Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 15 июня 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена " 03 " июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено " 15 " июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя комиссии Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии: Губановой - начальника отдела контроля органов власти, Лепихиной С.Н. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, Блинова К.В. - специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, рассмотрев дело N 05-10/60-11 по признакам нарушения Администрацией Томской области (Ленина пл., д. 6, г. Томск, 634050), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление П. (вх. N 269 от 20.01.2010), ООО "Дилижанс" (вх. N 685 от 12.02.2010) о наличии в действиях Администрации Томской области (Департамент по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса) признаков нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении лицензии ТОМ 01282 ТЭ на право пользования недрами ООО "Фортуна" (далее - лицензия ООО "Фортуна"), лицензии ТОМ 01220ТЭ на право пользования недрами ООО "Реконструкция" (далее - лицензия ООО "Реконструкция").
Согласно материалам, представленным с заявлением, лицензия ООО "Фортуна" на право пользования недрами выдана с целью добычи строительного грунта (песок, суглинок, песчано-гравийный материал). Данный участок недр расположен в Томском районе Томской области РФ, в окрестностях с. Кафтанчиково, левый берег р. Томи (далее - участок недр в с. Кафтанчиково). Лицензия зарегистрирована 08.05.2008, срок окончания действия которой 08 мая 2018 года.
Из ответа на запрос Томского УФАС России (исх. N НЧ/476 от 11.02.2010) следует, что Администрация Томской области при предоставлении лицензии ООО "Фортуна" соблюдала требования Закона Томской области от 12.09.2003 N 116-ОЗ "О недропользовании на территории Томской области" (далее - Закон "О недропользовании в Томской области").
Из ответа на запрос Томского УФАС России (исх. N НЧ/814 от 11.03.2010) следует, что Администрация Томской области предоставила лицензию ООО "Реконструкция" с целью добычи строительного грунта (гравий, галечник, глина) для инженерно-строительной деятельности. Данный участок недр расположен в Томском районе Томской области РФ, на восточной окраине с. Кафтанчиково в месте впадения р. Ум в р. Томь (737 км. от истока). Лицензия зарегистрирована 27.12.2007, срок окончания ее действия 31.12.2017. Администрация Томской области при предоставлении лицензии ООО "Реконструкция" соблюдала требования Закона "О недропользовании в Томской области".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно абзацу 6 статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон "О лицензировании") лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 6 Закона "О лицензировании" в полномочия лицензирующего органа входит предоставление лицензии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в редакции от 29.04.2008 (на момент предоставления лицензии ООО "Фортуна") основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Статьей 4 Закона "О недропользовании в Томской области" в редакции от 04.04.2008 (на момент предоставления лицензии ООО "Фортуна") определен порядок предоставления права пользования участками недр, в соответствии с которым (часть 4 статьи 4 Закона "О недропользовании в Томской области") Администрация Томской области обеспечивает опубликование информации о предоставлении в пользование участка (участков) недр в областных и издаваемых на территории соответствующего муниципального образования средствах массовой информации.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 4 Закона "О недропользовании в Томской области" при поступлении двух и более заявок на право пользования участком недр Администрация Томской области принимает решение об объявлении конкурса или аукциона.
Таким образом, на бесконкурсной основе право пользования участком недр предоставляется в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования информации о предоставлении в пользование участка недр одной заявки.
Администрацией Томской области установленный порядок не соблюден. В частности, опубликование информации о предоставлении в пользование участка недр в областных и издаваемых на территории соответствующих муниципальных образований области средствах массовой информации не обеспечено.
В части лицензии ООО "Реконструкция" то, согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона "О недрах" в редакции от 01.12.2007 (на момент предоставления лицензии ООО "Реконструкция") основанием возникновения права пользования участком недр является решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Порядок предоставления права пользования участками недр определен ст. 4 Закона "О недропользовании в Томской области" в редакции от 07.08.2007 (на момент предоставления лицензии ООО "Реконструкция"), в соответствии с которым (ч. 4 ст. 4 Закона "О недропользовании в Томской области") Администрация Томской области также обеспечивает опубликование информации о предоставлении в пользование участка (участков) недр в областных и издаваемых на территории соответствующего муниципального образования средствах массовой информации.
Администрацией Томской области установленный порядок не соблюден. В частности, опубликование информации о предоставлении в пользование участка недр, расположенного в Томском районе Томской области РФ, на восточной окраине с. Кафтанчиково в месте впадения р. Ум в р. Томь (737 км. от истока) в областных и издаваемых на территории соответствующих муниципальных образований области средствах массовой информации не обеспечено.
В результате несоблюдения Администрацией Томской области установленного порядка другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не обладая информацией о намерении предоставления в пользование участков недр в с. Кафтанчиково, не имели объективной возможности подать заявку и претендовать на право пользования данным земельным участком.
Таким образом, в результате несоблюдения Администрацией Томской области установленного порядка при предоставлении лицензий, ООО "Фортуна" и ООО "Реконструкция", для указанных хозяйствующих субъектов созданы преимущественные условия по сравнению с другими субъектами в сфере пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, то есть Администрацией Томской области были совершены действия, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, анализ конкурентной среды на товарных рынках следует проводить при необходимости. В данном случае необходимость анализа конкурентной среды отсутствует, так как осуществление действий (бездействия) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, является нарушением антимонопольного законодательства в независимости от наступления последствий.
В ходе заседания Комиссии, в связи с тем что Томский районным судом Томской области рассматривалось дело об оспаривании действий Администрации Томской области по предоставлению лицензий ТОМ 01282 ТЭ на право пользования недрами ООО "Фортуна" и лицензии ТОМ 01220ТЭ на право пользования недрами ООО "Реконструкция", а также другим требованиям (Дело N 2-50/10), принято решение рассмотрение дела N 05-10/60-11 приостановить, т.к. данное обстоятельство имело значение для рассмотрения настоящего дела, о чем вынесено соответствующее определение от 22 апреля 2010 года (исх. N НЧ/1603 от 23.04.2010).
В связи с вступлением в законную силу Решения по делу N 2-50/10, вынесенного судьей Томского районного суда Желудевой М.В., Комиссией принято решение рассмотрение дела N 05-10/60-10 возобновить и назначить на 03.06.2010, о чем вынесено соответствующее определение от 05.04.2011 (исх. N КБ/1911 от 05.04.2011).
В заседании Комиссии 03.06.2011 представители Ответчика пояснили, что проведение конкурсов для предоставления в пользование земельных участков и выдачи соответствующих лицензий с целью добычи грунтов, законодательством предусмотрено не было. Комиссией приняты указанные доводы Ответчика в силу Распоряжения Министерства природных ресурсов РФ, Госгортехнадзора РФ, АДМИНИСТРАЦИИ Томской области от 25.09.2003 N 437 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Томской области".
На заседании Комиссии 03.06.2011 представители Заявителя не явились, представив письменные ходатайства о прекращении рассмотрения дела N 05-10/60-10 в связи с тем, что Томским районным судом Томской области вынесено Решение по делу N 2-50/10 об оспаривании действий Администрации Томской области по предоставлению лицензий ТОМ 01282 ТЭ на право пользования недрами ООО "Фортуна" и лицензии ТОМ 01220ТЭ на право пользования недрами ООО "Реконструкция", а также другим требованиям в пользу истцов, каковыми являются Заявители.
В соответствии со статье 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что лицензия ТОМ 01282 ТЭ на право пользования недрами ООО "Фортуна" выдана 08.05.2008, лицензия ТОМ 01220ТЭ на право пользования недрами ООО "Реконструкция" выдана 27.12.2007, сроки давности рассмотрения дела N 05-10/60-10 о нарушении Администрацией Томской области (Ленина пл., д. 6, г. Томск, 634050) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", производство по делу 05-10/60-11 о нарушении части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с истечением сроков давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии _______________ И.В. Бутенко
Члены Комиссии: _______________ Р.Ш. Губанова
_______________ С.Н. Лепихина
_______________ К.В. Блинов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его
принятия в арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 15 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016