Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
N 13 (опубликовано 28 апреля 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии - <> - руководителя управления и членов Комиссии -<> - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <> - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;
в присутствии:
< > - представителя по доверенности ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край";
протокол вела <> - специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;
рассмотрев дело N 13 по признакам нарушения ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край" ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области было установлено, что в газете "Вятский край" N 49 (4897) от 11.03.2011 г. на 3 странице размещен рекламный модуль следующего содержания: "Наркология, эффективное лечение алкогольной, табачной зависимости, обрыв запоя. Выезд на дом. Врач: Октябрьский пр-т, 153 (недалеко от авто- и ж/д вокзалов). Т.: 60-41-82, 8-922-668-41-82".
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В нарушение требований закона, вышеуказанный рекламный модуль такого предупреждения не содержал.
Рекламораспространителем газеты "Вятский край" является ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край", что подтверждается информацией в выходных данных газеты. Так как, за нарушение ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе" ответственность в соответствии с ч. 7 ст. 38 закона несет рекламораспространитель, в отношении ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край" было возбуждено производство по делу.
К заседанию Комиссии, назначенному на 14.04.2011 года, документы, запрошенные определением о возбуждении дела N 13 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, поступили в полном объеме.
На заседании Комиссии представитель по доверенности ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край" <>факт нарушения рекламного законодательства признал.
Изучив имеющиеся материалы и выслушав всех лиц участвующих в деле, Комиссия установила, что ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край" нарушило ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Выводы комиссии основаны на следующем:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года N38-ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числеработа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Спорная информация, размещенная в N 49 (4897) от 11.03.2011 года газеты "Вятский край" является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода, является обеспечение правильного приема лекарственных препаратов, получения медицинских услуг и надлежащей эксплуатации медицинской техники.
Отраслевой стандарт "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, определяет понятие медицинской услуги, как мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ред. от 01.02.2002) (УТВ. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17) раздел услуги в области здравоохранения и в социальной области лечение алкоголизма, табакокурения (никотиномании), отнесены к услугам предоставляемым наркологическими амбулаториями, отделениями и кабинетами.
"Общероссийский классификатор услуг населению" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. N 163 в ред. От 28.03.2008) вышеперечисленные услуги также относит к медицинским.
Как видно из материалов дела, рекламный модуль направлен на привлечение внимания к медицинским услугам по лечению алкоголизма, табакокурения, т.е. содержит приглашение на получение данных услуг. Рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как в ней отсутствует необходимое предупреждение, установленное ч. 7 ст. 24 ФЗ "О рекламе", в том числе и для рекламы медицинских услуг.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 закона несет рекламораспространитель, которым является учредитель и издатель газеты - ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край". Нарушение произошло по вине данного Общества.
Учитывая то, что спорная реклама, размещенная в газете "Вятский край", в настоящее время не распространяется, антимонопольный орган считает возможным не выдавать ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край" предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностным лицом ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край" является заместитель главного редактора по рекламе газеты "Вятский край" < > который принимает решения по размещению в газете рекламы.
Комиссия считает необходимым привлечь заместителя главного редактора газеты "Вятский край" < > к административной ответственности.
Руководствуясь ч. 7 ст. 24, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Наркология, эффективное лечение алкогольной, табачной зависимости, обрыв запоя. Выезд на дом. Врач: Сабельфельд Н.Ю. Октябрьский пр-т, 153 (недалеко от авто- и ж/д вокзалов). Т.: 60-41-82, 8-922-668-41-82", размещенную в газете "Вятский край" N 49 (4897) от 11.03.2011 г., ненадлежащей, так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край", нарушившим ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
3. ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край", в связи с тем, что в настоящее время спорная реклама не распространяется, не выдавать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
4. Передать материалы дела ведущему специалисту-эксперту отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край" - < >
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок.
Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2011 года.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области N 13 (опубликовано 28 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016