Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 3 мая 2011 г.
Принято и объявлена резолютивная часть 18 апреля 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2011 года г.Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
- Администрации г.Твери юриста Отдела транспорта по доверенности;
- СРО НП ВПТ "Приоритет";
- НП ВПГТ "Инициатива";
- ООО "Авторемсервис", ИП "Б" ИП "М"по доверенностям от 07.04.2011;
- индивидуальных предпринимателей,
рассмотрев дело N 04-6/05-2011 по признакам нарушения Администрацией г.Твери (170100, г.Тверь, ул.Советская, 11) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
Основанием для возбуждения настоящего дела послужили заявления НП ВПГТ "Инициатива" и СРО НП "Приоритет" (далее Заявители) о несоответствии нормам антимонопольного законодательства постановления администрации города Твери от 31.12.2010 N 2847 "О мерах по организации и проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения" и утвержденных им "Положения о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения" и "Договора на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения" (далее - Постановление N 2847, Положение о конкурсе, Договор).
Заявители полагают неправомерной норму о возможности объединения в один лот всего маршрута регулярного сообщения, а также нескольких маршрутов, поскольку это существенно ограничит конкуренцию на рынке пассажирских перевозок г.Твери. Кроме того, Заявители полагают несоответствующими нормам антимонопольного законодательства следующих норм Положения и Договора: пункта 2.2, подпункта 2 пункта 3.2, подпунктов 4 и 7 пункта 5.2 (с учетом пункта 7.2), подпункта 3 пункта 5.3, подпунктов 2 и 3 пункта 7.1 (с учетом пункта 7.2), подпункта 4 "б" пункта 7.2, подпунктов 1 и 2 пункта 8.3, пунктов 8.4, 9.1 - 9.7, 10.1, 10.2, 1.9, 11.10 Положения, а также пункта 1.3, раздела 2, пунктов 3.1.5 - 3.1.8, 3.1.15 - 3.1.17, 3.1.22, 3.1.24, 4.1, 5.2, 5.3, 5.5, 7.1, 7.2, 7.4, 7.4.4, 8.2 Договора.
Администрация г.Твери полагает, что Постановление N 2847 принято в соответствии с полномочиями Администрации г.Твери и нормы Положения и Договора соответствуют нормам законодательства. При этом в обоснование своей позиции представители Администрации г.Твери сослались на Федеральные законы от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения", постановления Правительства РФ от 3107.1998 N 880, от 30.10.2006 N 637, от 12.10.2005 N 609, приказ Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200. решение Тверской городской Думы от 08.07.2010 N 223 "Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом в г.Твери" (далее - Решение N 223) (письма от 07.04.2011 N 08/231, от 18.04.2011 N 08/378).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
1. Анализ рынка перевозок пассажиров транспортом общего пользования по регулярным маршрутам г.Твери, сложившегося по состоянию на 01.01.2011, свидетельствует о следующем.
1.1. Перевозки в г.Твери по состоянию на 01.01.2011 осуществлялись по 47 городским маршрутам. Из них по 26 маршрутам перевозки осуществляют более 200 хозяйствующих субъектов автобусами категории М2 (особо малые, в основном марки ГАЗ и несколько машин марки Хундай, DFM DFA, Форд, всего 21 маршрут) и автобусами категории М3 (малые, марки ПАЗ, всего 5 маршрутов). При этом все 26 маршрутов представлены более чем одним хозяйствующим субъектом: на 4-х маршрутах по 2 перевозчика, на остальных маршрутах от 5 до 25 перевозчиков, на маршруте используется от 13 до 64 машин.
Большинство из действующих по состоянию 01.01.2011 участников рынка перевозок пассажиров транспортом общего пользования являются субъектами "малого" бизнеса, участвуя на рынке с использованием 1-2 автомашин; 10 машинами и более располагают только 16 перевозчиков, более 20 автомашинами располагают только 3 участника рынка.
1.2. Вход на рынок перевозок пассажиров транспортом общего пользования г.Твери до принятия Решения N 223 был сопряжен с наличием административных барьеров в виде необходимости заключения договора с администрацией города Твери на перевозку пассажиров по согласованному маршруту. Вышеуказанное требование было установлено пунктами 1.1, 1.4, 1.5, 2.1 и 2.3 решения Тверской городской Думы от 28.10.1997 N 141 (в ред. решений Тверской городской Думы от 20.10.2005 N 94, от 19.12.2006 N 291, от 01.06.2009 N 115 (155), от 27.05.2010 N 167) "О Положении о пассажирских перевозках автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, в г. Твери" (утратило силу в связи с принятием Решения N 223).
1.3. Формирование существующей маршрутной сети г.Твери происходило в период 1997-1998 г.г. при наличии административного воздействие на рынок со стороны органов местного самоуправления, что выражалось в проведении конкурсов на право перевозки пассажиров автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси в городском и пригородном сообщении г. Твери на 1998 год в соответствии с решение Тверской городской Думы от 19.12.1997 N 167 "Об организации пассажирских перевозок автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси в г. Твери" (ред. от 20.10.2005.), утвердившем Положением о конкурсе владельцев лицензий на право перевозки пассажиров для получения согласованного маршрута для осуществления перевозок пассажиров автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, в городском и пригородном сообщении г. Твери на 1998 год"
Таким образом, рынок пассажирских перевозок г.Твери формировался в течение длительного времени не стихийно, а подвергался существенному регулятивному воздействию со стороны органов местного самоуправления г.Твери и по состоянию на 01.01.2011 на рынке сложились определенные конкурентные отношения, рынок представлен сложившимися маршрутами, большим количеством участников, имеющих различное количество подвижного состава, при этом значительная часть участников рынка имеют несущественную долю участия на маршруте.
Вышеуказанное свидетельствует о наличии сформировавшегося рынка и конкурентных отношений на нем.
2. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к предметам ведения местного самоуправления (пункт 7 статьи 16).
В рамках реализации полномочий по организации транспортного обслуживания принято решение Тверской городской Думы от 08.07.2010 N 223 "Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом в г.Твери" (далее - Решение N 223), опубликованное в газете "Вся Тверь" N 11 23.07.2010 и с этой даты, согласно пункту 4 Решения N 223, вступило в законную силу.
Решение N 223 определяет основы организации транспортного обслуживания населения города Твери, регулирует отношения между органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, претендующими на осуществление пассажирских перевозок и выполняющими эти перевозки на территории города Твери.
Разделом 2 Решения N 223 определены основные направления транспортного обслуживания города Твери, в числе которых обеспечение равенства прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также организация перевозки пассажиров с соблюдением условий развития предпринимательства и конкуренции (пункты 2.2 и 2.3).
Разделом 3 определены полномочия администрация города Твери при организации пассажирских перевозок, согласно которым администрация:
- формирует, утверждает постановлением администрации города реестр городских маршрутов регулярных перевозок (пункт 3.2.2);
- утверждает маршруты регулярных перевозок в городском сообщении, их паспорта и расписание движения по ним (пункт 3.2.3);
- выполняет функции организатора пассажирских перевозок, привлекая на договорных началах к транспортному обслуживанию населения перевозчиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 3.2.4);
- утверждает условия конкурсов по привлечению перевозчиков к обслуживанию городских маршрутов регулярных перевозок, формирует городскую конкурсную комиссию, обеспечивает проведение конкурсов (пункт 3.2.5);
- с учетом мнения перевозчиков изучает потребности населения города в транспортных услугах, принимает меры по удовлетворению спроса населения в транспортном обслуживании для чего систематически совместно с перевозчиками организует обследование пассажиропотока на маршрутах и на основе результатов обследования открывает новые, изменяет или закрывает действующие маршруты, внося соответствующие изменения в реестр городских маршрутов регулярных перевозок (пункт 3.2.7);
- опубликовывает в СМИ сведения об изменении маршрутной сети, а также реестр городских маршрутов (пункт 3.2.8).
Анализ вышеуказанных положений Решения N 223, установившего обязательные для исполнения правила организации транспортного обслуживания населения города Твери, свидетельствуют о том, что транспортное обслуживание города Твери должно быть организовано в интересах населении, как потребителей транспортных услуг, с соблюдением правил безопасности и условий конкуренции.
3. Администрация г.Твери, реализуя предоставленные Решением N 223 полномочия по организации пассажирских перевозок, утвердила постановлением Администрации г.Твери от 22.12.2010 N 2761 Реестр маршрутов регулярного сообщения транспорта общего пользования г.Твери (далее - Реестр маршрутов). Вышеуказанный Реестр маршрутов содержит перечень всех городских маршрутов всеми видами транспорта и характеристики маршрутов, включающие не только номер маршрута, его наименование и маршрут следования, но и класс подвижного состава, вместимость (чел.), количество единиц подвижного состава на маршруте.
Всего в Реестр маршрутов включено 47 маршрутов, из них: 12 маршрутов с подвижным составом трамвай и троллейбус; 9 маршрутов - большой автобус (8маршрутов) и малый (1 маршрут) с посадкой и высадкой в остановочных пунктах; 22 маршрута - автобус особо малый (далее - категория М2) и 4 маршрута - автобус малый (далее - категория М3), с посадкой и высадкой в незапрещенном правилами дорожного движения месте и с количеством автобусов на маршруте от 13 до 64.
4. 31.12.2010 Администрация г.Твери приняла Постановление N 2847, которым:
- утвердила Положение о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском маршруте регулярного сообщения;
- отделу транспорта и связи администрации города Твери поручила обеспечить формирование на городских маршрутах регулярного сообщения по лотам;
- утвердила форму заявки на участие в Конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования и форму типового договора на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования.
В соответствии с пунктами 2.2 и 4.1 Положения о конкурсе и пунктом 4 Постановления N 2847 организатор конкурса (Управление муниципального заказа Администрации г.Твери) формирует лоты конкурса и разрабатывает конкурсную документацию на основании представленной Отделом транспорта и связи администрации г.Твери (далее - Отдел транспорта) информации по схеме маршрута, типу, количеству, вместимости транспортных средств (что подтверждается письмом представителя Отдела транспорта от 18.04.2011 N 08/378).
В соответствии с пунктом 2.2. Положения о конкурсе городские маршруты регулярного сообщения, свободные места на городских маршрутах регулярного сообщения выставляются на Конкурс лотами.
Содержание данной нормы позволяет выставлять на конкурс лоты, сформированные по принципу "один лот - один маршрут", "один лот - несколько маршрутов" или все свободные места на одном или нескольких маршрутах одним лотом.
Вышеуказанный принцип формирования лотов и возможность выставлять маршрут единым лотом, без учета сложившихся с участием органов местного самоуправления конкурентных отношений, подтверждается позицией администрации, изложенной в письме от 18.04.2011 N 08/378 и практикой проведения конкурса от 10.03.2011, когда весь маршрут N 5 с 25 машинами (категория М3) выставлен на конкурс единым лотом.
Таким образом, пунктом 2.2 Положения о конкурсе, утвержденном постановлением N 2847, установлены нормы, которые влекут сокращение количества участников рынка в пользу участников, располагающих большим количеством подвижного состава и весомым положением на рынке. При этом сокращение количества участников рынка произойдет не вследствие естественных причин, обусловленных условиями конкуренции, а вследствие административного воздействия на рынок неконкурентными условиями конкурса.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая вышеизложенное, пункт 2.2. Положения о конкурсе, утвержденного Постановлением N 2847, о возможности выставлять на конкурс городские маршруты регулярного сообщения (как один, так и несколько) единым лотом может привести к ограничению и устранению конкуренции как в целом на рынке перевозок пассажиров транспортом общего пользования г.Твери, так и внутри каждого маршрута.
5. Согласно подпункту 4 "б" пункта 7.2 Положения о конкурсе соискатель не допускается к участию в Конкурсе, если автотранспортные средства соискателя, которые планируется использовать при осуществлении пассажирских перевозок по городским маршрутам регулярного сообщения, по которым проводится Конкурс, уже используются при осуществлении пассажирских перевозок на существующих маршрутах.
Администрацией г.Твери в письме от 18.04.2011 N 08/378 указано, что положения подпункта 4"б" пункта 7.2 Положения применяются только по отношению к автотранспортным средствам, использующимся на маршрутах г.Твери по договорам. Представитель Администрации г.Твери в ходе рассмотрения настоящего дела пояснил, что, исходя из требований данного положения, перевозчики, осуществляющие на момент проведения конкурса перевозки на территории иных муниципальных образований либо по межмуниципальным маршрутам могут принять участие в Конкурсах такими транспортными средствами.
Таким образом, не допускается участие в конкурсе действующих участников рынка перевозок пассажиров транспортом общего пользования г.Твери при отсутствии незадействованных на вышеуказанном рынке дополнительных транспортных средств.
При этом на территории г.Твери сложился функционирующий рынок перевозок пассажиров транспортом общего пользования по регулярным маршрутам, в т.ч. маршрутными такси, включающий в себя более 200 хозяйствующих субъектов (по состоянию на 01.01.2011), большинство из которых располагает 1-2 машинами, 10 машинами и более располагают 16 перевозчиков (3 из которых располагают более 20 машинами). Условие подпункта 4 "б" пункта 7.2 Положения о конкурсе ставит перевозчика в условия, при которых до проведения конкурса перевозчик будет вынужден расторгнуть договор перевозки на обслуживаемом им маршруте, и при отрицательных для него результатах конкурса не сможет вернуться на обслуживаемый ранее маршрут, что повлечет для него непредсказуемые последствия, поскольку Администрация г.Твери и Отдел транспорта не сформировали графика конкурсов не только на 2011 год, но и на ближайшее время. Условия подпункта 4 "б" пункта 7.2 Положения о конкурсе свидетельствуют об установлении необоснованных препятствований осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам и к хозяйствующим субъектам, что прямо запрещено частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", влечет сокращение количества участников рынка и ограничение конкуренции.
Кроме того, реализация при проведении конкурсов подпункта 4 "б" пункта 7.2 Положения о конкурсе будет противоречить части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", которой установлены антимонопольное требования к торгам и запрещено при проведении торгов органами местного самоуправления не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
6. Подпунктом 3 пункта 5.3. Положения предусматривается возможность представления соискателем к заявке справки о наличии профессионального опыта (стажа) работы в качестве перевозчика пассажиров, выданной Отделом транспорта.
В соответствии с пунктом 10.1 Положения наличие опыта является дополнительным критерием оценки: 3 балла за опыт работы от 1 до 3 лет либо 5 баллов за опыт работы более 3 лет. При этом, соискатель, который не представил в городскую конкурсную комиссию соответствующих документов, подтверждающих профессиональный опыт (стаж) работы в качестве перевозчика пассажиров, получает 0 баллов.
Однако ни Положение, ни иные акты Администрации г.Твери не содержат регламента по выдаче такой справки и перечня документов, на основании которых может быть выдана такая справка, а также Положение не содержит норм, определяющих возможность соискателя подтвердить опыт работы иначе и иными документами (при отсутствии справки Отдела транспорта и связи).
Следовательно, участники конкурса, осуществлявшие (осуществляющие) перевозки на территории иных муниципальных образований, и изъявившие желание участвовать в конкурсах г.Твери, будут поставлены в неравные условия по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществлявшими перевозки пассажиров на основании договора с Отделом транспорта и которым будет выдана соответствующая справка.
Таким образом, установление подпунктом 3 пункта 5.3. Положения о подтверждении профессионального опыта (стажа) работы в качестве перевозчика пассажиров только справкой Отдела транспорта, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, поскольку устанавливает не предусмотренные законодательством требования к хозяйствующим субъектам.
7. Пунктом 9.2 Положения о конкурсе оценивается экологический класс используемого перевозчиком подвижного состава: не ниже 3-го экологического класса - 7 баллов, не ниже 2 класса - 3 балла, отсутствие класса - 0 баллов.
Таким образом, машины 3 класса оцениваются выше более чем в 2 раза по сравнению с машинами 2 класса, при этом используемые перевозчиками на городских маршрутах современные машины с более высоким 4 -ым и 5-ым экологическим классом имеют одинаковую оценку с машинами 3-го экологического класса, не дает какой либо преимущественной оценки за наличие у перевозчиков машин высокого экологического класса и не стимулирует замену менее экологичных машин на более экологичные. Тем самым создаются дискриминационные условия для перевозчиков, имеющих подвижной состав выше 3-го экологического класса и реализация такого установленного порядка оценки по экологическому классу создает преимущества для перевозчиков, имеющих машины 3 экологического класса, что является нарушением статьи 15 Закона о конкуренции.
8. Установление пунктами 9.5, 9.6, 9.7 Положения различия в оценке в зависимости от того, имеется ли в наличии собственная территория для стоянки (10 баллов), своя служба контроля технического состояния транспортных средств (5 баллов), своя служба медицинского осмотра водителей (5 баллов), или имеются договоры пользования и оказания услуг на соответствующие цели, оцениваемые соответственно 5 баллов, 3 балла и 3 балла, ограничивает права участников конкурса по непонятному принципу, хотя и права собственников и права арендаторов предусматривают одинаковые права владения и пользования, является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных федеральным законодательством требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с гражданским законодательством любое лицо может заключить договор на выполнение услуг, работ и т.д. При этом выбор способа осуществления и организации охраны подвижного состава, контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки, медицинского осмотра водителей - собственными силами или по договору на оказание соответствующих услуг, не влияет на качество проводимых работ, услуг, а также качество обслуживания пассажиров и безопасность дорожного движения. Доказательств того, что от права владения производственной сертифицированной базой зависит безопасность дорожного движения, Администрацией г.Твери не представлено.
9. Пункты 2.2.1, 2.2.2 Договора перевозки, предусматривающие право Администрации ограничить или прекратить право Перевозчика на осуществление им перевозок пассажиров, сократить количество автобусов, снять с маршрута конкретные транспортные средства Перевозчика, внести изменения в договор в части расписания и движения транспортных средств, на основании изменения пассажиропотока (при том, что не установлено, кто будет отслеживать пассажиропоток и с какой периодичностью) дают возможность Администрации г.Твери произвольно, по своему усмотрению, вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, выигравших по конкурсу с определенными названными характеристиками маршрута, что недопустимо с точки зрения Гражданского кодекса РФ (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 2) и части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
10. Пунктом 5.3 Договора предусмотрено право заказчика (Администрации г.Твери) заявить Перевозчику односторонний отказ от исполнения договора в случае, если Перевозчик допустил более 6 (шести) каких-либо из указанных в п. 5.2 настоящего договора нарушений в течение трех месяцев, истекших со дня совершения первого из них.
Пунктом 5.2 Договора предусмотрена ответственность Перевозчика в виде штрафа в размере 1000 руб. за каждый случай нарушения, за которые установлена административная ответственность: выезд транспортного средства на маршрут при отсутствии лицензионной карточки; выезд транспортного средства на маршрут при отсутствии путевого листа (статья 12.3 КоАП РФ); отклонение от схемы движения маршрута, заезд автобуса на автозаправочную станцию с пассажирами (статья 12.23 КоАП РФ); разговоры водителя по телефону во время движения автобуса (статья 120.36.1 КоАП РФ); отсутствие страхового полиса(статья 12.37 КоАП РФ). Статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением (с грубым нарушением) условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом Положение не содержит регламента проведения проверок, осуществляемых Администрацией г.Твери (Отделом транспорта и связи иными органами) с целью выявления названных и прочих нарушений, указанных в пункте 5.2 Договора, формы их фиксирования, возможности проведения совместных проверок с иными органами, права на обжалование этих действий.
Кроме того, пунктом 5.2 Договора установлена ответственность за такие нарушения как:
- отказ в предоставлении информации Администрации, несвоевременное предоставление ему информации или предоставление ему недостоверной информации, что допускает свободное толкование, а также вызывает сомнение его правомерность, т.к. введение такой ответственности должно быть сопряжено с правом получить такую информацию, установленном законодательством,
- необоснованный отказ водителя от подписания документов, фиксирующих факт совершения нарушений со стороны уполномоченных представителей Администрации, что является ограничением прав и свобод гражданина. Федеральным законодательством не предусмотрена ответственность за отказ от подписания акта, фиксирующего как административное, так и иное нарушение, тем более водителем, а не законным представителем перевозчика.
Таким образом, установление пунктом 5.3 Договора возможности расторжения договора Администрацией г.Твери в одностороннем порядке, в зависимости от установления санкций без четкой регламентации порядка установления наличия нарушения, его фиксации и возможности обжалования, является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. путем установления не предусмотренных федеральным законодательством требований к хозяйствующим субъектам, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления, запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
11. В ходе рассмотрения настоящего дела не нашло подтверждение нарушения антимонопольного законодательства иными положениями Постановления N 2847, Положения и Договора.
В соответствии со статьей 7.2. соискатель не допускается к участию в Конкурсе, в т.ч. в случаях непредставления определенных статьей 5.2 Положения документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений, а именно: сведений (документов) о порядке организации мониторинга и диспетчеризации пассажирских перевозок с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS с целью обеспечения диспетчерского сопровождения, оперативного контроля за работой водителей на линии.
Однако, организация мониторинга и диспетчеризации пассажирских перевозок с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS в последующем оценивается как один из основных критериев конкурсного отбора (пункты 8.3, 9.4).
Представителем Администрации г.Твери указано, что установление положений о представлении о порядке организации мониторинга и диспетчеризации пассажирских перевозок с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS предусматривает необходимость представления сведений о ее наличии либо отсутствии, что нашло подтверждение при проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городских маршрутах регулярного сообщения 10.03.2011 (по маршруту N 5) и 15.03.2011 (по маршруту N 14), т.к. соискателям при отсутствии установленной системы ГЛОНАСС/GPS не было отказано в допуске и оценено в 0 балов и не ограничивает прав соискателей на участие в конкурсе.
Пункт 6 Постановления N 2847 и пункт 1.10. Договора действительно содержат противоречивые положения о сроке действия Договора, соответственно: 5 лет и не более 5 лет.
Представителем Администрации г.Твери указано, что срок договора составляет 5 лет, что нашло подтверждение при проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городских маршрутах регулярного сообщения 10.03.2011 (по маршруту N 5) и 15.03.2011 (по маршруту N 14), поскольку в конкурсной документации указан срок Договора - 5 лет.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать Администрацию г.Твери нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления пунктом 2.2 Положения о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения о конкурсе, утвержденного постановлением от 31.12.2010 N 2847, нормы, допускающей выставлять на конкурс городские маршруты регулярного сообщения (как один, так и несколько) единым лотом.
2. Признать Администрацию г.Твери нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления подпунктом 4 "б" пункта 7.2 Положения о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения, утвержденного постановлением от 31.12.2010 N 2847, нормы, запрещающей участие в конкурсе действующих участников рынка перевозок пассажиров транспортом общего пользования г.Твери задействованными на маршрутах транспортными средствами.
3. Признать Администрацию г.Твери нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления Положением о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения и Договором на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения, утвержденными постановлением от 31.12.2010 N 2847, норм, создающих необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке перевозок пассажиров, в т.ч. путем установления преимуществ отдельным перевозчикам и не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и к уменьшению количества перевозчиков на указанном рынке (подпункт 3 пункта 5.3, пункты 9.2, 9.5, 9.6, 9.7 Положения и пункты 2.2.1, 2.2.2, 5.2, 5.3 Договора).
4. Выдать Администрации г.Твери предписание о внесении изменений в пункт 2.2, подпункт 3 пункта 5.3, подпункт 4 "б" пункта 7.2, пункты 9.2, 9.5, 9.6, 9.7 Положения о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения и пункты 2.2.1, 2.2.2, 5.2, 5.3 Договора на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения, утвержденными постановлением от 31.12.2010 N 2847.
Председатель Комиссии: И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, И.В.Киртоакэ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 04-6/05-2011
03 мая 2011 года г.Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 03.05.2011 по делу N 04-6/05-2011 о нарушении Администрацией г.Твери части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
1. Администрации г.Твери в срок до 01 июня 2011 года внести изменения в следующие нормы Положения о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения и Договора на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения, утвержденные постановлением от 31.12.2010 N 2847 "О мерах по организации и проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения"
1.1. пункт 2.2 Положения о конкурсе, исключив возможность выставлять на конкурс городские маршруты регулярного сообщения (как один, так и несколько) единым лотом;
1.2. подпункт 4 "б" пункта 7.2 Положения о конкурсе, исключив норму о о недопустимости участия в конкурсе действующих участников рынка перевозок пассажиров транспортом общего пользования г.Твери с задействованными на маршрутах транспортными средствами;
1.3. подпункт 3 пункта 5.3 Положения о конкурсе, установив четкий перечень уполномоченных лиц и (или) перечень документов, подтверждающих опыт работы в качестве перевозчика пассажиров;
1.4. пункт 9.2 Положения о конкурсе, установив оценку по каждому экологическому классу подвижного состава, используемого для перевозки пассажиров;
1.5. пункты 9.5, 9.6, 9.7 Положения о конкурсе, исключив разную оценку в зависимости от прав на территорию для стоянки транспортных средств, службу контроля технического состояния транспортных средств, службу медицинского осмотра водителей
1.6. пункты 2.2.1, 2.2.2, 5.2, 5.3 Договора, исключающие необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке перевозок пассажиров, в том числе не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии: И.С.Демина
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, И.В.Киртоакэ
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 3 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016