработке рабочей проектно-сметной документации по реставрации за последние 3 года (2008-2010 г.г.), который подтверждается копиями заключенных контрактов (договоров) на оказание услуг по разработке научно-проектной документации по реставрации, приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), разработке проекта реставрации, разработке рабочей проектно-сметной документации по реставрации (к каждому контракту (договору) должно быть приложено положительное заключение государственной экспертизы).
Указание государственным заказчиком в документации об открытом конкурсе данного требования является законным и обоснованным поскольку: - В соответствии с пунктом 5.3 Свода реставрационных правил "Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Общие положения. СРП-2007", рекомендованных к применению циркулярным письмом Минкультуры Российской Федерации от 10.12.2007 N 78-01-35/04-ДА, установлено, что: - "в зависимости от технического состояния объекта при осуществлении ремонтно-реставрационных работ научно-проектная документация может разрабатываться:
- в целом на весь комплекс работ по сохранению объектов культурного наследия;
- на отдельные этапы работ.
Объем разрабатываемой документации должен обеспечить необходимый уровень исследований и проектных решений, гарантирующих сохранность объекта культурного наследия и отвечать требованиям органов государственной охраны памятников истории и культуры, а также государственной экспертизы проектной документации в части конструктивной и технологической устойчивости и безопасности здания".
Согласно разделу 7 Свода реставрационных правил до согласования в установленном порядке научно-проектная документация по сохранению объектов культурного наследия подлежит историко-культурной экспертизе в части градостроительного регулирования сохранения объектов культурного наследия, а также государственной экспертизе научно-проектной документации (проекта реставрации).
Заключение историко-культурной экспертизы и государственной экспертизы научно-проектной документации является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения производственных работ на объекте, а также землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия.
Кроме того, научно-проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком только при наличии положительных заключений историко-культурной экспертизы в части, определенной законодательством, и государственной экспертизы научно-проектной документации (проекта реставрации) и согласования соответствующего органа государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под сохранением объекта культурного наследия понимаются: - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В большинстве случаев указанные работы затрагивают надежность и безопасность объекта, регламентированные национальным стандартом ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований" и Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
При этом, в письме от 06 сентября 2010 г. N 31766-ВТ/11 Министерство регионального развития Российской Федерации считает возможным при проведении ремонтно-реставрационных работ и работ по приспособлению объекта культурного наследия, затрагивающих надежность и безопасность объекта капитального строительства, направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий для осуществления таких работ на государственную экспертизу проектной документации.
В соответствии с п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190 -ФЗ: - Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет её на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Часть 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190 -ФЗ предусматривает: - Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190 -ФЗ установлено, что Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В данном случае конкурсной документацией открытого конкурса N 10-К (0121200002811000428) предусмотрено оказание услуг по разработке раздела научно-проектной документации (рабочая проектно - сметная документация) по объекту "Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова" в г. Ставрополе для государственных нужд Ставропольского края, и в перечень, предусмотренный в вышеуказанной статье Градостроительного кодекса РФ, данная проектно - сметная документация не входит.
Часть 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190 -ФЗ предусматривает, что: - Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В данном случае разрешение на строительство требуется, и соответственно проведение Государственной экспертизы обязательно.
На основании вышеизложенного комиссия Ставропольского УФАС России считает, что в действиях государственного заказчика - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края нарушений требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" не установлено.
3. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в сроки и по форме, которые установленны конкурсной документации.
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд": - заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
Согласно п. 7.1.4 Информационной карты документации об открытом конкурсе, в заявке на участие в открытом конкурсе должно быть указано количество заключенных контрактов (договоров) на оказание услуг по разработке научно-проектной документации по реставрации, приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), разработке проекта реставрации, разработке рабочей проектно-сметной документации по реставрации за последние 3 года (2008-2010 г.г.) с обязательным приложением положительных заключений государственной экспертизы.
Пунктом 19. Информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки конкурсных заявок участников размещения заказа, такие как:
- Цена контракта;
- Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса;
- Срок оказания услуг.
При этом Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса подтверждается - Опытом оказания услуг по разработке научно-проектной документации по реставрации, приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), разработке проекта реставрации, разработке рабочей проектно-сметной документации по реставрации за последние 3 года (2008-2010 г.г.), который подтверждается копиями заключенных контрактов (договоров) на оказание услуг по разработке научно-проектной документации по реставрации, приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), разработке проекта реставрации, разработке рабочей проектно-сметной документации по реставрации (к каждому контракту (договору) должно быть приложено положительное заключение государственной экспертизы).
Участником размещения заказа - ООО "АК-Проект", в конкурсной заявке было представлено 38 контрактов (договоров), к которым не были приложены копии положительных заключений государственной экспертизы.
Исходя из критериев оценки конкурсных заявок участников размещения заказа, контракт и положительное заключение государственной экспертизы являются неотъемлемой частью при оценки опыта оказания услуг по разработке научно-проектной документации по реставрации, приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), разработке проекта реставрации, разработке рабочей проектно-сметной документации по реставрации за последние 3 года (2008-2010 г.г.).
Таким образом, комиссия Ставропольского УФАС России считает, что данной факт, явился законным основанием для отклонения заявки ООО "АК-Проект" конкурсной комиссией комитета Ставропольского края по государственному заказу от участия в отрытом конкурсе, в соответствии с требованиями части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которой предусмотрено, что в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N94-ФЗ, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, и подпунктом 4 пункта 6.7 Общей части документации об открытом конкурсе.
4. Комиссией Ставропольского УФАС России на рассмотрении жалобы ООО "АК-Проект" был установлен факт заключения Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края 04.04.2011 года государственного контракта с победителем открытого конкурса N 10-К (0121200002811000428) на право заключения государственного контракта с Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на оказание услуг по разработке раздела научно-проектной документации (рабочая проектно - сметная документация) по объекту "Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова" в г. Ставрополе для государственных нужд Ставропольского края.
Комиссия, руководствуясь ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". решила:
Признать жалобу ООО "АК-Проект" на действия государственного заказчика - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственному заказу, конкурсную комиссию комитета Ставропольского края по государственному заказу по факту размещения государственного заказа путём проведения открытого конкурса N 10-К (0121200002811000428) на право заключения государственного контракта с Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на оказание услуг по разработке раздела научно-проектной документации (рабочая проектно - сметная документация) по объекту "Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова" в г. Ставрополе для государственных нужд Ставропольского края не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016