Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 27 апреля 2011 г.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарского УФАС России) Оберемок Виктория Викторовна, рассмотрев в присутствии представителя ООО "Дамиар - Ломбард" по доверенности от 13.11.2011 г. Фискевич Сергея Васильевича, материалы дела об административном правонарушении N 33Р-А/2011, возбужденного протоколом Краснодарского УФАС России N 10/2011 от 13.04.2011 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе),
УСТАНОВИЛ:
12.01.2011 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило заявление гражданина Д.Колтовича (вх. N 19 по электронной почте) с информацией о том, что в г. Краснодаре по ул.Селезнева (пересечение с ул.Волжской) на рекламной конструкции - транспарант - перетяжке размещена реклама следующего содержания: "Дамиар Ломбард, быстрые кредиты под залог: автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий от 0,2% в день, 8(918)359-6-999". К заявлению приложены фотоматериалы указанной рекламы (в деле).
На основании договора N328 от 15.11.2010 г. на услуги по размещению рекламы на опорах горэлектротранспорта, заключенного между ООО "Мегаполис" (Исполнитель) и ООО "Дамиар - Ломбард" (Заказчик) рекламодателем вышеуказанной наружной рекламы является общество с ограниченной ответственностью "Дамиар - Ломбард" (в деле).
По результатам рассмотрения указанного заявления Краснодарским УФАС России было возбуждено дело N 12 Р/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 11.03.2011 г. принято решение по делу и 18.03.2011 г. выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе обществом с ограниченной ответственностью "Дамиар - Ломбард" выразилось в следующем.
Согласно п. 2 ч. 3. ст. 5 Федерального закона РФ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Федеральный закон "О ломбардах")ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Часть 4 статьи 2 Федерального закона "О ломбардах" устанавливает, что ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Статья 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что ломбардами (специализированными организациями) в качестве предпринимательской деятельности может осуществляться принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов. Правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом о ломбардах в соответствии с ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ломбардах" по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
Часть 2 ст. 1 Федерального закона "О ломбардах" устанавливает, что действие Федерального закона "О ломбардах" не распространяется на деятельность кредитных организаций.
В отличие от ломбарда, кредитные организации имеют специальное правовое регулирование в части условий и порядка осуществления услуг, связанных с кредитованием.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным Законом. К таковым, в частности, Закон относит банк, небанковскую кредитную организацию, иностранный банк. Закон определяет правовой режим кредитных организаций как юридических лиц, порядок осуществления установленных видов деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Исходя из изложенного, при распространении ООО "Дамиар - Ломбард" наружной рекламы о предоставлении финансовых услуг на рекламной конструкции - транспарант - перетяжке вг.Краснодаре по ул.Селезнева (пересечение с ул.Волжской) содержания: "Дамиар Ломбард, быстрые кредиты под залог: автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий от 0,2% в день, 8(918)359-6-999" нарушены требования п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" - в рекламе содержатся недостоверные сведения относительно любых характеристиках услуги по предоставлению кредита - о природе, назначении, потребительских свойствах и условиях применения, поскольку ломбард как финансовая организация предоставляет финансовые услуги в виде займа, а не кредита.
Также, в указанной рекламе содержится информация: "_кредиты под залог недвижимости_".
При этом согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О ломбардах" ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
Кроме того, статья 358 ГК РФ устанавливает, что ломбард в качестве предпринимательской деятельности может принимать от граждан в залог движимое имущество, предназначенное для личного потребления.
На основании изложенного, рекламируя финансовые услуги о предоставлении "кредитов под залог недвижимости", ООО "Дамиар - Ломбард" искажает природу данных услуг, чем нарушает требования п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", так как в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о фактически оказываемых ломбардом услугах, поскольку ломбард вправе принимать в залог и на хранение только движимые вещи (движимое имущество).
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального "О ломбардах" ломбард, являясь финансовой организацией, предоставляет финансовые услуги в виде займов.
Таким образом, указанные в данной рекламе услуги, которые предоставляет ООО "Дамиар - Ломбард", являются финансовыми.
Следовательно, в рекламе о предоставлении финансовых услуг ООО "Дамиар - Ломбард" нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", так как в ней отсутствует наименование лица, оказывающего указанные услуги.
Также, в наружной рекламе о предоставлении финансовых услуг, оказываемых ООО "Дамиар - Ломбард" указано следующее условие: "_быстрые кредиты _от 0,2% в день_".
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с Приказом N 2 от 01.10.2010 г. "Об утверждении процентных ставок по займам и краткосрочным кредитам, утверждение сумм займов и краткосрочных кредитов" (в деле), утвержденным директором ООО "Дамиар-Ломбард" А.Г. Бабалян, процентная ставка в день за пользование займом (кредитом) составляет:
- на займы (кредиты) от 1 тыс. руб. до 200 тыс. руб. - 0,25% от суммы кредита в день;
- на займы (кредиты) свыше 200 тыс. руб. - 0,2% от суммы кредита в день.
При этом, согласно указанного приказа минимальная сумма займа (кредита) составляет 1 тыс. руб., максимальная сумма займа (кредита) составляет 500 тыс. рублей.
Таким образом, ООО "Дамиар - Ломбард", указав в рекламе одно условие об оказании финансовой услуги - 0,2% в день, влияющее на сумму дохода, который получит воспользовавшееся услугой лицо, в нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" умолчало об ином условии - от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, влияющем на сумму расходов, которые понесет воспользовавшееся услугой лицо.
Таким образом, наружная реклама о предоставлении ООО "Дамиар - Ломбард" финансовых услуг содержания: "Дамиар Ломбард, быстрые кредиты под залог: автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий от 0,2% в день, 8(918)359-6-999", распространялась на рекламной конструкции транспарант - перетяжке в г.Краснодаре по ул. Северная (пересечение с ул. Волжской) с нарушением требований п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" и является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
При рассмотрении дела установлено, что рекламодателем вышеуказанной наружной рекламы является общество с ограниченной ответственностью "Дамиар - Ломбард", что подтверждено копией договора N328 от 15.11.2010 г. на услуги по размещению рекламы на опорах горэлектротранспорта, заключенного между ООО "Мегаполис" (Исполнитель) и ООО "Дамиар - Ломбард" (Заказчик) (в деле).
В соответствии с п.1.1 указанного договора Заказчик поручает Исполнителю оказать услуги по размещению транспарант-перетяжки на опорах горэлектротранспорта.
Согласно п.2.1, п.2.1.6 Исполнитель обязуется разместить транспарант-перетяжку в количестве 1 шт. по ул. Селезнева/Волжская.
Пунктами 2.2 и 2.2.1 предусмотрено, что Заказчик обязуется нести ответственность за рекламную информацию в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Пунктом 5.1. Договора N 328 от 15.11.2010 г. установлено, что договор действует с 01.12.2010 г. по 31.12.2010 г.
В данном случае размещение ненадлежащей рекламы произошло по вине рекламодателя.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 29.09.2010 г. N 60123 ООО "Дамиар - Ломбард" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.09.2010 г, юридический адрес: 350000, г.Краснодар, ул. Гагарина, 238, кв.8; почтовый адрес: 350000, г.Краснодар, ул.Днепровская, д.1; ОГРН 1102308008274; ИНН 2308171517.
Таким образом, рекламодателем - ООО "Дамиар - Ломбард" при распространении указанной выше наружной рекламы о предоставлении финансовых услуг, размещенной вг.Краснодаре по ул.Селезнева (пересечение с ул.Волжской) на рекламной конструкции - транспарант- перетяжке, содержащей недостоверные сведения относительно любых характеристиках услуги по предоставлению кредита, в том числе, под залог недвижимости - о природе, назначении, потребительских свойствах и условиях применения указанной услуги, а также без наименования лица, предоставляющего финансовые услуги ломбарда, и кроме того без указания иного условия оказания соответствующей услуги, влияющего на сумму расходов, которую понесет воспользовавшееся услугой лицо, нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При установлении размера административного наказания учтено, что ООО "Дамиар - Ломбард" ранее за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе к ответственности не привлекалось.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на общество с ограниченной ответственностью "Дамиар - Ломбард" (__) штраф в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП по следующим реквизитам:
161 1 16 26000 01 0000 140 - Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе
ИНН: 2309053192 КПП 231001001
Получатель УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю)
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю г.Краснодар
БИК 040349001
Р/счет 40101810300000010013
Назначение платежа КБК (указать код штрафа)
НДС не предусмотрен
ОКАТО: указать по месту своей регистрации
Очередность платежа 4
Тел/факс: 253-62-11
Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 253-66-82).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд (вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления В.В. Оберемок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016