Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 25 апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии |
Л.Н. Галичина, заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
члены Комиссии |
М.В. Бромберг - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, О.С. Попов - специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 11-2011, возбужденное в отношении ООО "Эстетик" по факту распространения в сети Интернет на сайте www.estetik74.su рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, в которой отсутствует предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины, с признаками нарушения части 11 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, <_> ООО "Эстетик" <_>
в отсутствие заявителя, своевременно извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не представившего мотивированного ходатайства об отложении рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении в сети Интернет на сайте www.estetik74.su рекламы абортов без предупреждения о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении, специалистами Челябинского УФАС России был осмотрен сайт www.estetik74.su. В ходе осмотра установлено, что на данном сайте в разделе "Медикаментозный аборт" размещена информация об услугах по искусственному прерыванию беременности, а именно: об используемых лекарственных препаратах, преимуществах медикаментозного аборта, этапах процедуры. Также в данном разделе содержатся сведения предупреждающего характера о необходимости обращения к врачу в ранние сроки беременности, а также о том, что "эффективность и безопасность процедуры зависит в первую очередь от грамотности специалиста". Внизу страницы указаны следующие сведения: "В Медицинском центре "Эстетик" приём ведут КМН, врачи высшей категории. Высокий профессионализм, современные методики - мы делаем все для того, чтобы вы были здоровы!". Как на главной странице сайта, так и в разделе "Медикаментозный аборт" присутствует контактная информация о медицинском центре "Эстетик".
При этом предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины в рекламе медикаментозных абортов отсутствует.
По факту размещения рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности без указания предупреждения, установленного законодательством, Челябинским УФАС России были запрошены объяснения у ООО "Эстетик".
Как следует из объяснений ООО "Эстетик", сайт www.estetik74.su является сайтом данной организации. При этом содержание сайта определялось другим юридическим лицом, зарегистрировавшим права на данное доменное имя. Права на сайт переданы ООО "Эстетик" на основании устной договоренности. 7 апреля 2011 года ООО "Эстетик" проведен осмотр сайта www.estetik74.su и сделаны распечатки с него. На данных распечатках, представленных ООО "Эстетик" в Челябинское УФАС России, в рекламе медикаментозных абортов присутствует предупреждение следующего содержания: "Аборт может привести к осложнениям, необходима консультация".
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Эстетик", Комиссия пришла к следующим выводам.
Информация, размещенная в рубрике "Медикаментозный аборт" на сайте www.estetik74.su является рекламой по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная на сайте www.estetik74.su, доступна неограниченному количеству посетителей сайта, следовательно, адресована неопределенному кругу лиц. Присутствие на сайте сведений о конкретной организации - медицинском центре "Эстетик" направлено на привлечение внимания к медицинским услугам именно компании "Эстетик". Сведения о высоком профессионализме врачей медицинского центра "Эстетик" преследуют в качестве основной цели продвижение оказываемых компанией "Эстетик" медицинских услуг.
Таким образом, сведения о медикаментозном аборте, размещенные на сайте www.estetik74.su, содержат все признаки рекламы, установленные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".
На дату осмотра сайта специалистами Челябинского УФАС России 1 марта 2011 года реклама услуг по искусственному прерыванию беременности не сопровождалась предупреждением о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины. 25 апреля 2011 года специалистами Челябинского УФАС России проведен повторный осмотр сайта, в ходе которого выявлено, что в раздел "Медикаментозный аборт" на сайте www.estetik74.su внесены изменения, в частности указано предупреждение о возможности наступления осложнений.
Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемуся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", искусственное прерывание беременности является медицинской услугой.
В соответствии с частью 11 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.
Отсутствие в рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, размещенной на сайте www.estetik74.su, предупреждения о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины противоречит части 11 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 11 статьи 24 названного закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела было подтверждено, что сайт www.estetik74.su, рекламирующий услуги медицинского центра "Эстетик", является официальным сайтом ООО "Эстетик". В связи с этим ООО "Эстетик" является одновременно лицом, определившим содержание рекламы, иными словами, рекламодателем, а также лицом, распространившим данную рекламу в сети Интернет на сайте www.estetik74.su, а значит - рекламораспространителем.
Принимая во внимание, что до вынесения решения по существу, предупреждение внесено в рекламу медикаментозного аборта, Комиссия считает нарушение законодательства о рекламе добровольно устраненным.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг медицинского центра "Эстетик" по искусственному прерыванию беременности, в которой отсутствовало предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины, размещенную на сайте www.estetik74.su, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с добровольным устранением ООО "Эстетик" нарушения законодательства о рекламе, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Эстетик" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 5 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
М.В. Бромберг
О.С. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016